Презентация на тему "Математика в литературе"


Слайд 1
«Математик, который не есть поэт, не будет никогда подлинным математиком.» Карл Вейерштрасс, немецкий математик Подготовила:Бабенко Эльмира
Слайд 2
Математики- авторы литера турных произведений Стихи о математике Математика в стихах
Слайд 3
Очень интересно явление, когда авторами литературных произведений являются математики. Омар Хайям Софья Васильевна Ковалевская Чарльз Л. Доджсон
Слайд 4
Омар Хайям (1048 – 1123 г.)– математик, астроном, философ и поэт, классик персидской и таджикской литературы. Теория геометрического решения уравнений третей степени. «Трудности арифметики» «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы» «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида» «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле»
Слайд 5
Поэзия Омара Хайяма рубаи Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало ешь, И лучше будь один, чем вместе с кем попало. зовут, суд * * Меня философом враги мои * Однако, - видит бог, - ошибочен их Ничтожней много я: ведь мне ничто не ясно. Не ясно даже то, зачем и кто я тут. * * * Цель творца и вершина творения – мы. Мудрость, разум, источник прозрения – мы. Этот круг мироздания перстню подобен, В нём граненый алмаз, без сомнения , мы.
Слайд 6
Софья Васильевна Ковалевская (1850 – 1891 г.) известный российский математик, педагог, редактор Ученица Вейерштрасса Доктор математических наук Преподаватель Стокгольмского университета Редактор известного математического журнала «Математические ведомости» Важнейшая научная работа полное решение задачи о вращении тяжелого твердого тела вокруг неподвижной точки.
Слайд 7
Драма «Борьба за счастье» ( в соавторстве с А.Ш.Леффлер) Роман «Нигилистка» Роман «Сёстры Раевские» Множество стихов ( к сожалению не опубликованных) «…Мне кажется, что поэт должен только видеть то, что не видят другие, видеть глубже других. Что до меня касается, то я всю жизнь не могла решить: к чему у меня больше склонности, к математике или литературе?...но тем не менее я ни от одной их них не могу отказаться совершенно.»
Слайд 8
Чарльз Л. Доджсон (1832 – 1898 г.) – математик и логик. Профессор математики Оксфордского университета Автор множества публикаций и научных работ Сказка «Приключения Алисы в Стране Чудес» Псевдоним - Льюис Кэрролл
Слайд 9
К теме математики в поэзии обращались очень многие поэты в разное время. Думы нездешней полна, Чуть загрустив отчего-то, Молча стоит у окна, В мыслях- расчеты,расчеты… Да, математике надо Мир постигать наш – и вот Страсть отстраненного взгляда В прорву пространства ведёт. Пусть ей взгрустнется немножко, Жалобы не услыхать Строгая, смотрит в окошко, Сущее хочет познать. В.Михановский
Слайд 10
Числа Математическая ветвь научной поэзии В.Брюсова включает в себя несколько стихотворений:«Числа», «К портрету Лейбница», «Мир N измерений» Мечтатели, сибиллы и пророки Дорогами. запретными для мысли, Проникли – вне сознанью –далеко, Туда, где светят царственные числа Предчувствие разоблачает тайны, Проводником нелицемерным светит: Едва откроется намек случайный, Объемлет нас непересказный трепет. Вам поклоняюсь, вас желаю, числа! Свободные, бесплотные, как тени, Вы радугой связующей повисли К раздумиям с вершины вдохновенья!
Слайд 11
Геометрия трав Математик, несбывшийся странник, Оглянись, удивляясь стократ: В травах – срез волчеца – пятигранник, А в сеченье душицы – квадрат. Всё на свете покажется внове Под гольцом, чья вершина в снегу: Водосбор – треуголен в основе На цветущем альпийском лугу! Где же круг? Возле иглистой розы. Там, где луг поднебесный скалист, Вижу, с ветром играет берёзы Треугольно-ромбический лист.
Слайд 12
Посвящение Н.Н.Лобачевскому и его неевклидовой геометрии Всё! Перечёркнуты «Начала». Довольно мысль на них скучала, Хоть прав почти во всём Евклид, Но быть не вечно постоянству: И плоскость свёрнута в пространство, И мир иной имеет вид… О чём он думал во вчерашнем? О звёздном облаке, летящем Из ниоткуда в никуда? О том, что станет новым взглядом: Две трассы длящиеся рядом, Не параллельны никогда? Что постоянному движенью Миров сопутствует сближенье, И, значит, встретятся они: Его земная с неземными Непараллельными прямыми Когда-нибудь, не в наши дни?...
Слайд 13
ученица гимназии №1534 Математика во всём… «Математика во всём», - нам твердят. Многие не верят, спорить норовят: «Математика от нас далеко… Жить на свете без неё так легко!..» Но пойдёт однажды вечером дождь. Подойдёшь ты к окну и поймёшь: Всё на свете, что видишь, давно Математикой отражено. Ты вглядись: от фонаря свет Векторами разлетается. Нет? Точки капель, окружности луж – Неужели ты не видишь? Ну ж… Окошек плоскости отрезками полны… И вечна траектория Луны… А по параболе летит метеорит. Через мгновенье в атмосфере он сгорит… Многоугольники, квадраты и круги… Пространства-времени неслышные шаги… Всё движется и мчится, всё улетает вдаль. А кто не видит этого… Того мне просто жаль.
Слайд 14
« Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Анатоль Франс, французский писатель XIX – XX вв.
Слайд 15
Индийские математики нередко излагали арифметические задачи в стихах. Вот, к примеру одна древнеиндийская задача из математики Сриддхары XI В.: Есть кадамба-цветок, На один лепесток Пчёлок пятая часть опустилась. Рядом тут же росла Вся в цвету сименгда И на ней третья часть поместилась. Разность их ты найди, Её трижды сложи, И тех пчёл на Кутай посади. Лишь одна не нашла Себе места нигде Всё летала то взад, то вперёд и везде Ароматом цветов наслаждалась. Назови теперь мне, подсчитавши в уме, Сколько пчёлок всего здесь собралось?
Слайд 16
В «Самоучителе счёта» известного учителя математики Иоганна Хемелинга (1678 г.) есть такая задача: мочь – отважный, локтей Роскошно липа цвела. Под ней червяк завёлся мал Да вверх пополз во всю он Четыре локтя делал в ночь, Но днём со слепу полз обратно Он на два локтя аккуратно. Трудился наш червяк И вот итог работы важной, Награда девяти ночей: Он на верхушке липы сей. Теперь, мой друг, поведай ты, Какой та липа высоты? Ответ: 20
Слайд 17
разным Можно найти множество задач, сочиненных в настоящее время по темам, остановимся на логической задаче: В универмаге встретил я Осла, козу и кошку, Они купили красный мяч И жёлтую гармошку. Зайдя потом увидел я Осла, козу и белку, Они купили красный плащ И белую тарелку. Зашёл я в третий, встретил там Опять осла и кошку. Они купили в этот раз Лишь жёлтую матрёшку. Мне срочно нужен твой совет, Задумайся немножко. Скажи: какой любимый цвет У белки и у кошки. И кто не сделал ни одной Покупки в магазинах. Поскольку не было, увы, Товаров ярко-синих. Ответ: любимый цвет у белки – белый, у кошки – жёлтый, ни одной покупки не сделал осёл.

Полный текст материала Презентация на тему "Математика в литературе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бабенко Эльмира Эскендеровна  МамАнархия
01.08.2014 3 11989 2001

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК