Программа "Развитие речевого слуха у детей со сложными нарушениями в развитии (глухота и умственная отсталость)"


Целью работы является формирование и развитие у глухих детей со сложными нарушениями в развитии (глухота и умственная отсталость умеренной степени) навыков восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи на элементарном уровне. Работа по развитию остаточного слуха и обучению произношению направлена, прежде всего, на овладение устной речью как средством общения в пределах биологических возможностей каждого отдельно взятого ребенка.

Реализация этой цели осуществляется в процессе специально организованного обучения как на фронтальных уроках по всем предметам, так и на индивидуальных специальных занятиях, а также на внеклассных занятиях и в свободной деятельности детей при постоянном использовании звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа или индивидуальных слуховых аппаратов.

Поскольку у детей данной категории мышление имеет наглядно-образный характер, подлинное образование понятий оказывается недоступным, очень слаба способность к отвлечению и обобщению. Отчетливо проявляется недостаточность зрительного и слухо-зрительного анализа и синтеза. Чтение часто носит механический характер, понимание смысла прочитанного почти всегда отсутствует. Однако этим детям нередко присуща определенная наблюдательность в бытовых ситуациях. Есть способность к накоплению некоторого запаса сведений. При специальном обучении они могут овладеть определенным словарным запасом, навыком чтения, письма, простого порядкового счета. У детей с умственной отсталостью умеренной степени относительно сохранны простые непосредственные эмоции, а также проявления сочувствия, реакция на похвалу и порицание.

При обучении глухих детей с умеренной степенью умственной отсталости должны решаться следующие задачи:

  • формирование и развитие словесной речи;
  • повышение уровня общего развития;
  • коррекция познавательной деятельности с широкой опорой на предметно-практическую деятельность и социально-бытовую направленность учебного материала;
  • развитие доступных мыслительных операций.

      Основным содержанием программы по развитию речевого слуха является обучение восприятию речевого материала на слухо-зрительной основе. А  также, по возможности, ведется работа по различению и опознаванию данного речевого материала на слух. Работа начинается со слухо-зрительного восприятия речевого материала (слова, словосочетания, короткие фразы). После того как дети воспринимают данный материал без ошибок слухо-зрительно, он предъявляется им для различения и опознавания только на слух. Школьники учатся вслушиваться в речевой образец (речь взрослого), узнавать на слух знакомые по звучанию слова и короткие фразы. При работе с короткими текстами (2-5 предложений) основное внимание уделяется работе по развитию целостного восприятия смысла. Дети должны быть подготовлены к восприятию речевого материала на основе пропедевтических упражнений на уроках развития речи и предметно-практического обучения.

В процессе овладения словесной речью ведущим методом обучения является подражание учителю: он демонстрирует предмет, картинку или действие и сообщает понятие. Речь учителя должна быть доступной для детей этой категории (простые, короткие фразы).  Важным является использование личного «житейского опыта», использование различных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной в их различном соотношении в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей развития.

Учитывая важнейшую роль смыслового фактора, в процессе слуховой тренировки широко используется ситуация, что облегчает понимание смысла слов, фраз и восприятие речи в целом. Постепенно роль ситуации может ограничиваться, школьники учатся воспринимать слухо-зрительно и на слух речевой материал в разных условиях.

В течение учебного года, в работу по развитию слухового восприятия следует включать материал программы данного года обучения, а также материал программы предыдущих лет.

Учитель должен уметь оценить результаты работы по развитию речевого слуха на определенном этапе обучения для того, чтобы планировать обучение, индивидуальное для каждого ребенка, с учетом его возможностей. С этой целью по итогам первого и второго полугодия проводятся контрольные работы. В зависимости от того, может ли обучающийся воспринять речевой материал на слух или, исключительно, слухо-зрительно, учитель выбирает форму предъявления материала. В протоколе фиксируются результаты контрольной работы.     

В течение учебного года, в работу по развитию слухового восприятия следует включать материал программы данного года обучения, а также материал программы предыдущих лет.

Материал по развитию слухового восприятия на индивидуальных и фронтальных занятиях планируется на учебную четверть или полугодие, на каждое занятие, с учетом возможностей каждого ученика. В планах отмечается усвоение детьми программного материала. Педагог ведет индивидуальный учет «слухового словаря» (речевой материал, различаемый на слух), который дети постепенно накапливают в процессе работы по развитию слухового восприятия.

Первый класс

I полугодие

1.Выработка реакции на голос разговорной громкости у ушной раковины (с аппаратом и без аппарата) (с движениями и голосовой реакцией).

2.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы) слов по темам: «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Учебные вещи» при выборе из двух.

Словарь: мяч, мишка, собака, лук, морковь, капуста, яблоко, банан, груша, ручка, книга, тетрадь, возьми, спасибо

II полугодие

Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы)

1.слова по темам: «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Учебные вещи», «Одежда» при выборе из двух-трех, трех-четырех

2. поручения типа: Возьми книгу (яблоко, шапку). Дай тетрадь (мяч, книгу). Встань. Сядь.

Словарь: мяч, мишка, собака, зайка, самолет, кукла, лук, морковь, капуста, огурец, помидор, яблоко, банан, груша, ручка, книга, бумага, туфли, кофта, шапка, платье

Второй класс

I полугодие

Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы)

1.слова по темам: «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Учебные вещи», «Одежда» при выборе из двух-трех, трех-четырех

Словарь: мяч, зайка, самолет, кукла, машина, яблоко, груша, банан, огурец, капуста, лук, шапка, туфли, кофта, платье, пальто, сапоги

2. слова, словосочетания, короткие фразы по теме: «Времена года».

Примерный текст:

Осень. Солнце. Облака. Ветер. Листья жёлтые, красные.

Словарь: осень, красные листья, жёлтые листья, ветер, дождь, снег, небо, солнце

3. поручения типа: Возьми книгу (яблоко, куклу). Дай тетрадь (книгу, конфету). Положи ручку (карандаш) Встань. Сядь.

Словарь: книга, ручка, тетрадь, мяч, зайка, самолет, кукла, машина, яблоко, груша, банан, огурец, капуста, лук, шапка, туфли, кофта, платье, пальто, сапоги

II полугодие

Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы):

1.слова по темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Продукты питания», «Мебель» при выборе из двух-трех, трех-четырех

Словарь: кошка, собака, корова, лошадь, лиса, заяц, волк, медведь,  бежит, сидит, лежит, ест, прыгает, спит, хлеб, булка, печенье, конфета, сыр, колбаса, шкаф, стол, стул, кровать

2.поручения типа: Возьми книгу (мяч, карандаш). Дай тетрадь (тетрадь, ручку, мишку). Положи шапку. Вытри доску (стол, руки). Открой книгу (дверь). Закрой книгу (дверь). Попроси ручку (книгу).

Словарь: возьми …, я взял …, дай …, на …, положи …, я положил …, вытри …, я вытер …, открой …, я открыл …, закрой …, я закрыл …, попроси …, дай(те) …,

3.предложения типа: Мальчик рисует. Мама спит. Девочка играет. Кошка ест.

Словарь: мама, папа, мальчик, девочка, Коля (Лиза, …), рисует, пишет, играет, ест, спит

Третий класс

I полугодие

Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы):

1.Речевой материал по теме: «Сезонные изменения в природе».

Какая сегодня погода? Сегодня светит солнце? Какие листья на деревьях? Покажи жёлтый лист. Нарисуй красный лист.

Сейчас осень. Светит солнце. Дует ветер. Листья жёлтые, красные.

Словарь: осень, зима, ветер, дождь, снег, дует, холодно, тепло, светит солнце, идет дождь, идет снег

2. Речевой материал по теме: «Я и моя семья».

Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет? Как зовут маму? Как зовут папу?

Меня зовут Коля.  Моя фамилия Петров. Мне девять лет. Вот мама. Вот папа. Папа читает. Мама стирает.

Словарь: меня зовут, мама, папа, мне … лет, читает, стирает, варит, вяжет, спит, ест

3. Предложения типа: Мама стирает. Мама стирает платье. Папа читает книгу. Бабушка вяжет. Бабушка вяжет шарф. Мальчик играет. Девочка поливает цветы. Идет дождь. Светит солнце.

Словарь: пишет, читает, вытирает, поливает, рисует, лепит, играет, стирает, варит, вяжет, идет, светит, платье, шарф, юбка, кофта, брюки, цветы

II полугодие

Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы)

1.Речевой материал по теме: «Сезонные изменения в природе»

Какая сегодня (зимой, весной) погода? Покажи снег (солнце, санки, лыжи, птиц, траву, цветы, ручей)

Вот зима. Мальчик катается на санках. Девочка катается на лыжах. Весело.

Вот весна. Светит солнце. Тает снег. Птицы. Трава. Цветы. Дети играют.

Словарь: зима, весна, белый снег, катаются на санках, на лыжах, снег тает, ручьи, птицы, цветы, трава, тепло, светит солнце

2. Речевой материал по теме: «Школа»

Как тебя зовут? Как зовут ребят? Покажи шкаф (стол, стул, книгу, ручку, альбом, …). Вытри доску (парту, стол, стул).

Вот третий класс. Тут Коля, Анжела, Лиза, Дима.

Вот класс. Это шкаф, стол, парта, стул.

Словарь: имена детей, третий класс, парта, стол, стул, спальня, столовая, шкаф, доска, названия уроков

3. поручения типа: Возьми книгу (мяч, альбом). Дай тетрадь (карандаш, ручку, альбом). Вытри доску (стол, руки). Открой книгу (дверь). Закрой книгу (дверь). Положи ручку. Напиши слова (рассказ, …). Нарисуй 3 круга (пять квадратов, два яблока, …).

Словарь: я взял книгу (ручку, альбом, …), я вытер …, я открыл, я закрыл, я положил, нарисовал, написал, три круга, два …, пять …

Четвертый класс

I полугодие

Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы)

1.речевой материал по теме: «Сезонные изменения в природе».

Сейчас осень. Идет дождь. Лужи. Грязно. Листья жёлтые, красные. Листья падают на землю.

Словарь:  осень, красные, жёлтые листья, падают на землю, лужи, грязно, пасмурная, солнечная

2. речевой материал по теме: «Школа»

Как зовут ребят? Как зовут учителя (воспитателя)? Дай ручку (книгу, …). Возьми карандаш (…). Положи альбом (…). Попроси тетрадь (…). Покажи краски (пластилин, кисточку, …). Нарисуй … Напиши … Реши примеры (задачу).

Словарь: класс, краски, пластилин, кисточка, примеры, задача, учитель, воспитатель, учителя зовут …, воспитателя зовут …,урок, занятие, дежурный, вытер доску

3. Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы) речевой материал по теме: «Я и моя семья»

-Как тебя зовут?

-Коля.

-Покажи маму.

-Вот мама.

-Что делает мама?

-Мама моет посуду.

Словарь:  имя ребенка, мама, папа, бабушка, дедушка, дом, семья, моет посуду

II полугодие

1.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы), речевой материал по теме: «Столовая»

Это столовая. Вот тарелка, ложка, вилка. Девочка ест суп. Мальчик ест кашу.

Словарь:  ложка, вилка, тарелка, кружка, суп, каша, рыба, мясо, чай, сок, компот, кофе, завтрак, обед, ужин, ешь, пей, возьми, дай

2.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух, поручений типа: Возьми книгу (мяч, альбом). Дай тетрадь (карандаш, ручку, пластилин). Вытри доску (стол, руки). Открой книгу (дверь). Закрой книгу (дверь).

3.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы), речевой материал по теме: «Я и моя семья»

Словарь: мама …, папа …, бабушка, дедушка, мальчик, девочка, собака, кошка, меня зовут … 

Пятый класс

I полугодие

1.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы) речевой материал по теме: «Сезонные изменения в природе».

Наступила осень. Красные, жёлтые листья опадают на землю. Небо серое. Дует ветер. Идет дождь. Грязно. Лужи.

Словарь:  осень, зима, красные, жёлтые листья, опадают, лужи, грязь, пасмурная, солнечная, холодно, тепло, ветер, дождь, холодный ветер, голубое небо, серое небо, светит солнце, идет дождь

2.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы) речевой материал по теме: «Школа»

Я учусь в пятом классе. Это учитель. Это воспитатель. Коля дежурный. Коля вытер доску.

Словарь: пятый класс, учитель, воспитатель, урок, занятие, дежурный, вытер доску

3.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы) речевой материал по теме: «Я и моя семья»

Словарь:  имя ребенка, мама, папа, бабушка, дедушка, дом, семья, вот …

II полугодие

1.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы) речевой материал по теме: «Столовая»

Словарь:  ложка, вилка, тарелка, чашка, суп, каша, рыба, мясо, чай, сок, компот, кофе, завтрак, обед, ужин, ешь, пей, возьми, дай

2.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух поручений типа: Возьми книгу (мяч, альбом). Дай тетрадь (карандаш, ручку, пластилин). Вытри доску (стол, руки). Открой книгу (дверь). Закрой книгу (дверь).

3.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы) речевой материал по теме: «Я и моя семья»

Словарь: мама …, папа …, бабушка, дедушка, мальчик, девочка, собака, кошка, меня зовут … 

Формирование произношения.

Формирование произносительных навыков у глухих детей со сложными нарушениями в развитии происходит на базе их развивающегося слуха с опорой на слухо-зрительное восприятие.

Исходной единицей в обучении произношению является слово, так как именно оно – основная единица языка и в нем реализуются все стороны произношения.

Формирование произносительных навыков обучающихся в условиях слухоречевой среды осуществляется при использовании информального и специального путей обучения. Информальный путь реализуется в ходе всех уроков и занятий, во внеурочное время (при постоянном применении звукоусиливающей аппаратуры). Специальный путь формирования произносительной стороны речи используется на индивидуальных занятиях, музыкально-ритмических занятиях, в слуховом кабинете, при проведении фонетических зарядок на уроках и внеклассных занятиях.

В процессе обучения произношению реализуется аналитико-синтетический концентрический полисенсорный метод. На индивидуальных и фронтальных занятиях, на общеобразовательных уроках и во внеурочное время широко используется фонетическая ритмика.

Содержанием специального обучения произношению включает ряд разделов работы.

  1. Речевое дыхание. Формирование умения правильно пользоваться дыханием, воспроизводя слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, а также выработка умения членить фразу на синтагмы.
  2. Голос. Формирование навыка пользования голосом нормальной высоты и силы без грубых отклонений от нормального тембра.
  3. Звуки и их сочетания.  Формирование умения правильно воспроизводить все звуки русского языка и их сочетания в словах. При этом соблюдается определенная последовательность в усвоении звукового состава речи.
  4. Работа над словом.  Эта работа предполагает формирование у обучающихся умения правильно воспроизводить слова – слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения.
  5. Работа над фразой.  Формирование у обучающихся умения воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы).

Программа специального обучения произношению разработана на основе концентрического метода с применением сокращенной системы фонем. Это значит, что первоначальное обучение произношению глухих состоит из двух концентров. Первый концентр это семнадцать основных звуков, которые и составляют сокращенную систему фонем: гласные А, О, У, Э, И и согласных П, Т, К, Ф, С, Ш, Х, В, М, Н, Л, Р.

Начиная с первого класса, ведется систематическая работа по постановке, автоматизации и дифференциации звуков. Планирование работы над произношением осуществляется педагогом на основе данных о состоянии произносительной стороны устной речи каждого ученика, полученных в ходе специального обследования, и программных требований с учетом индивидуальных особенностей психофизического и слухоречевого развития обучающегося.

Первый класс

  • Побуждение детей к устному общению на уровне их произносительных возможностей (голосовые реакции, элементы слова, короткие слова)
  • Воспроизводение звукоподражания, лепетные и полные слова, которые могут произноситься точно (папа, ам-ам), приближенно, с использованием звуковых замен (В как Ф, бо-бо, как по-п, дом как том), усеченно (ту-ту как у-у, пока как паа)
  • Побуждение к воспроизведению фразы из двух слов (полных, усеченных, лепетных, звукоподражаний)
  • Обучение выполнению различных, крупных и мелких движений руками одновременно с педагогом, включая движения фонетической ритмики
  • Формирование длительного выдоха, умения правильно пользоваться речевым дыханием, слитно воспроизводить слогосочетания, слова
  • Формирование голоса нормальной высоты, силы и тембра
  • Формирование умений воспроизводить в речевом материале звуки: а, о, у, э, и, п, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, l, р, заменять остальные звуки регламентированными субститутами
  • Формирование у детей потребности в устном общении.

Второй класс

  • Побуждение детей к устному общению на уровне их произносительных возможностей (голосовые реакции, элементы слова, слова, короткие фразы)
  • Побуждать к воспроизведению фразы из двух слов (полных, усеченных, лепетных, звукоподражаний)
  • Формирование длительного выдоха. Правильное пользование речевым дыханием, слитное воспроизведение слогосочетаний (для сочетаний взрывного и гласного звуков, типа папа… до 6-8 слогов, для сочетаний фрикативного и гласного звуков, типа саса до 3-6 слогов
  • Формирование голоса нормальной высоты, силы и тембра
  • Выделение ударного слога в двусложных, трехсложных словах (с помощью учителя)
  • Формирование умений воспроизводить в словах и фразах звуков, составляющих первый концентр, а также звуков б, з, д, ж, г, ц, ч, звукосочетаний йа (я), йо (ё), йэ (е), йу (ю)
  • Произнесение слов слитно, с ударением (с помощью учителя), реализуя возможности соблюдения их звукового состава (точно или приближенно с использованием регламентированных замен)

Третий класс

  • Побуждение детей к устному общению на уровне их произносительных возможностей
  • Развитие умений правильно пользоваться речевым дыханием, слитно воспроизводить слогосочетания с постепенным их наращиванием до 8-10 слогов
  • Воспроизведение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра (под контролем учителя и самостоятельно)
  • Выделение ударного слога в двусложных, трехсложных словах (с помощью учителя)
  • Формирование умений воспроизводить в словах и фразах звуков, составляющих первый концентр, а также звуков б, з, д, ж, г, ц, ч, ы, щ, звукосочетаний йа (я), йо (ё), йэ (е), йу (ю)
  • Произнесение слов слитно, с ударением (с помощью учителя), реализуя возможности соблюдения их звукового состава (точно или приближенно с использованием регламентированных замен)
  • Формирование умений произносить короткие фразы (из 2-3 слов)
  • Использование в речевом общении

Четвертый класс

  • Продолжение работы по формированию навыка устного общения
  • Воспроизведение слова (точно или приближенно)
  • Развитие умений правильно пользоваться речевым дыханием, слитно воспроизводить слогосочетания, слова, короткие фразы
  • Воспроизведение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра.
  • Выделение ударного слога в словах (под контролем учителя по графическому знаку и самостоятельно)
  • Формирование умений воспроизводить в словах и фразах звуков, составляющих первый концентр, а также звуков б, з, д, ж, г, ц, ч, ы, щ, звукосочетаний йа (я), йо (ё), йэ (е), йу (ю)
  • Закрепление правильного произношения звуков в слогах, словах и коротких фразах
  • Различение на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи: слитности и пауз (по подражанию учителю и самостоятельно), краткого и долгого произнесения гласных звуков.

Пятый класс

  • Продолжение работы по формированию навыка устного общения
  • Воспроизведение слова точно или приближенно на уровне их произносительных возможностей
  • Развитие умений правильно пользоваться речевым дыханием, слитно воспроизводить слогосочетания, слова, короткие фразы
  • Воспроизведение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра
  • Выделение ударного слога в словах (под контролем учителя по графическому знаку и самостоятельно)
  • Дифференцированно воспроизводить в речи звуки, родственные по артикуляции: гласные а – э, и – э, а – о, о – у, и – ы; согласные м-п, т-н, ф-в, с-ш, т-л, л-н, к-х
  • Использование в речевом общении естественных невербальных средств коммуникации (соответствующее выражение лица, позы, пластики) (по подражанию учителю и самостоятельно)

Полный текст материала Программа "Развитие речевого слуха у детей со сложными нарушениями в развитии (глухота и умственная отсталость)" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мазурова Лариса Николаевна  Лариса_Мазурова
учитель-дефектолог, "Горбатовская областная С(К)О школа-интернат I вида"
08.12.2015 0 1249 182

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0