Статья "Как научить пятиклассников работать в команде и помочь им адаптироваться - мнение начинающего учителя-предметника"


Как научить пятиклассников работать в команде и помочь им адаптироваться - мнение начинающего учителя-предметника

Что такое адаптация? Адаптация – это процесс приспособления к новым жизненным условиям, в которых оказывается человек. На протяжении всей своей жизни человек переживает этот период несколько раз.

Первый год жизни ребёнка, его первые слова и шаги, вхождение его в коллектив детей (ясли, сад). И, наконец - обучение в школе, где ребёнок переживает период адаптации несколько раз – в 1 классе, в 5-ом и 10-ом классах. Затем уже следуют более поздние и взрослые периоды адаптации.

В сети Internet огромное множество статей для родителей, классных руководителей и даже самих пятиклассников на тему «Как помочь адаптироваться своим детям в 5-м классе».

Я учитель-предметник. Начинающий учитель. Преподаю информатику в 7-11 классах и математику …в 5-м классе. Для таких как я – начинающих- тоже должна быть статья-шпаргалка на тему «Как научить пятиклассников работать в команде и помочь им адаптироваться».

Пятиклассники. Это подростки с кипучей энергией, активным стремлением к творческой деятельности – у меня их 20 человек…20 неиссякаемых батареек.

Сегодняшние пятиклассники стремятся к самостоятельности во всём. У них появляется особое свойство личности – чувство взрослости. Это чувство может возникать в результате осознания подростком сдвигов в своём физическом развитии. И во взаимоотношениях с взрослыми подросток уже не чувствует себя ребёнком. Он хочет и может участвовать в настоящем труде, иметь серьёзные обязанности и поручения, он стремится к познанию окружающего мира, хочет отстаивать свои права и независимость, но при этом по-детски рассчитывает на помощь, поддержку и защиту (и даже некоторый контроль) со стороны взрослых, хоть и не готов в этом, признаться.

Переход в средние классы можно образно сравнить с переходом на новую работу. Ещё недавно, в начальной школе дети были самыми старшими, а спустя 3 месяца, оказались самыми младшими в средней школе. Очень непросто ощущать себя снова малышами, а ещё и учиться всему заново.

У пятиклассников появляется много новых предметов, и они уже не столь «наглядны», как в начальной школе, и требуют абстрактного мышления; по каждому предмету свой учитель, и все они разные. И каждый из этих учителей, по-разному оценивает учеников, предъявляет свои требования, у каждого совершенно иного стиля общения с учениками, голос, темп урока, чем был в начальной школе.

Домашнее задание теперь дается по каждому предмету, в большом объеме и становится ужасом для пятиклассников (почти ночным кошмаром).

Дети с сильной нервной системой легко привыкают и приспосабливаются к такому взаимодействию, чего не скажешь о медлительных и впечатлительных пятиклассниках, которые есть в каждом классе. Они могут не воспринимать объяснения, которые подаются в непривычной для них форме, и реагировать на незнакомые интонации и противоречивые требования либо заторможено, либо эмоционально «взрываться». Настроение ребёнка ухудшается, качество усвоения материала страдает, отношения с окружающими портятся. Ребёнка как будто подменили: оценки плохие, дисциплина ужасная, родителей вызывают в школу. Если в начальной школе были только отличники и ударники, то в пятом классе отличники часто имеют четвёрки, а ударники становятся троечниками. «Что делать? Как исправить ситуацию?» - недоумевают родители.

Многие родители считают, что с переходом в среднюю школу самостоятельность их детей резко возрастает, что проблемы взаимоотношений в новом классе надуманы.

И самая основная и серьезная проблема, которая может в дальнейшем вылиться в то, что можно очень часто увидеть полицейских хрониках – дети затравливают дуг друга, избивают, снимая на камеры телефона и выкладывая в сеть, чтобы заработать лайки и стать популярными среди своих сверстников. Нет дружного коллектива. Каждый сам за себя…словно в джунглях. Порой формируются микрогруппы. Зачастую эти микрогруппы конфликтуют друг с другом. И о каком учебном процессе или командной работе можно в такой обстановке говорить?.. Ребенок думает не о том, что говорит учитель, а о том «Как выжить в классе».

В первые пару месяцев пыталась «сдружить» их на своих уроках, чтобы они работали одним коллективом. Попытки оказались тщетны. Много статей перечитала в интернете. Но в итоге помог совет самого лучшего друга – мамы. Она прошла со мной все мои адаптации, в том числе и школьные…В чем заключается совет?

Помните октябрятские звездочки? Нас в классах делили по пять человек – звездочки. Все в звездочке отвечали друг за друга, помогали, поддерживали, дружили…Между звездочками были соревнования. Было интересно и приносило пользу.

Так вот, совет заключается в следующем – если не можешь сплотить класс в единый коллектив, собери их в группы – звездочки, назначь старшего в каждой из них. Пусть научатся, для начала, «дружить» внутри звездочки, а дальше будет проще их «соединить» в единое целое – класс.

Я так и сделала. Собрала 4 математические звездочки. Старалась сгруппировать их так, чтобы в каждой звездочки были и отличники, и хорошисты, и те, кому нужна помощь.

Ребята восприняли идею с энтузиазмом, после того как объяснила им преимущества работы в команде: Соревнования, Взаимопомощь, Самоконтроль, Дружеская поддержка и т.п.

В итоге каждой математической звездочке было придумано название, девиз, талисман.

Еще раз хочу повторить, что в моем определении слова «Звездочка» никакого политического подтекста здесь нет – ТОЛЬКО желание сплотить ребят, помочь им адаптироваться, дать им понять, что они не одни, не выброшены в одинокое плавание.

 

 

Соревнования, конкурсы, эстафеты (разговор пока только о математике).

Кто больше всего любит соревноваться с другими? Кто больше всего любит доказывать свое превосходство? Ответ прост – дети. Ввела систему «Плюс-минус». Звездочка победила – плюс заработала, плохо вела себя – минус. Теперь за поведением и успеваемостью на уроке слежу не только я, но и каждый ученик в звездочке. В конце недели плюсы и минусы подсчитываются и звездочка, у которой плюсов больше, получает 5 баллов в журнал.

 

Наши соревнования:

подбираю примеры на действия (расставь действия и посчитать), делю доску на 4 части. По одному выходят ученики от каждой звездочки к своей части доски, решают пример, и «передают» эстафетную палочку следующему в своей команде. Звездочка, прошедшая первой, получает плюс;

 

математические раскраски (это они любят больше всего).

Цветные карандаши у них всегда с собой, рисовать они любят. И принцип весьма прост – посчитал пример, по ответу выбрал цвет, закрасил. Распечатываю одинаковые раскраски для всех.

 

Звездочка, закончившая первой (и, самое главное, закрасившая верно все области) получает плюс.

таблица умножения (это больная тема для всех, включая старшеклассников). Набираю примеры из таблицы умножения (без ответов, конечно же). Формирую бланки примеров 20-30. Распечатываю для каждого.

 

Звездочка, решившая все примеры первой (и, самое главное, верно) получает плюс.

таблица Шульте (помогает развивать внимание). Распечатала для каждой звездочки.

 

Почти на каждом уроке устраиваем пятиминутную эстафету. Называя число (успеваем найти 5-10 чисел), звездочка, нашедшая искомое число, поднимает руку. Звездочка, которая нашла большее количество чисел, получает плюс.

загадки, ребусы и т.п. (на логику и сообразительность). Например, какое число должно быть на месте вопроса:

 

Взаимопомощь.

В чем это заключается на моих уроках:

можно помогать друг другу на проверочных и самостоятельных, а также при решении примеров и задач для закрепления пройденной темы (приучаю их тому, что каждый несет ответственность за то, чтобы внутри их звездочки тема урока была усвоена);

если тема непонятна, то те из звездочки, кто тему понял, могут объяснить другим (даже во время урока разрешаю подходить друг к другу для этого);

все должны получить вовремя домашнее задание (особенно актуально в случае, если кто-то не был на уроке);

Самоконтроль.

Не забывая о том, что пятиклассники стремятся к самостоятельности во всём, вменила в обязанности старшего в звездочке до урока (либо в начале урока) опрашивать свою команду по теме, по которой я устрою опрос на уроке (предупреждаю их заранее). Пока один отвечает – другие слушают, запоминают, вспоминают.

Дружеская поддержка

Любому, даже «очень взрослому» пятикласснику нужна дружеская поддержка. Делом. Словом. Иногда достаточно просто того, чтобы выслушали. Не всегда ребенок готов всё рассказать родителям – нужен сверстник, ведь только он сможет понять. Внутри звездочки должна сложиться такая доверительная атмосфера. Каждый должен быть уверен, что всегда придут на помощь.

Что еще…Физкультминутки. Без них никак нельзя – они помогают в начале урока «разбудить, расшевелить» ребят. Я и в данном процессе задействовала звездочки. Каждая из них выбрала из моей подборки «читалок» свою. В начале урока звездочка выходит к доске, весь класс около своих парт. Звездочка читает свою речевку, показывает остальному классу, какие движения необходимо делать под каждую «фразу-команду».

Класс с удовольствием всё выполняет. Времени занимает немного, но польза огромна – ребята проснулись, оживились, готовы воспринимать информацию.

Например:

 

После физкультминутки, а также в середине урока, «завожу» их цепочками устного счета. Ответы выкрикивают, шум, конечно, стоит сильный, но…во-первых, командная работа, а во-вторых, возможность выплеснуть накопившуюся энергию (возможность «выкричаться» им помогает продержаться в тишине оставшуюся часть урока, а это для них обычно весьма затруднительно).

 

 

Вкратце, пока всё.

 

P.S: Уважаемые коллеги! Любите свою профессию, и не сомневайтесь в правильности её выбора. Уважайте детей, и они ответят вам тем же! И еще очень важно понимать, что – не когда знающий объясняет незнающим, а когда собравшимся ХОРОШО ВМЕСТЕ. А что ещё и полезно – это следствие!

 

P.S.S: Прошу не судить строго. Очень надеюсь на обратную связь от более опытных учителей. Надеюсь на ВАШУ оценку. Если по проделанной мной работе возникли предложения или замечания, то прошу ответить на e-mailprimavim@yandex.ru. Всем отвечу.


Полный текст материала Статья "Как научить пятиклассников работать в команде и помочь им адаптироваться - мнение начинающего учителя-предметника" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Привалова Марина Александровна  primavim
11.11.2018 0 503 50

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0