Статья "Нужно ли принимать чувства ребенка?"


Я работаю учителем в школе уже больше 10 лет. И каждый день наблюдаю за детьми. Как они растут, меняются. Как меняется их отношение к учебе, к окружающим, к себе. Я знаю, что не одинока в своих наблюдениях, каждый учитель начальных классов видит эти изменения.

Наблюдая все это, я пришла к выводу, что с каждым годом (новым потоком) детям все сложнее говорить о своих чувствах, все сложнее выражать свои эмоции. Вы можете сказать: «Ну да, дети взрослеют, подростковый период дает о себе знать, в этот период они начинают замыкаться» и т.п. Кстати, подростковый возраст наступает раньше, по сравнению с десятилетней давностью. Раньше это был период 5-6 классов, сейчас с особенностями поведения подростков приходиться работать нам, учителям начальных классов. Это неудивительно, мир «бежит» вперед, реальность требует раннего взросления.

Но сейчас не об этом. А о том, что дети приходят в 1 класс и уже не умеют выражать свои эмоции «правильно». Не умеют распознавать эмоции и не могут эмоционально правильно отреагировать на ситуацию. В этом виноваты мы – взрослые. Родители, воспитатели, учителя. Нас самих учат – «Улыбайся!» Дети не видят правильной реакции и не могут в последствии ее распознать.

Конечно, Вы скажете: «Дети как никто умеют чувствовать людей, даже не зная их. Могут радоваться абсолютно незнакомым людям или начать плакать при виде вполне милой девушки.» Полностью согласна. Именно поэтому дети в растерянности. Представьте, маленький ребенок разбил вазу. Реакция мамы первая: злость, обида и при этом она говорит: «Ничего страшного, все хорошо.» Но ребенок-то чувствует, что не «хорошо». Реакция вторая: злость, обида и рассерженная мать начинает срываться на ребенка (потому что к этому еще и проблемы на работе), возможно применит силу, накажет ребенка. Малыш начинает считать, что он совсем плохой и во всем виноват. Но это тоже не выход.

Что же делать? Решение, которое могу я предложить очень сложное, сложное для многих людей. Если говорить о примере, который я привела, то можно сделать следующее – сказать ребенку, что мама очень расстроена, огорчена, обижена и т.п. Вместе убрать все, ведь когда ребенок помогает убирать за собой он, как бы, исправляет свою ошибку. Возможно, потом вместе выбрать и купить новую вазу, такую же или другую.

Основным моментом является проговаривание своих чувств и эмоций, которые испытываем. Можно предположить, что дети не понимают, они еще маленькие для этого. Я считаю, что нет. В любом возрасте дети способны понять, о чем ему говорит взрослый будь то словесные или интуитивный (эмоциональный) уровень, главное, чтобы не возникал резонанс между словами и эмоциями, которые «транслирует» взрослый.

Так и происходит в большинстве случаев – либо «Улыбаемся» и все всегда хорошо, либо срыв и выброс агрессии.

Вот к 1 классу к нам приходят ребята, которые опасаются или неправильно (уже неправильно) трактуют те или иные эмоции одноклассников и учителя. Мы же усугубляем ситуацию. Забыл ручку – опять не готов, ты такой несобранный, попроси родителей помочь тебе собраться и т.п. Подобные высказывания заставляют ребенка чувствовать себя «неправильным».

Так вот возвращаемся к тому, что я предлагаю делать. О самом сложном. Научиться учителям озвучивать свои чувства и признавать чувства детей. Ребенок забыл ручку. Учитель: «Я огорчена тем, что приходиться отвлекаться на уроке, в следующий раз, если забудешь, подойди на переменен и мы решим эту проблему». Это вариант с признанием чувств учителя, но, к сожалению, в данной ситуации это не улучшит состояние ребенка, он продолжит чувствовать себя «неправильным», возможно только в меньшей степени. А если попробовать признать чувства ребенка? «Ты, наверное, очень расстроился и растерялся, когда не нашел ручки в своем пенале?» Этот вопрос расположит ребенка к учителю.

Когда мы, взрослые, признаем чувства ребенка, мы располагаем его к себе и, в последствии, он сможет обратиться к нам за помощью, не побоится сказать о своих эмоциях и чувствах. Конечно, за один раз это не решается, для учителя (да и родителя) это большой ежедневные кропотливый труд.

На мой взгляд, умение выражать свои эмоции, решает многие проблемы. И в том числе вопросы детской агрессии. Детская и подростковая агрессия — это отдельная тема для разговора, но, если поразмышлять на эту тему с точки зрения принятия чувств ребенка можно открыть много интересного.

Я же в свою очередь пробую применять систему принятия чувств ребенка, как на своем сыне, так и в классе с ребятами. При этом каждый раз озвучивая, проговаривая свои чувства или эмоции касательно разных ситуаций. Мне кажется, что в классе у меня теперь больше взаимопонимания с детьми и, в свою очередь, ребята между собой стали спокойнее общаться.


Полный текст материала Статья "Нужно ли принимать чувства ребенка?" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Черных Марина Сергеевна  Публикатор
10.03.2019 0 181 9

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0