Доклад «Формы работы с одарёнными детьми на уроках математики в рамках реализации ФГОС НОО»


 

 

Доклад по теме:

«Формы работы с одарёнными детьми на уроках математики в рамках реализации ФГОС НОО».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: учитель начальных классов

МАОУ Новоалександровской СОШ

Петрова Н.В.

 

 

 

 

 

2015 г

«Одаренные дети» — это особые дети. Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.

А.Н. Колмогоров

Прежде всего мы должны понять: какого ребёнка считать одарённым?

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Какого же ребёнка считать одарённым? Вообще существует две крайние точки зрения:

1. Все дети являются одарёнными.

2. Одарённые дети встречаются крайне редко.

В настоящее время одарёнными принято считать:

  • детей с интеллектом выше среднего;

  • детей с высоким уровнем творческих способностей;

  • детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);

  • детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Выделяют следующие виды одарённости:

  • Одарённость в практической деятельности;

  • Одарённость в познавательной деятельности;

  • Одарённость в художественно-эстетической деятельности;

  • Одарённость в коммуникативной деятельности;

  • Одарённость в духовно-ценностной деятельности.

А.Н. Колмогоров

Детей проявляющих талант в математике отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Успехи таких детей, чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету «математика» и его преподавателю.

Главным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса при обучении одаренной личности является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, оптимизацию с учетом возраста учащегося, уровня математической подготовки, развития общеучебных умений, специфики решаемых образовательных и воспитательных задач.

Следует всемерно способствовать потребностям и запросам школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к математике. Урок имеет ограниченное время, и именно этого времени зачастую не хватает ни учителю, ни ученику для решения задачи, не требуемой программой обязательного уровня подготовки. Такие школьники должны получать индивидуальные задания (и в первую очередь нестандартные математические задачи), их следует привлекать к участию в математических кружках, олимпиадах, факультативных занятиях; желательно рекомендовать им дополнительную литературу.

Учебный процесс для одаренной личности необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы повышенной сложности, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся с математическими склонностями, формирование у них навыков умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов.

ФГОС не противоречат, а, наоборот, расширяют возможности использования основных подходов к разработке содержания учебных программ для обучения одаренных школьников. К основным подходам относятся:

1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности одаренных детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Позитивным примером такого обучения могут быть творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.

А в рамках урока при изучении умножения на двузначное число всем классом одарённому ребёнку даётся задание на умножение многозначных чисел. При этом он испытывает больший интерес и закрепляет по максимуму навыки умножения.

2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. Обучение одаренных детей в школах и классах с углубленным изучением учебных дисциплин.

В нашем случае это может быть углубленное изучение отдельных тем в рамках кружка. Например задания типа: Найдите площадь фигуры. (Дан четырёхугольник с вырезанной фигурой внутри).

3. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обогащенная программа обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.

В рамках урока технологии 4 класс рассматривается тема «Водоканал» на которой дети знакомятся с устройством струемера. Здесь же присутствует задание: вычислите, сколько воды утекает за 1 минуту из разных отверстий приспособления. Определите диаметр отверстия струемера, при котором вода расходуется экономно.

4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

Например при изучении задач на движение даётся задание найти как можно больше способов решения задачи. Или как вариант взаимосотрудничества :Объяснить слабому ученику наиболее простой способ решения задачи на движение.

Разноуровневое обучение. В каждом классе, на каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях. Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. У учителей накоплен банк разноуровневых заданий и упражнений по предметам учебного плана начальной школы. Реализовать себя обучающиеся могут, участвуя в предметных олимпиадах.

Проектно-исследовательская деятельность. Она даёт возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Обучающийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом, осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе.

Например: в 4 классе при выполнении проекта «Математика в цифрах» обучающиеся сами находили информацию по теме, старались подобрать наиболее интересный аспект изучения темы, пользовались информационными ресурсами, посещали сельский совет, детский сад, рисовали рисунки, а затем оформляли и защищали свои проекты. Проектно – исследовательская деятельность показывает у каждого ребёнка его способности и одарённости в творчестве.

Необходимо, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию, умел самостоятельно использовать страницы Интернета для саморазвития и получения дополнительной учебной информации.

В то же время всегда необходимо помнить три закона развития высоких способностей (одаренности), которые отметила В.С. Юркевич:

  1. Развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции;

  2. Для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности);

  3. Деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка) должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации).

Создание условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся, сохраняя индивидуальность и личностный подход на уроках и во внеклассной деятельности – одна из задач современной школы.

Вовремя выявить способного и одарённого ребёнка, научить его самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить – задача творчески работающего учителя.

 


 

 


 


 


Полный текст материала Доклад «Формы работы с одарёнными детьми на уроках математики в рамках реализации ФГОС НОО» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрова Наталья Валерьевна  Первая3564
05.12.2018 0 293 26

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0