Статья "Развитие творческих способностей младших школьников"


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты и восприимчивы и любопытны. Для развития творческих способностей детей необходимо создать ситуацию заинтересованности. Развивающее обучение направлено на то, чтобы дети не только запоминали факты, усваивали правила и определения, но и обучались рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.

Творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

- познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности;

- задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым;

- система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между ребенком и взрослыми, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать свое мнение.

Способности бывают учебными и творческими. Они отличаются друг от друга. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений и навыков, формирование качеств личности. Вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различных областях человеческой деятельности. Высокий уровень развития способностей называют талантом.

Младший школьный возраст остаётся благоприятным для развития творческих способностей. Дети, в отличие от взрослых, способны проявлять себя в различных видах деятельности - учебной, художественной. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах, предметных олимпиадах. Учителям и взрослым следует помнить, что развитое творческое воображение, типичное для детей младшего школьного возраста, по мере взросления человека постепенно снижается. Вместе с уменьшением способности фантазировать «обедняется» личность, гаснет интерес к искусству и науке.

Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности – от решения головоломки, до изобретения новой машины или научного открытия. Суть их одна: при решении таких задач происходит опыт творчества, находится новый путь или создаётся нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности - всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческие способности развиваются в творческой деятельности, при выполнении различных творческих заданий. Есть великая «формула», приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и, наконец, открыть истины, никому ещё неизвестные». Данное правило можно применить и для учебного процесса. Согласно им, развивать творческие способности младшего школьника можно в три этапа.

На первом этапе дети должны получить базовые знания в той или иной области, познакомиться с понятиями и их свойствами. Для первого этапа развития творческих способностей, мы предлагаем следующие задания: Классифицирование объектов, Устанавливание ситуаций, явлений по различным основаниям. Видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между причинно-следственных связей. Выявлять и выделять противоположные признаки предмета системами. Делать рассматривание различных систем в развитии, формировать противоречия. Разделять противоречивые свойства предметов предложения прогнозного характера. Представлять пространственные объекты в пространстве и во времени.

На втором этапе детям предлагаются задания с опорой на предыдущий этап. Когда дети будут иметь представления о тех или иных понятиях, им можно предложить выполнение рисунков к стихотворениям; экскурсии; такие задания, как: красочное оформление сочинений по русскому языку и пр; составление кроссвордов; участие в дидактических и сюжетно – ролевых играх на уроках и внеурочное время; в конкурсах, олимпиадах и т.д.

На третьем этапе детям предлагаются задания, в которых они сами являются создателями «нового продукта». Здесь детям можно предложить такие задания: нарисовать машину будущего, придумать новый вид шоколада, сочинить загадку, сказку и т.д.

Для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста можно использовать только первые два этапа, но для наилучшего результата развития творческих способностей работа учителя должна строиться с учётом всех вышеперечисленных трёх этапов. Главное, при выборе творческих заданий следует учитывать следующие требования:

- ежедневное и систематическое включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений; - стараться использовать творческий потенциал ребёнка в соответствии с уровнем его развития (посильность выполнения творческого задания); - творческие задания должны постепенно усложняться; - при оценке творческих работ учащихся отмечать положительные стороны (о недостатках работы, выполненной ребёнком, следует говорить корректно, так как резкое замечание может отбить у ученика желание выполнять творческие задания в будущем); - привлекать семью к выполнению творческих заданий. Вести разъяснительную работу среди родителей.

Каждый учитель, который стремиться развивать творческие способности ученика, может в своей практике использовать следующие типы уроков:

творческие мастерские;

интегрированные уроки;

внеклассная работа (классные часы, организация классных и семейных праздников).

Очень большую роль в развитии творческих способностей играют интегрированные уроки. Интеграция – средство, обеспечивающее целостное познание мира и способности человека системно мыслить при решении практических задач. Во время интегрированного урока дети более полно стараются раскрыть свой творческий потенциал, чувствуют себя раскованней. При использовании интегрированных уроков, можно выделить следующие положительные стороны интеграции:

1. Благодаря интеграции в сознании учеников формируется более активная и всесторонняя картина мира.

2. Ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер.

3. Учитель по – новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.

4. Интегрированные уроки позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения (мышления творческого потенциала и т.д.).

5. Интегрированные уроки снимают утомляемость.

6. Интегрированный урок обеспечивает совершенно новый психологический климат в процессе обучения и создаёт новые условия деятельности учителя и учащихся.

Особую роль в развитии творческих способностей играет подготовка и проведение классных праздников. В современном мире много самых различных предложений проведения праздников, но самые запоминающимися являются те мероприятия, где дети сами являются актёрами. Ученики во время подготовки к праздникам становятся раскрепощёнными, сами мастерят себе костюмы и делают декорации к сценкам, сочиняют конкурсы для своих одноклассников, родителей. Главная задача в данной работе - это привлечение к работе большего числа учащихся, чтобы никто не оставался в стороне. Очень часто творческие задания требуют от ребёнка применение специальных способностей, например, ученику предлагают сделать рисунок к одному из литературных произведений. Далеко не каждый ребёнок может выполнить работу очень хорошо, но при этом каждый хочет, чтобы его работа была самой лучшей. В таких ситуациях на помощь младшему школьнику могут прийти родители. Поэтому значение отношения старшего поколения к проблемам развития творческого способностей велико. Одни родители могут способствовать развитию творческих способностей, а другие родители своим равнодушным отношением могут отбить желание у ребёнка выполнять творческие задания и творческие способности начнут постепенно угасать. В таком случае учителю необходимо вести разъяснительную работу. В связи с этим я предлагаю вам рекомендации, которые можно обсудить на родительском собрании:

Отвечайте на вопросы ребёнка честно и терпеливо.

Воспринимайте вопросы и высказывания ребёнка всерьёз.

Предоставляйте комнату, угол исключительно для него.

Сделайте стенд, где ребёнок может показывать свои работы.

Не ругайте за беспорядок, если это связано с творчеством.

Покажите ребёнку, что его воспринимают, безусловно, таким, какой он есть, а не за успехи или достижения.

Поручайте посильные дела и заботы.

Берите его в поездки по интересным местам.

Помогайте ребёнку общаться с детьми разных культурных слоёв.

Не сравнивайте своего ребёнка с другими, указывая при этом на его отрицательные качества.

Не унижайте и не давайте ему почувствовать, что он хуже вас.

Приучайте мыслить самостоятельно.

Снабжайте играми, книгами….для любимых занятий.

Побуждайте у ребёнка воображение, фантазии, мечты.

Приучайте к чтению.

С вниманием относитесь к потребностям ребёнка.

Находите ежедневно время, чтобы побыть с ребёнком наедине.

Включайте ребёнка в обсуждение семейных дел.

Учите общаться с людьми любого возраста.

Разрабатывайте эксперименты с детьми.

Не запрещайте играть с хламом.

Не ограничивайте темы обсуждений с детьми.

Давайте детям возможность самостоятельно принимать решения.

Подводя итог своей статьи, напрашиваются следующие выводы:

каждому учителю необходимо развивать у учеников творческие способности, так как творческой личности легче адаптироваться в социуме и противостоять негативным обстоятельства, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей, саморазвитию.

Развивать творческие способности младших школьников можно как на уроках, так и во внеурочное время. Предлагая им разнообразные творческие задания, происходит формирование таких важных личностных качеств, как ответственность, самостоятельность, появляется интерес к школьным предметам. Принимая участие в конкурсах, дети начинают понимать значимость учебного процесса. На развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте оказывают творческий подход учителя к педагогической деятельности и отношение семьи. Таким образом, работая над развитием творческого потенциала младших школьников, мы в конечном итоге получаем всесторонне гармонично развитую личность, способную быстро адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира.

Список, использованной литературы:

  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа, 2017г, №4 с.80-81.

  2. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований//Актуальные проблемы возрастной психологии – М., 2014г.

  3. Миронов Н.П. Способность и одарённость в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2016г.-№ 6. С33-42.

  4. Немов Р.С. Психология-М.-2013г., с.679.

  5. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей.- М. Владос,-2011 – с.22.

     


Полный текст материала Статья "Развитие творческих способностей младших школьников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Нещадимова Людмила Евгеньевна  Публикатор
09.08.2018 0 298 11

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

На наш сайт поступил вопрос от родителя: "Мой ребенок учится в первом классе. Когда дети пишут прописи или просто работают в тетрадках, учитель заставляет выделять орфограммы в слове другим цветом шариковой ручки. Для написания одного слова ребенок несколько раз меняет ручки (синяя, зеленая). Правильное это обучение?". Ответ дает учитель математики, пользователь нашего сайта. 

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0