Статья "Особенности использования видеоматериалов на уроках биологии в школе для слабослышащих детей"


Л.С.Выготский говорил, что для ребенка мыслить - значит разбираться в своих представлениях. В связи с этим важное значение приобретает качество представлений. Если они отличаются неточностью, фрагментарностью, неполнотой, то не могут служить основой для развития мышления, воображения, речи. Поэтому так важно сформировать точные образы-представления.

Основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор, особенно это очевидно для учащихся с нарушениями слуха. Поэтому при обучении таких школьников существенно возрастает роль наглядных средств обучения. Наглядные средства должны в первую очередь не иллюстрировать учебный материал, а точно раскрывать его содержание. Важно, чтобы наглядные пособия для таких учащихся, не только отображали явления или предметы одного и того же класса, но и четко выделяли их основные существенные стороны и признаки, на которых сурдопедагог и должен концентрировать внимание в процессе работы.

Теорию наглядности в обучении разрабатывали многие педагоги и методисты-предметники: Я.А. Коменский, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Р.Г. Ламберг, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Д.Б. Эльконин, М.А. Данилов, И.Т. Огородников, А.А. Шаповалов, А.Н. Крутский и другие. Однако в сурдопедагогической литературе данной проблеме уделено недостаточно внимания. Данная проблема усугубляется и тем, что в настоящее время в средних классах школ для детей с нарушениями слуха работа ведётся по программам, учебникам массовых школ и методы работы применяются те же, что и в массовой школе. Но школьники с нарушениями слуха имеют ряд психофизических особенностей (в силу своего дефекта), поэтому справедливо заметить, что и методы и средства работы должны иметь свои особенности.

Трудность демонстраций главным образом заключается в том, что при демонстрации того или иного пособия внимание учащихся всё время раздваивается: с одной стороны, учащимся надо увидеть то, что показывает учитель, с другой стороны, необходимо внимательно всматриваться в губы учителя, чтобы знать, о чём идёт речь. Учитывая эту огромную трудность, учителю следует чередовать показ с объяснениями и последние с показом (показать, объяснить, снова показать) и самым тщательным образом проверять, поняли ли дети его объяснение.

Преимуществ экранных пособий, особенно фильмов, невозможно не заметить. В преподавании биологии в школе для детей с нарушенным слухом видеофильм также имеет огромное значение.


Полный текст материала Статья "Особенности использования видеоматериалов на уроках биологии в школе для слабослышащих детей" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жукова Валентина Андреевна  valens83
Учитель биологии, Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида №10
19.10.2012 0 2664 412
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0