Конспект познавательно-развивающего занятия "Бурлаки на Волге"


Данное занятие является одним из цикла совместных мероприятий Рыбинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Наставник» и Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника в рамках программы: «В музей всей семьей!».
Занятия в стенах музея являются новой арт-терапевтической разработкой в социальной адаптации и реабилитации воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Занятия основаны на терапевтическом и корригирующем действии художественной формы и эстетических чувств, и включают в себя арт-терапевтические приемы, музыкотерапию и терапию игрой

Данное занятие является одним из цикла совместных мероприятий Рыбинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Наставник» и Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника в рамках программы: «В музей всей семьей!».

Познавательно-развивающаяпрограмма для детей  старшего дошкольного и младшего школьного возраста проходит на базе Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, что способствует более эмоциональному и насыщенному восприятию детьми предложенного материала по изучению истории родного края.

Планируя занятия, я учитывала возрастные особенности детей младшего школьного возраста: наглядно-образное мышление, формирование образно-схематического мышления с элементами логического; достаточную сформированность активной речи; развитое целенаправленное запоминание и начало формирования произвольного запоминания. Общение с взрослыми и сверстниками в этом возрасте носит познавательный характер. Взрослый также интересен младшему школьнику как партнер по игре.  Что касается игровой деятельности, то дети данного возраста уже умеют согласовывать свое поведение в соответствии с ролью и игровой ситуацией.

Музей, накапливая опыт предыдущих поколений, отраженный в материальной культуре, обладает всеми возможностями для обогащения культурно-эстетического и нравственного развития несовершеннолетних. Подлинные предметы народной культуры, памятники являются ведущими средствами взаимодействия воспитанников с взрослыми в ходе занятия. Неисчерпаемость, новизна смыслов, новизна предметной среды создают прекрасные условия и возможности для развития познавательной и творческой сфер ребенка.

Занятия в стенах музея являются новой арт-терапевтической разработкой в социальной адаптации и реабилитации воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Занятия основаны на терапевтическом и корригирующем действии художественной формы и эстетических чувств, и включают в себя арт-терапевтические приемы, музыкотерапию и терапию игрой.

Участникам занятий предлагается активное взаимодействие в ходе занятия, которое предполагает:

  1. Получение новых знаний, обогащение опыта взаимодействия.
  2. Доброжелательную, мягкую среду общения.
  3. Использование доступных средств художественной экспрессии, позволяющих получить удовлетворение от деятельности, повысить самооценку.

Цель: Сообщить воспитанникам знания об историческом прошлом родного города.
Задачи:

  • развитие познавательного интереса;
  • приобщение к музейной культуре;
  • создание условий для развития творческого потенциала;
  • содействие социализации детей;
  • развитие интеллектуальной сферы;
  • развитие произвольного поведения, навыков саморегуляции;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • создание условий для сплочения детского коллектива.

Условия проведения занятия:
•    Курс занятий.  Предполагается проводить занятия в течение учебного года. Занятия делятся на 3 блока:

  1. «Город и горожане»
  2. «Дом и семья»
  3. «Народные умельцы»

•    Длительность занятия – 40 -45 минут, в зависимости от возраста и уровня подготовленности участников;
Формы и методы работы:
Учитывая познавательную специфику музея, важным представляется включение в программу развивающих форм, экскурсий, использование методов театрализации, игровых приемов, активное использование визуального и музыкального ряда, свободное рисование, что позволяет эмоционально обогатить и сделать легче запоминаемым предлагаемый воспитанникам материал.

Материалы и оборудование:
Игровой ряд: канат, картуз, пояс, уменьшенные ксерокопии старинных денег, миска,  ложка.
Изобразительные средства:  листы бумаги в виде кругов, квадратов, треугольников и стандартные формы А4; наборы фломастеров, карандашей, восковых мелков;
Визуальный ряд: модели судов, фотомонтаж о бурлаках, виды волжских пристаней;
Музыкальный ряд:  записи инструментальной музыки «Шум прибоя», магнитофон.
Предварительная работа: рассказ о музее, знакомство с правилами поведения в музее, правилами поведения в общественных местах, инструктаж по технике безопасности на улицах и дорогах города.

ХОД ЗАНЯТИЯ
1.    Вводная часть. Знакомство. 
Войдя в здание музея, дети здороваются с сотрудниками и,  
в сопровождении воспитателя, проходят в гардероб. Раздевшись, ребята присаживаются на диванчик и воспитатель с ребятами вспоминают правила поведения в музее:

  • в музее нужно вести себя спокойно, тихо, не бегать, разговаривать тихим голосом;
  • экспонаты и музейные ценности, которые мы сегодня увидим очень 
  • древние, а потому очень хрупкие. От прикосновения рук они могут повредиться или испортиться. Поэтому, ребята, мы не станем трогать их руками;
  • экскурсовод будет рассказывать нам все самое интересное и важное, поэтому, мы будем слушать тихо, внимательно, стараться запомнить как можно больше. Во время рассказа экскурсовода перебивать не следует, а все вопросы, которые у нас появятся в ходе экскурсии,  мы зададим в конце занятия.

Вступительное слово экскурсовода.

  1. Рассказ о Рыбинске – столице бурлаков. 
  2. Посещение экспозиции «Судоходство», знакомство с видами судов и способами их передвижения.
  3. Игра «Корабль и ветер»

Цель: настроить группу на рабочий лад. 
Представьте себе, что мы плывем на волнах под парусом. Но, вдруг, наш парусник остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, а теперь  шумно выдохните через рот. И пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет наш парусник. Давайте попробуем еще раз.

5.    Рассказ о бурлаках, их образе жизни и тяжком труде.
После рассказа экскурсовода, воспитатель проводит блок игр с детьми.
Педагог: Труд бурлаков был очень тяжек, поэтому на  такую работу годились только сильные и выносливые люди. Во время найма на работу богатые купцы устраивали для работников игры-состязания. Соревновались как один-на один, так и артель- на артель. И сейчас  мы с вами поиграем в самую настоящую бурлацкую игру.

6.    «Перетягивание каната»
Цель: снять излишнюю двигательную активность
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды и объединиться в бурлацкие артели. Артели встают напротив друг друга, берут в руки концы каната и по команде начинают тянуть. 

7.    Игра-драматизация «Бурлаки на Волге»
Педагог предлагает  детям одеть на себя некоторые элементы 
одежды бурлаков (жилеты, пояса, шапки). 
Выходит Купец (переодетый экскурсовод) и набирает бурлацкую артель, «заплатив бурлакам задаток», объясняя по ходу игры,  как формировалась бурлацкая артель, и кто из участников какую роль будет выполнять (роли назначаются по желанию детей). 
Педагог помогает детям выстроиться в нужном порядке, взяв на себя игровую роль «главного» бурлака («Шишки»).
Когда «артель» выстроилась в нужном порядке, педагог
объясняет команды и способ передвижения бурлаков по «берегу».

Дети «тянут» воображаемое судно с грузом под команды «шишки»: по команде «сено» все делают шаг вперед по ходу движения правой ногой, а по команде «солома» - подтягивают левую ногу,  имитируя движения подтягивания тяжелого груза. Таким образом, дети передвигаются по комнате, пока «шишка» не скомандует привал.

8.    Рассказ экскурсовода о том, чем занимались бурлаки на привале,
какой быт вели, какую пищу ели; рассказывает о бурлацкой похлебке – мурцовке.

9.    Игра «Варим мурцовку»
Вместе с педагогом дети разводят воображаемый костер, ставят на воображаемый огонь, воображаемый котел с водой и, повторяя движения воспитателя, сопровождаемые рассказом: «Брали бурлаки четвертину черного хлеба и мелко-мелко ее рубили, затем крошили в  котел, чистили лук, нарезали его мелкими кубиками, добавляли в котел. Наливали сверху постное масло из большой прокопченной плетеной из бересты бутыли, солили из берестяной солонки, перемешивали похлебку. Да вот и вода вскипела! Заливаем нашу «тюрю» водой. Готова мурцовка!» Дети имитируют, что едят воображаемую похлебку.
Педагог: поели, бурлаки? Отдохнули? Пора снова в путь! Дети надевают бечевку и продолжают разученные движения в обратную сторону.

Экскурсовод: да, что-то скучно у вас! Бурлаки по реке всегда с песней ходили. Работа у бурлака тяжелая, да и песня протяжная. Предлагает детям разучить бурлацкую песню «Эх, дубинушка, ухнем!..»  Далее «путь» дети продолжают с песней.

10.     Заключительная часть. Экскурсовод читает стихи о Волге, 
Рыбинске, бурлаках, затем дети переходят в изо-студию.
Дополнительная часть - Рисование.
В изо-студии ребята выполняют рисунки, прорисовывая свои 
впечатления, настроение. Затем происходит обсуждение рисунков и обмен впечатлениями. Вопросы для обсуждения:

  1. Что больше всего запомнилось на занятии?
  2. Что понравилось, что нет? Почему?
  3. Что было самым трудным на занятии?

По завершении занятия дети организованно выходят в гардероб, одеваются и покидают здание музея в сопровождении воспитателя.


Полный текст материала Конспект познавательно-развивающего занятия "Бурлаки на Волге" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Егорова Надежда Константиновна  Юнна2977
17.01.2017 0 414 103
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0