Рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"


Пояснительная записка

 

Программа коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями) и предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273;

-Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014.

-Адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью.

-Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г. № 4/15).

Цель программы:

- обогащение чувственного опыта ребенка через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Задачи программы:

-формировать эмоциональный контакт со взрослым, направленности на сотрудничество с ним;

-развивать психомоторику и сенсорные процессы; речевое развитие;

-формировать психолого-педагогические знания и умения родителей (лиц, их заменяющих), повышать воспитательскую компетентность.

Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности учащихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и детей. Коррекционная работа может проводиться как в групповой форме, так и индивидуально. Занятия проводятся во вторую половину дня, продолжительность занятий 15—20 минут. Количество часов, предусмотренных учебным планом – 33 часа в учебном году (1 час в неделю).

Требования к уровню подготовки обучающихся

- уметь целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.

  • уметь отличать основные цвета радуги.

  • уметь отличать геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).

  • уметь определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.

  • уметь составлять предмет из 2—3 частей.

  • уметь различать речевые и неречевые звуки.

  • уметь соотносить звук с его источником.

  • уметь ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.

  • уметь определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре).

  • уметь согласовывать свои действия и движения.

 

Учебно-тематический план

 

п\п

Название раздела

Количество часов

1

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков

8

2

Тактильно – двигательное восприятие

5

3

Кинестетическое и кинетическое развитие

5

4

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

3

5

Восприятие пространства

5

6

Развитие мыслительных операций

4

7

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

3

Содержание программы

1.Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Обучение целенаправленным действиям по трех- и четырехзвенной инструкции педагога. Развитие моторики рук. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание).

2.Кинестетическое и кинетическое развитие.

Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений — имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование.

3.Тактильно-двигательное восприятие.

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие — жесткие, мелкие — крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2—3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой. Развитие осязания. Теплее — холоднее, определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее —легче —самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.
4.Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

5.Развитие восприятия пространства

   Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше — ниже, левее — правее, рядом и др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.

6.Развитие мыслительных операций.

Коррекция интеллектуального развития. Формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках. Подбор названия к группе предметов имеющих общие признаки. Исключение лишнего. Составление из частей целого. Формирование умения анализировать сюжеты со скрытым смыслом. Нахождение сходства и различия между похожими предметами.

7.Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов). Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения). Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

 

Список литературы

 

Нормативно-правовые документы

1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

2.ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г. № 4/15).

Учебно-методическая литература.

1.Астапов В.М. «Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии» Москва 1994г.

2.Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы – М.: Просвещение, 2011г.

3. Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя. В 2-х кн. / Б. Ц. Бадмаев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. – 232 с.

4. Вайзман Н.П.«Психомоторика детей-олигофренов.М., «Педагогика», 1976. – 104 с.

5. Мамайчук И.И. «Помощь психолога детям с задержкой психического развития»,2017г.-539с. Эко-Вектор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по «Развитию психомоторных и сенсорных процессов» в 1классе

 

(2вариант образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью)

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Виды учебной деятельности

Предметные

результаты

Примечание

Развитие моторики, графомоторных навыков.

1

Упражнения на развитие меткости, согласованности движений на разные группы мышц.

1

 

Выполнение упражнений по инструкции педагога. Упражнения на развитие меткости, согласованности движений на разные группы мышц.

Научить выполнять действия по образцу

 

2

Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога

1

 

Упражнение на выполнение целенаправленных действий по инструкции педагога.

Научить целенаправленным действиям.

 

3-4

Совершенствование точности мелких движений рук.

2

 

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание.

Научить упражнениям для развития мелкой моторики рук.

 

5

Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога).

1

 

Выполнение целенаправленных действий по инструкции педагога.

Научить целенаправленным действиям.

 

6

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Упражнения на синхронность работы обеих рук.

1

 

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Упражнения на синхронность работы обеих рук.

Научить синхронно выполнять движения с речью.

 

7-8

Игра с мелкими предметами

2

 

Самомассаж (колечко «су-джок», мячик-ёжик)

Научить приемам самомассажа.

 

Тактильно-двигательное восприятие

9-10

Определение предметов на ощупь. Восприятие поверхности на ощупь.

2

 

Упражнения на определение предметов на ощупь, их свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы).

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)»

Научить определять на ощупь свойства и качества предметов.

 

11-12

Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений.

2

 

Упражнения на формирование ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется».

Научить останавливаться по команде.

 

13

Игры с сюжетной мозаикой.

1

 

Упражнения на составление целого из частей. Игры с сюжетной мозаикой.

Научить составлять единое целое из частей.

 

Кинестетическое и кинетическое развитие.

14

Формирование ощущений от поз различных частей тела. Выразительность движений.

1

 

Формировать ощущения от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы).

Выражать движениями свое настроение.

Научить управлять и чувствовать свое тело

 

15

Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.

1

 

Упражнение положительную эмоциональную реакцию на человека.

Научить положительно реагировать на прикосновения другого человека.

 

16

Формирование умелых движений и поз всего тела. Имитация движений и поз.

1

 

Упражнение на формирование правильных движений и поз своего тела

 

Научить имитировать разные движения.

 

17

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с материалами (дерево, металл, бумага, вода и др.), различными по температуре, фактуре, вязкости.

1

 

Упражнения на формирование правильной реакции от прикосновений к различным видам поверхностей.

Научить адекватно реагировать на различные поверхности.

 

18

Составление целой картинки, предмета из частей.

1

 

Упражнение на приемы по составлению предметов или целостных конструкций из крупных деталей (пазлы, настольный «Лего»).

Научить образному мышлению.

 

Развитие зрительного восприятия.

19

Сравнение двух картинок, трех предметов.

1

 

Находить отличительные и общие признаки на наглядном материале (сравнение двух картинок). Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами.

Научить узнавать цвета, формы

 

20

Тренировка зрительной памяти.

1

 

Упражнения на тренировку зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?». Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же»).

Научить приемам запоминания.

 

21

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1

 

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

Научить самостоятельно выполнять упражнения.

 

.Развитие мыслительных операций.

22-23

Упражнения на развитие мыслей.

2

 

Дидактическая игра «Что из чего»

Научить правильно мыслить

 

24-25

Упражнения на развитие логически мыслить

2

 

Дидактическая игра «Шнурочки» ,

Научить логически мыслить

 

Развитие слухового восприятия

26-27

Определение направления звука в пространстве.

2

 

Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук».

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук).

Научить различать звуки, направление движения звука

 

28

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона, по темпу.

1

 

Упражнения на умение различать музыкальные и речевые звуки по высоте тона.

 

 

Научить выполнять упражнение на различение звуков.

 

Восприятие пространства.

29-30

Ориентировка в пространстве.

2

 

Ориентировать в пространстве (в помещении и на улице)

Развивать пространственный праксис. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь».

Научить ориентироваться в пространстве

 

31

Дидактическая игра «Обставим комнату».

1

 

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату».

Научить пространственному мышлению

 

32

Деление листа на глаз, на две и четыре равные части.

1

 

Упражнение на деление листа на глаз, на две и четыре равные части

Научить делить на равные части.

 

33

Ориентировка на листе бумаги, на парте.

1

 

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа). Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты.

Научить ориентироваться на листе бумаги, располагать предметы в горизонтальном и вертикальном положении.

 

 

Всего:

33

 

 

 

 

 

7

 


Полный текст материала Рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Нифонтова Любовь Валерьевна  Публикатор
27.10.2019 0 332 23

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0