Статья "Реализация здоровьесберегающего подхода через групповые формы обучения"


Реализация здоровьесберегающего подхода чрез групповые формы обучения

Насонова Н.А.

 

В настоящее время особенно актуальна проблема здоровьсбережения подрастающего поколения, а также отмечается возрастающая роль и ответственность образовательных учреждений всех типов за охрану жизни и здоровья учащихся.

Сохранению психического здоровья учащихся способствует здоровьесберегающее обучение, которое опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности, достигается через учет особенностей аудитории, создание благоприятного психологического фона на занятии; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Результатом здоровьесберегающего обучения является предотвращение усталости и утомляемости; повышение мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений. Результативность зависит от личного примера педагога; применения специальных педагогических технологий, использования эффективных средств самооценки деятельности педагога на уроке.

Здоровьесберегающие технологии - система мер по охране, укреплению и сохранению здоровья учащихся, учитывающая условия образовательной среды и условия жизни самих учащихся.

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает развитие личностных (социально-значимых) качеств учащихся посредством учебных предметов и создает оптимальные условия для самовыражения учеников.

Технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения позволяет осуществлять, прежде всего, учет особенностей аудитории, а также создавать условия для самовыражения учащихся, подбирать приемы, влияющие на появление и сохранение познавательного интереса к учебному материалу.

Технология проблемного обучения предполагает постановку развивающей цели, формулирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а также поиск вариантов решения. Данная технология создает условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, разнообразия учебной деятельности, а также позволяет использовать разнообразные приемы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу.

Технология диалогового обучения дает возможность учителю строить учебное занятие на диалоговой основе, т.е. превратить его в пространство эффективного общения, где реализуются такие грани диалога как: информативная, интерактивная, эмотивная, креативная. Это означает, что на уроке приоритетными становятся такие тенденции как взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимодополнение, взаимоподдержка.

Технология рефлексивного обучения содержит информацию о рефлексии, ее сущности, этапах, видах. Используя данную технологию, учитель имеет возможность отслеживать в процессе занятия уровень понимания учащимися учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и занятию в целом посредством обратной связи.

Чтобы проанализировать занятие с точки зрения сохранения здоровья учащихся, используется определенная схема, пункты которой приведены ниже.

Схема анализа занятия (здоровьесберегающий аспект)

  1. Гигиенические условия в кабинете: чистота, температура и свежесть воздуха, искусственное и естественное освещение, мебель, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей, цветовая гамма и т. п.

  2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем: устный опрос учащихся, конспектирование устной речи, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4 - 7 видов деятельности за занятие.

  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7-10 минут.

  4. Число использованных учителем методов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех методов за занятие.

  5. Чередование методов преподавания - не позже чем через 10-15 минут.

  6. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (учащиеся в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

  7. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, развития познавательного интереса, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

  8. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой деятельности.

  9. Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью занятия. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 30-40 минут занятия по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у учащихся желания их выполнять.

  10. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

  11. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на занятии: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.

  12. Благоприятный психологический климат на занятии, который также служит одним из показателей успешности его проведения. Заряд положительных эмоций, полученных учащимися и самим учителем определяет позитивное воздействие учебного процесса на здоровье.

  13. Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов, музыкальных минуток и т.д.

  14. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений учащихся в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания занятия.

  15. Темп и особенности окончания занятия. Желательно, чтобы завершение занятия было спокойным: учащиеся имели возможность задать преподавателю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися.

Реализовать приемы и методы здоровьесберегающих технологий позволяет групповая форма обучения.

Групповая работа - форма организации коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях, в ходе которой происходит овладение обучающимися знаниями, формирование у них умений и навыков.

Виды групповой работы:

По содержанию:

  • однородной – единое содержание групповой работы;

  • -дифференцированной – различные задания у каждой группы;

  • комбинированной – как одинаковые, так и различные задания.

По составу:

  • работа в малых группах постоянного состава;

  • работа в в малых группах переменного состава.

Технология групповой работы:

  1. Подготовка к выполнению группового задания:

- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

- инструктаж о последовательности работы;

- раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

- знакомство с материалом, планирование работы группе;

- распределение заданий внутри группы;

- индивидуальное выполнение задания;

- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

- подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть:

- сообщение о результатах работы в группах;

- анализ познавательной задачи, рефлексия;

- общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели;

- дополнительная информация учителя.

 

Организация учебно-познавательной деятельности заключается в том, что:

- учебная группа делится на несколько групп (по 3-6 чел) для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает конкретное задание, которое может быть как одинаковое для всех групп, так и дифференцированное;

- в результате индивидуального вклада каждого члена группы в работу достигается общая цель, поставленная перед учащимися;

- задание выполняется под руководством учителя или лидера группы таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы может быть непостоянный (подбирается по принципу объединения учащихся разного уровня обученности, информированности по предмету, психологической совместимости) и постоянной.

Проектирование занятия (Г.Е. Муравьева)

  1. Анализ темы и содержания учебного материала, структурирования содержания, выделение в нем отдельных блоков, частей, элементов.

  2. Формулирование заданий для учащихся по освоению каждого элемента содержания.

  3. Выбор вида групповой работы (по составу участников и по содержанию занятия).

  4. Определение способа формирования групп (постоянный или непостоянный).

  5. разработка форм выдачи заданий, инструкций для учащихся, алгоритмов деятельности, памяток и др.

  6. Продумывание возможных затруднений учащихся при выполнении заданий и способов их устранения.

  7. Определение способа и последовательности подачи результатов работы групп.

  8. Обдумывание содержания урока: форму обобщения результатов работы группы, выделение главного расстановку акцентов.

  9. Определение критериев и формы оценка деятельности учащихся (самооценка, взаимная оценка, оценка учителя).

  10. Продумывание способов использования внешних условий образовательного процесса: учебно-материальной базы, социального, нравственно-психологического климата.

  11. Подготовка необходимого для занятия оборудования и материалов.

  12. Распределение времени на каждый учебный вид деятельности.

  13. Составление подробного проекта занятия.

  14. Мысленное проигрывание разработанного занятия.

Таким образом, положительным при использовании групповых форм является развитие каждого учащегося с учетом его индивидуальных возможностей, интенсификация учебного процесса, повышение познавательной активности, развитие самостоятельности, осознанное и более прочное усвоение знаний, формирование умения объективной самооценки и взаимной оценки, формирование коммуникативных качеств, сохранение психического здоровья участников образовательного процесса.

 


Полный текст материала Статья "Реализация здоровьесберегающего подхода через групповые формы обучения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Насонова Надежда Анатольевна  Надежда0820
02.12.2018 0 106 10

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0