Статья "Медиаобразование - плюсы и минусы"


Медиаобразование – плюсы и минусы

Ромашина Ирина Владимировна,

директор ГБОУ Школы 1179, RomashinaIV@edu.mos.ru

Клещева Татьяна Валентиновна,

зам. директора ГБОУ Школы 1179, kleschevatv1179@yandex.ru


 

Мы живем в информационную эпоху, когда ежедневно каждый из нас принимает такой объем информации, на который не так давно потребовались бы не месяцы, а годы и десятилетия. Нам все труднее становится ориентироваться самостоятельно в обрушивающимся на нас потоке информации, охватывающей самые разные сферы человеческой жизни, особенно те, в которых мы не являемся специалистами. Именно объем получаемой информации и недостаток специальных знаний не позволяет нам часто сформировать собственную точку зрения на многие вопросы и, как следствие этого, возрастает риск формирования искаженного представления о мире и обществе в котором мы живем.

Неудивительно, что с учетом все возрастающей роли средств массовой информации в формировании социальных, моральных, художественных, интеллектуальных ценностей и интересов общества в целом и подрастающего поколения в частности, в обществе сформировалось понимание важности медиобразования.

«Российская педагогическая энциклопедия» трактует понятие «медиаобразования», как направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками и студентами «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.).

Основными задачами медиаобразования являются:

- подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации;

- научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств»[2 с.4]

В современном медиаобразовании выделены такие основные направления:

1) медиаобразование будущих профессионалов – журналистов (пресса, радио, телевидение, Интернет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и др.;

2) медиаобразование будущих педагогов в университетах, педагогических институтах, в системе повышения квалификации преподавателей вузов и школ;

3) медиаобразование как составная часть общего образования школьников и студентов, которое может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.);

4) медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах;

5) дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, системы Интернет;

6) самостоятельное/непрерывное медиаобразование. [1]

Предполагается, что медиа оказывает очень сильное прямое, в основном негативное воздействие на аудиторию. К примеру, школьники «внедряют» в жизнь приемы насилия, увиденные на экране. Аудитория состоит из массы пассивных потребителей, которые, как правило, не могут понять сути медиатекста, поэтому главная цель педагога – помочь учащимся понять, как медиа функционируют, чьи интересы отражают, каково содержание медиатекстов, как они отражают реальность, и как они воспринимаются аудиторией» [Masterman, 1997].

Во многих странах (Канада, Австралия, Великобритания, Франция и др.) существует сложившаяся система медиаобразования в средних и высших учебных заведениях. Еще в 1987 году Совет Европы принял «Резолюцию по медиаобразованию и новым технологиям», где придавалось огромное значе­ние медиаобразованию, которое «должно начинаться как можно раньше и продол­жаться все школьные годы в качестве обязательного для изучения предме­та».

Однако, многие педагоги да и родители, неоднозначно относятся к медиаресурсу: видя в нем источник знаний, но в то же время воспринимают его как помеху в образовании и воспитании; средство всестороннего развития с одно стороны и фактор, тормозящий последнее с другой и т.д. Действительно, средства массовой коммуникации могут способствовать как позитивному развитию человека, так и его опустошению, - духовному, нравственному, эстетическому кризису личности.

Действительно, информация, черпаемая нами из СМИ часто не только является источником новых знаний, но и идет в разрез с нашими собственными представлениями об окружающем нас мире или семейными ценностями. Поэтому, перефразируя известную цитату Макиавелли, если не можешь противостоять – возглавь.

С 2017 года в Москве стартовал проект «Московская электронная школа» (МЭШ). МЭШ дал в руки учителя-практика инструмент, который, с одной стороны, позволяет общаться с обучающимися «на одном языке» – языке современных компьютерных технологий, а с другой – позволяет превратить их из средства общения и развлечения в источник научных знаний и необходимых умений и навыков.

Уже сегодня библиотека МЭШ содержит значительное количество материалов, которые может использовать в своей работе КАЖДЫЙ учитель, имеющий доступ к Интеренету. Начинающий педагог найдет здесь готовые разработки уроков, более опытный или творческий – материалы, используя которые создаст свой собственный оригинальный проект.

Очевидно, что возможности медиапедагогики в развитии творческих способностей, самостоятельного мышления, воображения, полноценного восприятия, анализа и осмысления всего многообразия массовой информации как педагогом, так и обучающимися, практически безграничны.

Основной задачей ме­диаобразования является подготовка нового поколения к жизни в современных ин­формационных условиях, к восприятию и пониманию различной информации, осознания последствий ее воздействия на психику, овладе­ния способами общения на основе невербальных форм коммуникации и с помощью технических средств и современных информационных техноло­гий.


 

Использованные источники информации

  1. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики [Электронный ресурс] Адрес доступа: http://www.mediagram.ru/ netcat_files/101/119/h_f8d2564e526179a92b669ad19e2d8c6a

  2. Федоров, А.В., Челышева И.В., Новикова А.А. и др. Проблемы медиаобразования (научная школа под руководством А.В.Федорова). Монография. Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного педагогического института, 2007.- 212 c.


Полный текст материала Статья "Медиаобразование - плюсы и минусы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ромашина Ирина Владимировна  Ирина8601
07.06.2018 0 138 9

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0