Статья "Современные образовательные технологии в поддержку ФГОС общего образования: от творчества на уроке к творчеству в жизни"


Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, основная задача которого - развитие личности учащегося. Современные образовательные технологии позволяют реализовать познавательную и творческую активность школьника, повышать качество образования, эффективно использовать учебное время.

Слайд 1 Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, основная задача которого - развитие личности учащегося. Современные образовательные технологии позволяют реализовать познавательную и творческую активность школьника, повышать качество образования, эффективно использовать учебное время. 

В школе мы учим детей коммуникационным навыкам, правильным ценностям, умению искать новые решения, учим ребёнка быть личностью, быть собой.

Слайд 2 Может быть, все наше педагогическое мастерство и держится на одной-единственной задаче – любить детей! И именно наша любовь, переплавленная в самые современные технологии и методики, должна помочь нашим ученикам устоять в этой жизни, научиться делать самостоятельный выбор!

Кто подвигнет тебя к небесам?
Только сам!
Кто низвергнет тебя с высоты?
Только ты!
Где куются ключи к твоей горькой
судьбе?
Лишь в тебе!
Чем расплатишься ты за проигранный
бой?
Лишь собой!
Что сказать мне тебе и кляня и любя?
Верь в себя, верь в себя, верь в себя!!!
(Николай Левинтов)

Слайд 3 Самым трудным для меня всегда было так организовать учебный творческий процесс, чтобы все ученики были не пассивными слушателями, а активными участниками урока. Главная сложность при этом видеть каждого ребёнка отдельно, управлять творческим поиском каждой группы и держать во внимании весь класс.

Слайд 4 Более рационально организовать мыслительный процесс позволяет приём «Шесть шляп». Различные способы мышления распределяются по соответствующим шляпам.

Белая шляпа: принимается во внимание подробная и необходимая информация. Только факты. Уточняются, конкретизируются, подбираются новые данные.

Желтая шляпа: исследование положительных сторон. Не просто позитивная оценка данного события, явления, факта, а поиск доказательств, аргументов.

Черная шляпа: критическое отношение к событию, явлению. Необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против.

Красная шляпа: чувства, догадки и интуитивные прозрения. То есть эмоциональное восприятие увиденного, услышанного, без обоснования причин сомнений.

Зеленая шляпа: фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях.

Синяя шляпа: Вывод. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Шляпы, то есть выбор того или иного способа мышления, можно использовать в любом порядке. Не обязательно доставать все шляпы.

Главное для учителя — создать такую проблемную ситуацию, которая вызвала бы всесторонне обсуждение, неоднозначные решения и оценки.

Учитель в ходе урока подходит к каждой из групп, ни в коем случае не высказывая оценочных суждений. Только направляет дискуссию.

На следующем этапе урока каждая из групп докладывает о результатах своего обсуждения. Участникам других групп разрешается возражать, задавать вопросы.

Разумеется, важно подвести итоги дискуссии. Вот тут учитель может высказать свою точку зрения, свою гражданскую позицию.

Слайд 5 Примерные задания при изучении романа «Война и мир» Л.Н.Толстого.

  1. Одной группе поручить разобраться в истории создания произведения. С какими проблемами сталкивался Л.Н. Толстой. 
  2. Другой группе найти аргументы, почему это произведение считается одним из лучших в мировой литературе. 
  3. Третьей группе — попытаться доказать, что роман «Война и мир» не актуален для 21 века. 
  4. Четвёртой группе — наоборот, показать актуальность произведения для наших современников. 
  5. Пятой — на том, что нового внёс Л.Н. Толстой в жанр прозы. 
  6. Шестая — эксперты. Подвести итоги обсуждения.

Слайд 6 Учить детей самостоятельно добывать знания мне помогает техника интерактивного обучения. Роль учителя при этом только направлять, координировать работу учеников, помочь разработать план поиска и координировать работу в группах.

Работая над поставленной задачей, ребята учатся культуре дискуссии и общения, учатся сотрудничать, слушать друг друга, обмениваются знаниями, идеями, каждый вносит посильную лепту в общее дело. 

Я заметила, что психологический климат меняется, активно участвуют в обсуждении и решении поставленных задач даже те дети, которые обычно отмалчиваются, а иногда они приходят к очень интересным выводам.

Эта техника повышает ответственность учителя. Необходимо владеть всей информацией, время от времени умышленно создавать перед группами «тупиковые» ситуации, которые иногда требуют вмешательства учителя. В данном случае «запрос» о новых знаниях идёт от учеников.

Но ни в коем случае, подойдя к группе, учитель не подсказывает, а направляет её дальнейший поиск. Главное, чтобы дети поняли: самостоятельно добывать знания – это интересно и необходимо.

Интерактивное обучение предполагает нестандартный подход к организации занятий. Чем неожиданнее будет представлена проблемная ситуация, тем больше надежд на высокий обучающий эффект.

Слайд 7 На уроках по развитию речи я использую педагогический приём «Если бы…», ученикам предлагается составить рассказ о том, что происходило бы при определённых условиях, если что-либо изменить.

Можно создать такой рассказ общими усилиями. Первый ученик произносит первое предложение «Если бы…». Следующий участник вторую часть предложения использует для начала своего предложения «Если бы…» и т.д.

Приведу пример:
Первый участник:
«Если бы в сказках не было зла, то все герои были добрыми»
Второй участник:
«Если бы все герои были бы добрыми, то не с кем было бы бороться»
Третий участник:
«Если бы не с кем было бороться, то все сказки стали бы скучными»
И так далее.

Происходит погружение в ситуацию, сослагательный характер предложений позволяет предположить, что случилось бы с литературным героем, как бы развивались события в произведении, если бы ситуация или поступки персонажа были другими. Своеобразный алгоритм развивает речь учащихся, воображение, умение прогнозировать и изменять ситуацию.


Полный текст материала Статья "Современные образовательные технологии в поддержку ФГОС общего образования: от творчества на уроке к творчеству в жизни" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фиденко Наталья Александровна  natalyafidenko
03.12.2018 0 193 46

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0