Статья «Коммуникативная культура как условие совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов»


Коммуникативная культура как условие совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов.

Введение.
Коммуникативная культура – определяющее свойство человека ХХI века, естественное явление и процесс. Она имеет уникальный всеобъемлющий характер, являясь феноменом планетарного масштаба. Без определения закономерностей и особенностей развития коммуникативной культуры личности эволюция общего и профессионального образования невозможна.

Система глобальной коммуникации, рост ее интенсивности затрагивает каждого человека, становится условием осознания свободы, индивидуальности, осознания себя как личности, обладающей этической и нравственной ответственностью.

В связи с этим перед образованием ставится проблема повышения качества коммуникативной подготовки современных специалистов.

Эффективность профессиональной деятельности зависит от многих факторов, а среди них особое место занимает успешная коммуникативная деятельность специалиста как основа продуктивных взаимоотношений, достижения взаимопонимания и реализации целей и задач профессиональной деятельности и всей жизнедеятельности, как способ самосовершенствования, самореализации и преодоления личностных кризисов.

Становится очевидной необходимость специального, методологически обоснованного подхода к современным идеалам общественных отношений, исходя из глубокого и всестороннего анализа современного реального бытия людей, образа и конкретных социокультурных условий их жизни, в которых складывается характер, качество этих отношений – коммуникативная культура.

Целостному, концептуально построенному осмыслению коммуникативной культуры предшествовали исследования педагогов, психологов, социологов, философов, посвященные изучению разных слагаемых культуры личности и коммуникативно-информационного подхода к данной категории. Научное понятие «коммуникативная культура» еще не нашло своего раскрытия ни в педагогических словарях, ни в педагогической энциклопедии. Несмотря на это, нельзя сказать о слабой теоретико-методической проработке данного феномена. В современном научно-педагогическом информационном поле представлены различные подходы к трактовке данного понятия: методологический, мировоззренческий, психологический, социологический, лингвистический, искусствоведческий, адаптивный, духовный, что объяснимо взаимопроникно¬вением научных знаний из одной области в другую. 

В данной ситуации спектр изучаемых основополагающих вопросов  меняется по мере развития научной педагогической мысли, а также по мере того, как практика осознает проблемы реализации новых, наиболее совершенных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов.

В связи с этим  проблемой  исследования является педагогические условия развития коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки.

Выше изложенное определяет актуальность избранной темы. Ее результаты могут позволить уточнить и скорректировать ряд теоретических положений, касающихся системы организации учебного процесса, основанного на использовании инновационных технологий, способствующих развитию коммуникативной культуры будущего специалиста.

Основное значение моей  работы:

  1. уточнить понятия: «коммуникация», «коммуникативность», «общение», «деловое общение», «культура», «коммуникативная культура», «профессиональное общение», «искусство общения»;
  2. проанализировать критерии и показатели уровней развития коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки;
  3. установить закономерности коммуникативной культуры преподавателя и ее влияние на профессиональную подготовку студентов. 

Целью исследования является теоретически обосновать, разработать и экспериментальным путем доказать эффективность педагогических условий, способствующих развитию коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки.

Главные задачи моей работы  заключается в следующем:

  • выявить педагогические условия формирования коммуникативной куль¬туры студентов в процессе профессиональной подготовки (учебная среда, педагогические, организационно-педагогические, кадровые, про¬граммно-методические, психологические технологии);
  • сравнить ценностные отношения и профессионально-личностные ка¬чества педагога, способствующие развитию коммуникативной культуры студента в процессе профессиональной подготовки;
  • провести сопоставительный анализ современных программ формирования коммуникативной культуры студентов.

Глава I. Коммуникативная культура будущего специалиста и совокупность педагогических условий ее развития.

1.1 Сущность и значение коммуникативной культуры.
Для выявления сущности коммуникативной культуры как личностно-профессионального качества педагога нужно дать  анализ используемых понятий.

Коммуникация (лат.communicatio) — акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Коммуникативный — то же, что и коммуникабельный.

Коммуникабельный — склонный, способный к коммуникации, установлению контактов и связей, легко устанавливающий их.

Если обратится к энциклопедическому словарю, философской энциклопедии, словарям, использованным выше, то во всех перечисленных источниках термин «коммуникация» истолковывается как «путь сообщения, общения». Последовательно можно проанализировать два последних понятия. Понятия «сообщение» и «коммуникация» не разделяются в научных исследованиях. Анализ научной литературы позволил обнаружить противоречие. Нет единства в понимании терминов «общение» и «коммуникация». «Коммуникация» — чрезвычайно широкое и емкое понятие, ибо это осознанная и неосознанная связь, передача и прием информации, она наблюдается повсюду и всегда.

Сторонники единства в толковании вышеназванных понятий —  И.А. Зимняя, И.И. Иванец. С их точки зрения, неправомерно сводить процесс коммуникации к передаче кодированной информации от субъекта к объекту. По их мнению, коммуникация носит неизменно деятельный, диалогичный характер. Эти же черты присущи и общению

В своем исследовании я придерживаюсь точки зрения С.И. Самыгина, который, по сути, уточняет вышеприведенное понятие: «общение — более узкое по объему, коммуникация — более широкое по объему понятие — связь».

Коммуникация в процессе общения предусматривает, что преподаватель и студент в ходе совместной деятельности обмениваются различными представлениями, идеями, чувствами, настроениями и пр., т.е. информация не просто передается, а формируется, уточняется, развивается.

Коммуникативная функция общения между людьми имеет свою специфику.

Во-первых, общение — это не просто обмен или движение информации. Здесь имеется  в виду отношения двух индивидов, каждый из которых выступает активным субъектом.Во-вторых, обмен информацией предусматривает взаимовлияние субъектов, предполагает психологическое воздействие на поведение партнера с целью его изменения.В-третьих, коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда субъекты обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования (т.е. говорят на одном языке), когда знаки и закрепленные за ними значения известны всем.В-четвертых, для общения характерны коммуникативные барьеры, носящие социальный или психологический характер. С одной стороны, это различное мироощущение, миропонимание, порождающее разную интерпретацию одних и тех же понятий. С другой стороны, барьеры могут носить чисто психологический характер вследствие индивидуальных особенностей личности (застенчивость, скрытность, недоверие, несовместимость и т.п.).

Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств.

Педагогическое общение по функциям бывает контактное и дистанционное, информационное, побудительное, координационное, устанавливающее отношения взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Оно характеризуется двойственной направленностью, полиинформативностью, высокой степенью репрезентативности. Педагогическое общение образует специфический синтез всех основных характеристик, выражающийся в новом качественном содержании и определяющийся характером взаимодействия субъектов образовательного процесса. Наряду с общими чертами, присущими всем видам общения, педагогическое общение характеризуется целым рядом специфических черт, определяемых особенностями той системы отношений, в которой находятся субъекты образовательного процесса.

Коммуникация выделилась в самостоятельный объект социальных наук в связи с развитием технических средств передачи информации в 20-х гг. XX в. Использование технических средств и одновременно усложнение организационных условий привели к необходимости специального изучения закономерностей опосредствования информации. Развитию теории коммуникации способствовали точные науки, их выводы, единицы измерения, которые дают возможность рассмотреть под другим углом коммуникативный педагогический процесс.

Системно-коммуникативно-информационный подход позволяет определить критерии, условия и способы эффективности коммуникации на основе учета специфики протекания психических процессов в условиях передачи информации по каналу связи. Для исследования это является важным фактом, так как при этом уточняется само понятие коммуникации и взаимодействующих субъектов как систем, т.е. взаимодействуют функционально согласуемые системы: психика коммуникатора и психика реципиента (или реципиентов). 

Многими исследователями (Е.В. Бондаревская, Г.В. Звездунова, Е.А. Попова и др.) подчеркивается синонимичность понятий «культура» и «педагогика». Можно сделать попытку с таких же позиций проследить связь понятий «коммуникация» и «культура». Коммуникативная культура — это позиция личности, проявляющаяся в потребности взаимодействия с другими субъектами, целостности и индивидуальности, творческом потенциале человека и его способности поддерживать «мажорный характер» (Г.В. Звездунова) коммуникации, доброжелательное отношение к окружающим субъектам.Культура (лат. cultura) — уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности (культура труда, культура речи и т.д.).

Коммуникативная компетентность преподавателя — это комплекс знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения, приобретаемых человеком в ходе естественной социализации, обучения и воспитания. Несомненно, важную роль при этом играют природные данные и потенциал индивида. Особый интерес представляют положения, выдвинутые Е.В. Бондаревской. Педагогическая культура является сущностной характеристикой личности преподавателя и включает следующие составные компоненты:

  • педагогическую позицию и профессионально-личностные качества;
  • высокий уровень педагогических знаний и культуру профессионального мышления;
  • профессионально-педагогические умения и творческий характер педагогической деятельности;культуру поведения, общения, способность личности к саморегуляции.

Преподаватель, профессионально владеющий педагогической техникой, отличается умением превращать в аппарат педагогического воздействия свои эмоции, голос (тон, сила, интонация), речь, жест, мимику. Умение управлять своими психическими состояниями, педагогически действенно и эмоционально открыто выражать свое отношение к воспитанникам является одним из инструментов профессиональной техники преподавателя.

Выделение коммуникативных умений в структуре педагогического мастерства является общепринятым, о чем свидетельствует анализ позиций вышеназванных ученых. Для моей работы представляет особый интерес рассматривать коммуникативную культуру как составную педагогической культуры, характеризующуюся личностной и профессиональной ценностью, направленностью на другого субъекта педагогического процесса, формирующуюся во всех видах деятельности и общения.

Так как категория «педагогическая культура» является основополагающей для рассматриваемой категории коммуникативной культуры, мы считаем целесообразным проанализировать трактовки этого понятия, встреченные нами.

Таким образом, коммуникативная культура представляет собой совокупность норм, способов и форм взаимодействия и несет в себе лучшие образцы и ценности поведения. Культурный компонент коммуникации связан с системой эталонов и представлений личности, которые включаются в момент взаимодействия с другими субъектами.Назначение коммуникативной культуры — раскрыть и развить сущностные силы преподавателя. Но так как педагог создает себя сам, то коммуникативная культура в этом процессе выступает формой его самопроектирования.

Исходя из данных выше определений, термин «коммуникативная культура» понимается и используется как обогащение, совершенствование нематериальной жизни, высокая степень развития акта передачи, сообщения этой жизни, основанного на легко устанавливающемся взаимопонимании.

1.2.    Искусство общения как основа коммуникативной культуры.
Общение нельзя отнести к сложному и тем более слабо изученному процессу коммуникации. Все мы без особых затруднений общаемся между собой, влияем друг на друга, с детства владеем речевой деятельностью, как главным средством общения. И, тем не менее, многоплановый характер общения, включающий многообразие функций и сторон, вербальную и невербальную коммуникацию, является серьезным предметом научных исследований учеными разных направлений. Основываясь на анализе литературных источников,я попытаюсь раскрыть структуру функции делового общения, показать пути повышения его эффективности.

Для педагогического работника искусство общения является важнейшей профессиональной чертой, так как главным средством реализации обучения и воспитания выступает коммуникация. И, следовательно, от уровня развития у преподавателя коммуникативных способностей во многом зависит эффективность его работы. В условиях перестройки системы образования, когда демократизация пронизывает все стороны жизни граждан России, требования к деловому общению преподавателя возрастают.

Пришло время отказаться от авторитарного общения, сложившегося за многие годы в учреждениях управления и педагогического воздействия на студента. Авторитарное общение, как известно, легче, чем демократическое, так как основано на слепом подчинении и не требует кропотливой работы. Авторитарное общение обоими корнями уходит в административно-командную систему, и это стало серьезным тормозом в экономическом и политическом развитии не только системы образования, но и страны в целом. Демократическое общение труднее и сложнее, так как предполагает реализацию установок через приятие реципиентами целей коммуникаций. В любом общении проявляются в неразрывном единстве три его стороны: коммуникативная (передача информации), интерактивная (взаимодействие, взаимопобуждение), перцептивная (взаимовосприятие).

Речь следует рассматривать не только как процесс общения, но и как форму мышления. Поэтому такие особенности или свойства речи как логичность, ясность и последовательность выражения мысли играют важную роль в понимании обмениваемой информацией. При этом следует иметь в виду, что любая информация преломляется через опыт передающего (коммуникатора) и воспринимающего (реципиента). Следовательно, могут возникать разногласия в понимании ее сути, а при искаженных информациях развиваются конфликты.

Обмен информацией происходит в разных формах и условиях. В деятельности преподавателя важное место занимают не только уроки, но и публичные выступления. Причем, публичные выступления в форме лекций в Российской системе образования продолжают оставаться центральным звеном обучения и требуют от преподавателя более тщательной подготовки.Задача выступающего — дать вторичную логически упорядоченную информацию, помочь слушателям разобраться в потоке первичной информации, что позволит ему самому правильно анализировать услышанное и вызовет интерес к самостоятельной познавательной активности. В методическом плане творческое соразмышление достигается проблемным методом чтения лекций. Если лектор формулирует мысль на глазах аудитории, то между говорящими и слушателями возникает сопереживание, мыслительное содействие. Если лектор ставит проблемные задачи, если большинство слушателей принимает даже ограниченную активность в их решении, то в аудитории создается подлинный контакт.

Наиболее общие требования к содержанию лекции реализуются с учетом психологических особенностей речевой деятельности. На первое место по силе восприятия речи следует поставить ее эмоциональность. Эмоциональность речи достигается комплексом условий. Живым, ярким может быть только собственное слово. Слово, которое рождено творческой силой разума лектора, глубокими знаниями излагаемой проблемы, твердыми убеждениями. Именно глубокие знания, эрудиция и убежденность лектора являются определяющими условиями эмоциональности речевой деятельности. При этом существенную роль играет хорошая дикция, то есть чистое и ясное звучание каждого звука, четкое произношение слов.

Важным условием выразительности речи является ее темп и тон. Как медленный, так и быстрый темп утомляют аудиторию и гасят малейший стимул к непроизвольному восприятию. Большие паузы между словами и тональная однородность придает лекции монотонность, что усыпляет аудиторию. Но и быстрая речь, хотя и воспринимается аудиторией лучше, также затрудняет восприятие и требует проявления напряженности из-за чрезмерно большого потока информации. Обычно мы говорим со скоростью 110-130 слов в минуту. Для лекции желательно произносить примерно 100-110 слов в минуту, но при этом следует ускорять или замедлять темп, в зависимости от значимости текста: выводы и определения даются в более медленном темпе, чем изложение фактов и раскрытие содержания известных понятий. Путем изменения темпа речи достигается интонационная выразительность, которая может усилить внимание слушателя к наиболее важным положениям выступления.

На второе место по значимости речевого воздействия следует поставить грамотность и логическую стройность речи. Хорошая общая подготовка слушателей требует от лектора правильно, литературно выражать мысли. Если же в лекции допускаются неправильные ударения, отсутствует стилистическое богатство, то это резко снижает авторитет лектора. Культура речи означает умелое, свободное использование всех средств и выразительных возможностей литературного языка.

Из сказанного видно, что эффективность лекции или выступления прямо пропорциональна степени включенности выступающего и слушателей в информационное общение. И это зависит как от содержательности и информативности лекции, так и методов ее изложения. При этом существенную роль играет отношение аудитории к лектору, его привлекательности, авторитетности. В методическом плане следует иметь в виду стойкость первого впечатления о лекторе. Его оценка аудиторией и формирование образа в коллективном сознании начинается с восприятия внешности и заканчивается проникновением во внутренний мир выступающего. Слушатель, составив о лекторе чувственное представление, дает психологическую интерпретацию его личности. Все это вместе и определяет отношение слушателей к лектору и к его выступлению.

Конечно, искусство общения и его функции более ярко проявляются при разрешении конфликтов, в индивидуальных и коллективных беседах, протекающих в формах дискуссии, полемики, споров.

Более подробно следует остановиться на тактике общения при разрешении спорных вопросов, рассмотреть общение как межличностное взаимодействие.

Деловое общение в конфликтных ситуациях требует от собеседников высокой общей культуры, так как эмоциональная сфера человека окрашивает всю его психическую деятельность, включая и мышление. Поэтому в состоянии возбуждения общающимся трудно объективно оценивать обсуждаемую информацию, что часто переносится на восприятие личности и формирует неприятие друг друга. В таких случаях конфликт усиливается и вовлекает в свою орбиту других членов коллектива, придает психологическому климату напряженный характер. В этой связи, для педагогического работника возрастает необходимость знаний социально-психологических законов формирования и функционирования межличностных отношений, складывающихся в процессе совместной трудовой деятельности людей и способов общения при разрешении возникающих противоречий.

Такие взаимосвязи и взаимовлияния протекают на фоне социального контроля, который осуществляется на основе моральных норм, принятых в обществе, и который обеспечивает коррекцию поведения, если эти нормы нарушаются, включая механизмы социального контроля (осуждение, наказание или просто неодобрение). При этом существенную роль играют так называемые ролевые ожидания. Хочет того человек или нет, но окружающие ждут от него поведения, соответствующего принятым образцам. И если ролевые ожидания не оправдаются, между собеседниками возникает психологическое напряжение и, наоборот, соответствие слова и поведения взаимодействующих людей, приписываемым ожиданиям друг друга, обеспечивает успешность общения. Вот такое умение человека безошибочно приписывать другим ожидания того, что они готовы принять, называется тактом. Это не значит, конечно, что тактичный человек во всех случаях должен следовать предугадываемым ожиданиям. При расхождении принципов и убеждений тактичный человек вступает в противоречия, но делает это корректно, без оскорбления и унижения личности. Чаще же игнорирование приписываемых ожиданий ведет к бестактности, под которой понимается деструкция ожиданий в процессе общения, нарушающая взаимодействие собеседников.

В педагогической работе нарушение такта в общении приводит к крайне нежелательным последствиям — скрытым или открытым конфликтам, падению авторитета педагогического работника. Поведение, не соответствующее ожиданиям, приводит к межличностным конфликтам, что в свою очередь отрицательно сказывается на психологическом климате коллектива.

Под групповым конфликтом понимается столкновение различных тенденций в межличностных отношениях, связанных с выраженными отрицательными состояниями его участников. В субъективном плане любой конфликт оценивается человеком отрицательно, так как при этом возникает психологическое напряжение (стрессовое состояние), которое при длительном протекании с неизвестным результатом отрицательно влияет не только на жизнедеятельность организма, но и характер личности.

Вместе с тем, каждый педагог должен знать, что в объективном плане конфликт как разновидность проявления противоречий является источником развития. В основе этих противоречий могут быть предметно-деловые разногласия, способствующие активизации совместной деятельности, решению общественных задач, сближению точек зрения.

В качестве способов разрешения конфликтов можно предложить использовать такие, как юмор, признание достоинств субъекта конфликта, компромисс, третейский суд, обоюдный анализ и др.  Грамотное разрешение конфликтов — одно из условий создания нормальной психологической атмосферы.

Для нахождения истины педагогическим работникам приходится часто общаться в форме полемики и дискуссий, что требует от собеседников знаний и соблюдения определенных этических правил.

Полемика и дискуссия — сходные виды коммуникации. Если полемика — это острый спор, столкновение мнений, то дискуссия также связана с публичным обсуждением спорных вопросов, хотя и в менее острой форме. Поэтому следует остановиться только на социально-психологических особенностях полемики.

Полемика — это активный способ закрепления и углубления знаний, развития творческого мышления, умение вести спор. В то же время полемика — эффективный метод убеждения, когда участники полемики как бы самостоятельно приходят к тому, или иному выводу. Полемика может планироваться по заранее определенным вопросам, но может возникать и при разногласиях в беседе, при обсуждении доклада, проведении круглого стола и других форм общения.

Какова же главная цель полемики? Цель только одна: найти в споре истину или приблизиться к ней. Но спор сам по себе, как известно, далеко не всегда рождает истину. Продуктивность полемики зависит, прежде всего, от эрудиции участников, уровня их подготовленности по проблеме спора. Если же оппоненты стоят на ошибочных и тем более антинаучных позициях, то от такого спора вряд ли стоит ожидать доброжелательного результата. Иногда истина сложна и трудно уловима. Поэтому разовая полемика может и не дать конкретного результата.

Успех полемики во многом зависит и от умения слушать оппонента, сопереживать его взгляды, выражая это средствами невербальной коммуникации. Нужно смотреть собеседнику в лицо. Пусть ваш взгляд будет спокойным, пусть он будет живым и выразительным, но на лице не должно появляться безразличие, отвращение, гримасничанье. Правду и честность в полемике никто не осудит.

Искусство делового общения имеет большое значение для продуктивности труда любого педагогического работника. В общении отражается культурный уровень и интеллект человека. Закономерное повышение роли «человеческого фактора», овладение социально-психологическими методами управления людьми вынуждает усилить внимание к развитию у преподавателя коммуникативных способностей и, прежде всего, умения установить контакты с людьми. Процессы установления и поддержания контакта составляют рамку общения, являются его универсальным компонентом.

В психологии общения различают взаимодействие людей в процессе совместной деятельности, их общения между собой, обеспечивающее это взаимодействие, контакты, в которые люди вступают независимо от содержания и функций общения. Педагог должен уметь войти в разговор, выйти из разговора, поддерживать определенный, так называемый, уровень интимности.

Успех публичной коммуникации зависит, так же, от социально-психологических умений. Эти умения обеспечивают способность создавать и поддерживать в глазах аудитории такой свой образ, который наиболее выгоден с точки зрения эффективности педагогического воздействия. В социальной психологии это называется самоподачей.

Каждая форма общения имеет свои психологические возможности и особенности. Тем не менее, выделенные основные группы коммуникативных умений в решающей степени обеспечивают эффективность общения.

Глава II. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе.

2..1. Формирование коммуникативной культуры студента как основа профессиональной подготовки.

Процесс формирования коммуникативной культуры существует в рамках педагогического процесса, который определяется как реализация цели образования и воспитания в условиях систем, в которых организовано взаимодействие воспитателей и воспитуемых, (субъект — объект) воспитания. Среди элементов педагогического процесса выделяются: его цель, содержание, формы и методы подготовки, а также его результаты. Это позволяет рассмотреть процесс формирования коммуникативной культуры через описание элементов, его составляющих. 

Подготовка специалиста это процесс, целевым назначением которого является профессиональная готовность специалиста. Кроме цели, в процессе подготовки анализируются: структура, образующая его деятельность, этапы и формы организации, принципы подготовки и методы. Что касается некоторых исследований процесса, относительно проблем профессионально-педагогического становления, наблюдаются попытки заменить понятие «процесс подготовки» понятием «готовность к педагогическому процессу».

На мой взгляд, данные подходы могут быть оправданы только в том случае, когда речь идет о структуре подготовки, т.к. готовность к педагогической профессии отражает все компоненты процесса подготовки. Вообще готовность к педагогическому процессу может быть рассмотрена с двух сторон:

  • с одной стороны, как устойчивая характеристика личности;
  • с другой — как состояние.

Следовательно, результатом процесса подготовки является готовность как устойчивая характеристика личности.

Коммуникативная деятельность, как и любая другая, в призме личностного подхода отражена в мотивационной сфере субъекта, содержании коммуникативной деятельности и в умениях, позволяющих осуществлять эту деятельность. Подготовка включает в себя не только деятельность преподавателя и обучаемого, образующих процесс обучения, но и самостоятельную деятельность субъекта, самоучение, усвоение субъектом опыта путем анализа, осмысления и преобразования сферы деятельности, в которую он включен. Таким образом, на каждом этапе подготовки существует преобладающий вид деятельности, который и необходимо активизировать.

Мотивационный аспект процесса подготовки формируется в результате целенаправленного обучения, успех деятельности которого во многом зависит от состояния личности, её мотивов и желания самого субъекта. Содержательный аспект формируется в результате обучения и представляет собой деятельность по усвоению и передаче системы знаний. Практический аспект осуществляется как в процессе обучения, так и в индивидуальной творческой деятельности самого субъекта. При этом самостоятельная творческая деятельность субъекта строится на основе сформированных мотивов, системы необходимых знаний, наличия практических умений и предполагает деятельность на основе творческой самореализации в коммуникативной деятельности.

Таким образом, рассматривается процесс подготовки студентов по формированию коммуникативной культуры как процесс, результатом которого является повышение коммуникативной культуры будущих преподавателей. Коммуникативная культура является условием формирования профессионала. Процесс формирования коммуникативной культуры студентов обладает рядом признаков, характеризующих педагогический процесс. Среди них можно выделить следующие:

  • дифференцированность;
  • целесообразность;
  • поэтапная организация и последовательность.

Формирование коммуникативной культуры студентов выступает одним из основных условий процесса воспитания. Исходя из того, что коммуникативная культура характеризует качество коммуникативной деятельности, нужно уделить особое внимание этому процессу в системе становления специалиста. Подготовка к профессиональной деятельности предполагает формирование структурных компонентов коммуникативной культуры в разных аспектах: мотивационно-ценностном, содержательном и практическом.

Поэтапная организация подготовки предполагает постановку целей на каждом этапе подготовки. В формировании коммуникативной культуры студентов закономерно выделить следующих три этапа.

I этап (подготовительный). Его основной целью является формирование ценностного отношения к общению и его культурным формам. Он осуществляется в рамках преподавания цикла психолого-педагогических дисциплин. Основным методом является введение значимой информации об общении в содержание традиционных предметов психолого-педагогического цикла.

II этап (теоретическая подготовка). Основной целью является формирование системы знаний об общении, коммуникативной деятельности и коммуникативной культуре, что может быть достигнуто путем введения отдельных тем в традиционные курсы, разработки специальных, вариативных и факультативных курсов. Наиболее перспективным представляется выделение дисциплин, обеспечивающих интенсивную коммуникативную подготовку студентов, например, «Методика воспитательной работы», «Основы педагогического мастерства», «Культура речи», «Основы коммуникативной культуры» и другие. Основными формами являются лекционные, семинарские, практические и лабораторные занятия. Среди внеаудиторных форм — самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя по подготовке сообщений и написанию рефератов и курсовых работ.

III этап (практическая подготовка). Основной целью является развитие и закрепление навыков коммуникации. Во время этой практики основное внимание уделяется коммуникативной деятельности. Используются практические методы: наблюдение и анализ коммуникативной деятельности, упражнения и тренинги, инструктаж, организация коммуникативной деятельности студента в различных ситуациях.

Каждый из этапов подготовки опирается на достижения предыдущего. Поэтому для реализации задач подготовки необходима последовательная смена этапов в рамках целостного педагогического процесса.

Коммуникативная культура студента совершенствуется в его профессиональной деятельности, предполагая использование полученных знаний.

Это возможно лишь при условии, что коммуникативная культура станет значимым качеством личности, будет одним из критериев оценки и системой требований к педагогу-специалисту.

Дифференцированность предполагает использование различных форм и методов, направленных на достижение цели на каждом этапе процесса формирования. Лекционные занятия на I и II этапах отличаются содержательной наполненностью. На первом этапе подготовки в лекционные курсы вводится информация о значимости и ценности общения. Эта информация может иллюстрировать или пояснять основные педагогические категории и понятия. На лекционных занятиях ставятся проблемные вопросы, повышающие значимость коммуникативной культуры.

На семинарских занятиях обсуждаются вопросы, которые требуют глубокого теоретического осмысления. Занятия, построенные таким образом, способствуют проявлению самостоятельности студентов при изучении отдельных теоретических вопросов.

Лабораторно-практические занятия решают задачи ознакомления с системой технологических знаний. На этих занятиях формируются начальные умения, студенты знакомятся с принципами анализа различных проявлений коммуникативной культуры и в разных ситуациях, а также — с основными принципами анализа элементов коммуникативной культуры. Занятия позволяют развивать и закреплять социальные навыки коммуникации.

Практическая работа студентов представляет собой профессиональную деятельность во время практики. Студенты побуждаются к самоанализу и совершенствованию этой деятельности.

Основными методами в процессе формирования коммуникативной культуры студентов являются: дискуссия, наблюдения, беседы, моделирование ситуации, решение задач, упражнения, ролевые игры, тестирование и др.

Итак, в рассматриваемом процессе формирования коммуникативной культуры студентов необходимо выделить следующие моменты: 1) осуществляемое в рамках педагогического процесса формирование коммуникативной культуры студентов обладает следующими признаками: целесообразностью, целостностью, дифференцированностью, последовательностью и поэтапностью организации; 2) результатом сформированности коммуникативной культуры студентов является профессиональная готовность их к использованию этих элементов в своей профессиональной деятельности; 3) особенность коммуникативной культуры студентов, как качества коммуникативной деятельности, определяет организацию процесса подготовки студентов к формированию их коммуникативной культуры и позволяет рассматривать этот процесс в трех аспектах: мотивационно-ценностном, содержательном и практическом.

2.2. Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов.

Выпускник школы, как и всякий человек, обладает определенным жизненным опытом, который складывается из пяти компонентов:

  1. Ценностный опыт: интересы, идеалы, убеждения, нравственно- этические нормы и предпочтения. Этот опыт ориентирует усилия человека на формирование коммуникативной.
  2. Опыт рефлексии: соотнесение знаний о своих возможностях, самом себе с требованиями деятельности и решаемыми при этом задачи.
  3. Опыт привычной активизации: оперативная подготовленность, адаптация к ситуации, изменяющимся условиям работы, расчет на определенные условия в достижении успеха (помогает приспособить свои усилия для решения значимых задач).
  4. Операциональный опыт: общетрудовые, профессиональные знания, умения (коммуникативные умения), а также умения саморегуляции (объединяет конкретные средства преобразования ситуации и своих возможностей).
  5. Опыт сотрудничества: складывается при взаимодействии с другими участниками совместной деятельности, способствует объединению усилий, совместному решению задач и предполагает предварительный расчет на сотрудничество.

Все пять компонентов субъектного опыта составляют целостную систему жизненного опыта субъекта деятельности, в данном случае субъекта общения — будущего специалиста. Таким образом, первый (начальный) уровень его коммуникативной культуры можно представить в виде следующей цепочки умственных действий: наблюдения — впечатления — переживания — коммуникативный опыт.

Выявление этого индивидуального коммуникативного опыта есть первое необходимое условие развития коммуникативной культуры профессионала.Следовательно можно сконструировать модель изменения поведения, состоящую из трех стадий: подготовки, осознания и переоценки.

Следовательно, получение информации о структуре и функциях работы будущего специалиста, изучение, оценка, описание собственных коммуникативных способностей, осознание необходимости их развития на основе сравнения с идеальными — является вторым необходимым условием развития его коммуникативной культуры.

В основе коммуникативных способностей лежат отношения. Можно предположить, что получение информации о собственных коммуникативных способностях, а также усвоение учебной информации о коммуникативных качествах, необходимых для развития коммуникативной культуры, на основе сравнения и анализа ведет к осознанию будущим специалистом необходимости развития собственной коммуникативной культуры.

Гуманистические тенденции в обществе, изменившие картину окружающего мира, предъявляют новые требования к специалистам. Поскольку вся профессиональная деятельность осуществляется через общение, то коммуникативная культура будущего специалиста в последнее время является предметом пристального внимания исследователей.

Понятие «коммуникативная культура» восходит к родовым понятиям «культура» и «коммуникация». Современные исследователи рассматривают культуру в трёх аспектах: аксиологическом, деятельностном и личностном. Культура рассматривается как специфический (культурный) способ деятельности, как качественная характеристика способов жизнедеятельности человека — как общественной, так и индивидуальной. Личностный подход состоит в рассмотрении культуры как среды, растящей и питающей развитие личности. Учитывая все эти три подхода к определению культуры, можно выделить те её составляющие, которые необходимы для определения понятия «коммуникативная культура будущего специалиста»:

  1. духовные и нравственные ценности, идеалы и нормы;
  2. знания, умения и навыки осуществления профессиональной деятельности;
  3. личностные качества, способности и отношения человека к природе, себе, другому.

Изучив определения и характеристики понятия «коммуникация», можно прийти к выводу, что точного единого определения нет. Но существуют два подхода: коммуникация в узком смысле как передача информации и в широком смысле — как общение между людьми.

Рассмотрев все виды коммуникации в широком смысле слова, можно осознать, что поскольку главный инструмент профессиональной деятельности — это профессиональное общение, постольку успех работы специалиста будет зависеть от уровня культуры его профессионального общения. Поэтому, употребляя термин «коммуникативная культура», нужно иметь  в виду культуру профессионального общения.

На основании всего вышеизложенного можно прийти  к выводу что коммуникативная культура — это совокупность личностных коммуникативных качеств и коммуникативных умений, которая характеризуется наличием коммуникативного идеала, знанием норм и правил профессионального общения, ценностным отношением к обучаемому, знанием собственных коммуникативных качеств и умением владеть ситуацией.

Коммуникативная культура будущего специалиста выполняет следующие функции: информационную, аффективную, регулятивную, мотивационную и рефлексивную.

Развитие коммуникативной культуры — перевод будущего специалиста с начального уровня (коммуникативной грамотности) на уровень коммуникативной компетенции — может произойти при определённых необходимых и достаточных условиях.

Заключение.
Данная работа показала, что в любой деятельности такие свойства личности, как общительность и коммуникативная компетентность, коммуникативная культура, ставшие профессионально личностными качествами, могут обеспечить продуктивность общения. Педагог с низким уровнем развития общительности, с отсутствием эмоциональной культуры, со слабо сформированными коммуникативными умения¬ми, проявляющимися в невысокой культуре общения и профессиональной культуре, не способен создать культурно-развивающий потенциал среды, воздействующий на личности обучающихся, их познавательную мотивацию.

Успешное управление педагогическим общением требует умений в распределении внимания и поддержании его устойчивости; умения выбора по отношению к аудитории и отдельным студентам наиболее подходящего способа поведения и обращения, который обеспечивал бы готовность студентов к восприятию информации, помогая снимать психологический барьер возраста и опыта, приближая педагога к обучающемуся; умения анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях, создавая опыт эмоциональных переживаний, обеспечивая в группе атмосферу благополучия.

В настоящее время в образовании происходит смена приоритетов, становится возможным усиление его культурообразующей роли, появляется новый идеал - человека образованного, в виде «человека культуры», человека, обладающего умственной, этической и общественно-духовной культурностью.Средством и условием достижения этого идеала, самой целью образования становится формирование коммуникативной культуры личности.

Эффективность формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в условиях современной профессиональной подготовки во многом зависит от знания норм, ценностей и установок, реализуемых в общении; отношения к человеку как субъекту общения; знания психологии об¬щения, которое должно строиться на принципах доверия, взаимопонимания, сотрудничества.

Согласно полученным данным, коммуникативная культура базируется на основных принципах общения, которое представляет собой взаимосвязанную систему психологических функций деятельности, практических методов и средств для самореализации личности. Важными принципами педагогического общения, лежащими в основе формирования коммуникативной культуры, является также система (приемы и навыки) организационного социально-педагогического взаимодействия педагога и воспитываемого и обмен информацией, сопровождаемый оказанием воспитательного воздействия с помощью коммуникативных средств.

Условиями, влияющими на эффективность формирования коммуникативной культуры личности, являются:

  • ориентация процесса подготовки на повышение коммуникативной культуры будущих специалистов;
  • создание развивающей образовательной среды, системы психолого-педагогической диагностики, а также проведение спецкурсов, тренингов, спецсеминаров и других форм делового общения, способствующих познавательной эффективности учебного процесса;
  • использование в процессе обучения инновационных педагогических технологий, форм и методов, поддерживающих и регулирующих коммуникативную культуру студентов и повышающих качество образования на всех этапах коммуникативной подготовки (подготовительном, теоретическом и практическом);
  • выделение цели подготовки в различных ее аспектах (мотивационно-ценностном, содержательном и практическом), отражающих характер воз¬действия на мотивационную, интеллектуальную и поведенческую сферы личности студента в процессе формирования и совершенствования профессиональной культуры будущего специалиста.

Исходя из актуальности проблемы формирования основ коммуникатив¬ной культурыличности,можно сделатьвывод что, коммуникативная культура является основой деятельности будущего специалиста и определяет его успешность.

Список литературы.

  1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. — Р-н-Д, 1999.
  2. Воробьева С.В.Основы управления образовательными системами: учеб. пособие, – М.: 2008.
  3. Иванец И.И. Педагогические условия развития речевых коммуникаций старших дошкольников: Дис. канд. пед. наук. — Р-н-Д, 1997. 
  4. Звездунова Г.В. Колледж как среда становления основ педагогической культуры: Дис. канд. пед. наук. — Р-н-Д, 1998. 
  5. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2011.
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Р-н-Д, 1997. 
  7. Педагогика и психология высшей школы / Под ред.С.И. Самыгина. Р-н-Д, 1998. 
  8. Попова Е.А. Культурологическая направленность профессионально-педагогической подготовки студентов: Дис. канд. пед. наук. — Р-н-Д, 1999. 

Полный текст материала Статья «Коммуникативная культура как условие совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Силаева Оксана Сергеевна  Оксана4078
04.08.2018 0 138 9

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0