Календарно - тематическое планирование "Развитие сенсомоторной и когнитивной сферы у учащихся первого класса"


Календарно-тематическое планирование "Развитие сенсомоторной и когнитивной сферы у учащихся первого класса" предназначен для учителей специальных образовательных учреждений, учителей - дефектологов, психологов, учителей надомного обучения детей имеющих интеллектуальную недостаточность, и воспитателей ДОУ.
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Планирование рассчитано на 1 час в неделю, 33 учебных недели в году. Содержит семь блоков:

  1. диагностика
  2. сенсорное развитие
  3. коррекция психической деятельности (памяти. внимания, мышления)
  4. развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики
  5. развитие графо-моторных навыков
  6. формирование пространственных представлений

№ п/п

Наименование раздела, темы занятия

Элементы содержания занятия

Основные виды коррекционной работы

Планируемые результаты

  1.  

Обследование когнитивной и моторной сферы

Выполнение учеником заданий в соответствии с протоколом обследования.

диагностический

Выявление особенностей психических процессов и школьно-значимых ЗУН.

  1.  

Обследование когнитивной и моторной сферы

Выполнение учеником заданий в соответствии с протоколом обследования.

диагностический

Выявление особенностей психических процессов и школьно-значимых ЗУН.

  1.  

Развитие сенсорных эталонов основных цветов и их оттенков

Работа с цветными полосками. Различие их по цвету.

Сенсомоторное развитие

Дифференцировать основные цвета и оттенки и называть их.

  1.  

Формирование представление о ритмическом зри­тельном ряде

Воспроизведение различных сочетаний из цветных полосок.

Сенсомоторное развитие

Продолжать заданный ритмический ряд на основе чередова­ния его элементов.

 

  1.  

Развитие тактильного восприятия.

Определение на ощупь поверхности предметов.

Сенсомоторное развитие

Определять на ощупь поверхность предметов, оречевлять свои ощущения.

  1.  

Совершенствование графических навыков.

Обводка  линий (дорожек, заборчиков) разной конфигурации по показу/по опорным точкам с использованием образца.

Сенсомоторное развитие

Обводить по пунктиру, по опорным точкам или писать линии по образцу

  1.  

Совершенствование графо-моторных навыков

Рисование, штриховка (различная) и обводка по трафарету (внутреннему или внешнему).

Сенсомоторное развитие

Обводить, штриховать и раскрашивать фигуру в трафарете.

  1.  

Совершенствование зрительно-моторной координации рук.

Воспроизведение ритмического рисунка (цветового ритма, геометрического ритма) на мозаики, тетради и т.д

Сенсомоторное развитие

Продолжать заданный ритмический ряд на основе чередова­ния его элементов.

 

  1.  

Формирование пространственных отношений, выраженными с помощью предлога «на»

Моделирование  пространственных отношений в пространстве, на плоскости по плоскостному и объемному образцам и по словесной инструкции

Пространственные представления

Понимать значение предлога «на», использовать его в своей речи по образцу

  1.  

Формирование пространственных отношений, выраженными с помощью предлога «под»

Моделирование  пространственных отношений в пространстве, на плоскости по плоскостному и объемному образцам и по словесной инструкции

Пространственные представления

Понимать значение предлога «под», использовать его в своей речи по образцу

  1.  

Развитие зрительно-моторной координации.

 

Разложение целого на составные части. Составление целого из отдельных частей.

Сенсомоторное развитие

Понимать что предмет может состоять из отдельных частей. Видеть и раскладывать на отдельные части предмет, составлять из частей целое.

  1.  

Развитие зрительно-моторной координации рук.

 

Конструирование из цветных палочек, геометрических фигур и полосок бумаги.

Сенсомоторное развитие

Осознание возможности творить. Конструировать некоторые объекты из предложенных материалов.

  1.  

Развитие зрительного восприятия.

 

Поиск фигур в наложенных контурах, их обводка и раскрашивание

Сенсомоторное развитие

Тренировка визуальной концентрации, развитие зрительного восприятия, устойчивости произвольного внимания.

  1.  

Развитие слухового внимания и памяти

 

Различение различных звуков без зрительной опоры, игры на слуховую память.

Коррекция психических процессов

Тренировка слухового внимания, памяти, устойчивости внимания и самоконтроля.

  1.  

Развитие непосредственной вербальной памяти.

Поиграем в «индейцев»;

Угадай, кто говорит;

У кого ряд длиннее?

Коррекция психических процессов

Тренировка слуховой памяти, устойчивости внимания и самоконтроля.

  1.  

Развитие умения анализировать и сравнивать об­разец.

 

Найди одинаковые

Где ошибся Буратино?

Одинаковые ли бусы?

Найди образец

Коррекция психических процессов

Анализировать и сравнивать об­разец по заданию учителя, находить или искать сходства и различия.

 

  1.  

Развитие зрительной памяти.

 

Нарисуй по памяти;

Выполни правильно;

 

Коррекция психических процессов

Тренировка зрительной памяти, устойчивости внимания и самоконтроля.

  1.  

Формирование пространственных отношений, выраженными с помощью предлога «в»

Моделирование  пространственных отношений в пространстве, на плоскости по плоскостному и объемному образцам и по словесной инструкции

Пространственные представления

Понимать значение предлога «в», использовать его в своей речи по образцу

  1.  

Формирование пространственных отношений, выраженными с помощью слов «вверх», «вниз»

Моделирование  пространственных отношений в пространстве, на плоскости по плоскостному и объемному образцам и по словесной инструкции

Пространственные представления

Понимать значение слов «вверх/вниз», использовать их в своей речи по образцу

  1.  

Дифференциация представлений о круге и квадрате.

Обследование круга и квадрата с помощью зрительной и осязательной систем. Сравнение. Обводка, раскрашивание.

Сенсомоторное развитие

Узнавать и называть фигуру круг, квадрат. Знать отличия.

  1.  

Дифференциация представлений о треугольнике, круге, квадрате.

Обследование треугольника, круга и квадрата с помощью зрительной и осязательной систем. Сравнение. Рисование по опорным точкам.

Сенсомоторное развитие

Узнавать и называть фигуру треугольник, круг, квадрат. Знать отличия.

  1.  

Формирование представлений о геометрической фигуре: прямоугольник.

Обследование прямоугольника с помощью зрительной и осязательной систем. Рисование по клеточкам, раскрашивание.

Сенсомоторное развитие

Узнавать и называть фигуру прямоугольник. Рисовать по опорным точкам.

  1.  

Развитие понятийного мышления

Называние предметов одним обобщающим словом, нахождение лишнего понятия среди других.

Коррекция психических процессов

Расширение пассивного и активного словаря; умения подбирать обобщающее слово

  1.  

Развитие мышления

Раскладывание серии картинок в правильной последовательности, составление по ним рассказа

Коррекция психических процессов

Устанавливать или понимать простейшие причинно-следственные связи

  1.  

Развитие мышления, навыка группировки

Группировка предметов по основным признакам (цвету, форме, величине и др.)

Коррекция психических процессов

Группировать предметы по основным признакам (цвету, форме, величине и др.)

  1.  

Развитие произвольного управления графическими движениями

Обводка с помощью трафарета по показу предметов из «геометрических фигур»: елки, дома, солнца, мяча  и  т.д.), а  их  раскраска без трафарета

Сенсомоторное развитие

Использовать трафарет для рисования предметов, состоящих из геометрических фигур в трафарете

  1.  

Развитие графического навыка, рисование объектов с натуры.

Рисование «дорожки, заборчиков», геометрических фигур предварительно построенных ребенком из палочек, кирпичиков разного цвета по образцу

Сенсомоторное развитие

Развитие зрительно-пространственного опыта ребенка, совершенствование графического навыка. Умение срисовывать/переносить объемные предметы на плоскость листа.

  1.  

Развитие мышления: процессов анализа

Найди отличия

Дорисуй недостающие детали

Коррекция психических процессов

Находить отличия. Актуализация мыслительной деятельности ребенка, развитие произвольного внимания.

  1.  

Развитие мышления: процессов анализа и синтеза

Разложение предмета на составные части и составление его из отдельных частей.

Коррекция психических процессов

Собирать и раскладывать на части целые предметы. Вычленять детали.

  1.  

Ориентировка на листе бумаги

Моделирование  пространственных отношений на плоскости по плоскостному и объемному образцам и по словесной инструкции (вверху, внизу, центр, справа, слева, др)

Пространственные представления

Ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, центр, справа, слева, др)

  1.  

Ориентировка на листе бумаги: диагональная линия

Графический диктант с использованием всех направлений диагональных линий.

Пространственные представления

Ориентироваться на листе бумаги (вверх, вниз, вправо-влево, по диагональным сторонам)

  1.  

Обследование когнитивной и моторной сферы

Выполнение учеником заданий в соответствии с протоколом обследования.

диагностический

Выявление динамики развития психических процессов и школьно-значимых ЗУН.

  1.  

Обследование когнитивной и моторной сферы

Выполнение учеником заданий в соответствии с протоколом обследования.

диагностический

Выявление динамики развития психических процессов и школьно-значимых ЗУН.


Полный текст материала Календарно - тематическое планирование "Развитие сенсомоторной и когнитивной сферы у учащихся первого класса" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соломаха Любовь Владимировна  solyba
12.01.2017 0 1628 406
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0