Урок и презентация по биологии по теме «Тип: Моллюски» для 7 класса


Жукова Валентина Андреевна

учитель биологии

ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида № 10



Урок биологии по теме «Тип Моллюски» для 7 класса

Цель:

- обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся;

Задачи:

- закрепить знания об основных классах типа Моллюски;

- сформировать знания о происхождении современных моллюсков и их значении;

- привить интерес к обучению;

- продолжить формировать умения и навыки анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.

Средства обучения:

Карточки с изображениями моллюсков, карточки «Внутреннее строение моллюсков», видеофильм «Мир моллюсков», экран, карточки с рабочим словарём, презентация Power Point «Тип Моллюски»

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Фонетическая зарядка

  3. Систематизация, проверка и обобщение знаний

  4. Итог урока, домашнее задание



















Ход урока

  1. Организационный момент

Проверка режима работы ЗУА

  1. Фонетическая зарядка


  1. Систематизация, проверка и обобщение знаний

Задание 1. Разложи карточки по группам. По какому принципу ты разложил(а) карточки? Как можно назвать всех этих животных?


Осьминог Слизень

Мидия Аргонавт


Каракатица Катушка


Перловица Наутилус

Кальмар Виноградная улитка

Ахатиниды Гребешок



Устрица Прудовик





Задание 2. Выпишите номера признаков, характерных для представителей моллюсков.


Осьминог:______________________________________

Виноградная улитка: ____________________________

Беззубка: _______________________________________

Признаки

1. Тело можно разделить на голову, туловище и ногу.

2. Раздельнополое животное.

3. Личинки паразитируют на теле рыб.

4. Гермафродиты.

5. Есть глаза.

6. Головы нет.

7. Раковина замыкается мускулами.

8. Сердце двухкамерное.

9. Кровеносная система незамкнутая.

10. Дыхание жаберное.

11. Дыхание легочное.

12. Имеется терка.

13. Раковина редуцирована.



Задание 3. Раскрась внутренние органы брюхоногого моллюска:

зелёным – органы пищеварения;

красным – органы кровообращения;

жёлтым – органы нервной системы, и подпиши их.


Раскрась внутренние органы двустворчатого моллюска:

зелёным – органы пищеварения;

красным – органы кровообращения;

голубым – органы дыхания, и обозначь их.




Задание 4. Выпишите номера правильных утверждений.

Правильные утверждения: _________________________________________

Утверждения

1. Все моллюски — водные животные.

2. У водных и наземных моллюсков жаберное дыхание.

3. Тело всех моллюсков состоит из головы, туловища и ноги.

4. У двустворчатых моллюсков фильтрация воды происходит в двух сифонах.

5. Туловище моллюсков окружено большой кожной складкой — мантией.

6. Между мантией и телом находится мантийная полость.

7. Раковина образуется из веществ, выделяемых мантией.

8. Прудовики и катушки дышат легкими.

9. У кальмаров и каракатиц нет пищевода.

10. Прудовики и катушки — раздельнополые животные.

11. Кальмары и осьминоги — хищники.

12. Все моллюски — растительноядные животные.

13. Нервная система у головоногих моллюсков более развита, чем у двуствор­чатых и брюхоногих моллюсков.

14. У моллюсков, так же как и у кольчатых червей, замкнутая кровеносная система.

15. Личинки головоногих моллюсков паразитируют на рыбах.



Задание 5. Просмотр видеофильма «Мир моллюсков»

Вопросы к фильму:

  1. Назовите прогрессивные черты в развитии типа.

  2. Каково значение моллюсков в природе и жизни человека?


  1. Итог урока. Оценка деятельности учащихся.

Домашнее задание: закончить таблицу «Сравнительная характеристика классов моллюсков»






Источники информации:

  1. Рабочая тетрадь по биологии 7 кл. С.В.Суматохин, В.С. Кучменко

  2. Биология.Справочник. Е.М.Баканова

  3. Учебник по биология 7кл.  Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. – внутреннее и внешнее строение моллюсков

  4. Картинки:

http://img-fotki.yandex.ru/get/4416/37667006.32/0_69dc7_35aa368c_XL -осьминог

http://images.mobwiki.ru/upload/wikipedia/commons/thumb/9/9e/Limax_maximus_5.jpg/265px-Limax_maximus_5.jpg - слизень

http://marginellaglabella.files.wordpress.com/2010/01/mytilus-galloprovincialis3.jpg - мидии

http://www.tugceozel.com/blog/wp-content/uploads/2011/03/argonauta_argo.jpg - аргонавт

http://www.zhaba.ru/_pics/uaxf9wo9wzuatcxf.jpg - каракатица

http://www.livt.net/Clt/Ani/Mol/Bas/bas006.jpg -катушка

http://www.amic.ru/images/gallery_03-2011/640.888_42.JPG -перловица

http://www.krugosvet.ru/images/1000245_PH06883.jpg - наутилус

http://www.agroint.ru/images/seafood/kalmar/seafood_kalmar_1_h_orig.jpeg - кальмарhttp

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/84/74084188_2222299_51405672_romansnail21973.jpg - виноградная улитка

http://cs9717.userapi.com/u18004961/-14/x_69db936b.jpg - ахатина

http://img-fotki.yandex.ru/get/5307/101215562.1f/0_69cbf_3461a3af_XL - морской гребешок

http://www.zoodrug.ru/images/animal/021-1.jpg - устрица

http://www.ru-aqua.ru/mkportal/modules/gallery/album/a_2698.jpg - прудовик





Слайд 1
«Тип Моллюски» Жукова Валентина Андреевна учитель биологии ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат II вида №10
Слайд 2
Тип Моллюски или Мягкотелые Моллюски – от латинского слова «molluskus», что в переводе означает – мягкий.
Слайд 3
РАЗНООБРАЗИЕ МОЛЛЮСКОВ
Слайд 4
НАЙДИТЕ ОТЛИЧИЯ ОСЬМИНОГ ПЕРЛОВИЦА ВИНОГРАДНАЯ УЛИТКА СЛИЗЕНЬ
Слайд 5
Задание 1 Разложи карточки по группам. По какому принципу ты разложил(а) карточки?
Слайд 6
КЛАССИФИКАЦИЯ МОЛЛЮСКОВ Количество видов более 130 тысяч Тип Моллюски Класс Брюхоногие Класс Двустворчатые Класс Головоногие
Слайд 7
ОБРАЗ ЖИЗНИ МОЛЛЮСКОВ УСТРИЦА КАЛЬМАР ПРУДОВИК Виноградная улитка
Слайд 8
ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ МОЛЛЮСКОВ
Слайд 9
Части тела моллюсков: 1. Голова (у двустворчатых – нет) 2. Туловище 3. Нога (щупальца – у головоногих) 4. Мантия 5. Раковина Симметрия тела большинства моллюсков двусторонняя. Брюхоногие – асимметричные животные.
Слайд 10
У НЕКОТОРЫХ ВИДОВ РАКОВИНЫ НЕТ
Слайд 11
РАЗНООБРАЗИЕ РАКОВИН
Слайд 12
Задание 2 Выпишите номера признаков, характерных для представителей моллюсков.
Слайд 13
Задание 3 Раскрась внутренние органы моллюска. Подпиши их.
Слайд 14
ОРГАНЫ ЧУВСТВ Органы осязания – на голове, в ноге, жабрах. Органы зрения – на голове. Органы обоняния – на голове, в коже. Органы равновесия в ноге. Органы химического чувства – в жабрах.
Слайд 15
ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ МОЛЛЮСКОВ
Слайд 16
Задание 4 Выпишите номера правильных утверждений.
Слайд 17
Просмотр видеофильма «Мир моллюсков»
Слайд 18
Отличительные черты:  Среда обитания моллюсков: Моря, пресные водоёмы, суша.  Симметрия тела большинства моллюсков: Двустронняя.  Тело большинства моллюсков защищено: Раковиной.  Тело покрыто кожной складкой : Мантией.
Слайд 19
 Между телом и мантией находится: Мантийная полость.  Тело большинства моллюсков состоит из: Головы, туловища, ноги, раковины, мантии.  Кровеносная система: Незамкнутая.  Органы дыхания: Лёгкое или жабры.  В пищеварительной системе появляются органы: Радула (тёрка), печень, слюнные железы.
Слайд 20
 Органы выделения: Почки.  Нервная система: Нервные узлы, нервные стволы, нервы.  Органы чувств: Осязания, обоняния, зрения, равновесия, химического чувства.  По способу размножения моллюски: Раздельнополые и гермафродиты.
Слайд 21
Источники информации: Рабочая тетрадь по биологии 7 кл. С.В.Суматохин, В.С. Кучменко 2. Биология.Справочник. Е.М.Баканова 3. Учебник по биология 7кл. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. – внутреннее и внешнее строение моллюсков 1.
Слайд 22
http://cs9717.userapi.com/u18004961/-14/x_69db936b.jpg - ахатина http://www.amic.ru/images/gallery_03-2011/640.888_42.JPG перловица http://lh3.ggpht.com/_VJQ1vfjZKW0/TCiS8etxrII/AAAAAAAADAs/ iMWlrAHvoKE/s640/3441838.jpg - виноградная улитка http://www.agroint.ru/images/seafood/kalmar/seafood_kalmar_1_h_ori g.jpeg - кальмар http://www.theepochtimes.com/n2/images/stories/large/2012/02/24/ Reef_squid.jpg - кальмар http://img-fotki.yandex.ru/get/5821/97005033.2b/0_75572_68d70025_ XL - осьминог http://beta.newsmoldova.ru/images/18900/36/189003661.jpg осьминог http://www.krugosvet.ru/images/1000245_PH06883.jpg - наутилус http://aquascope.ru/wp-content/uploads/2011/09/Головоногиемоллюски.jpg - каракатица http://www.livt.net/Clt/Ani/Mol/Cep/cep013.jpg - осьминог
Слайд 23
http://young.rzd.ru/dbmm/images/41/4080/3534991 - виноградная улитка http://lifeglobe.net/media/entry/1417/1-13.jpg - улитка http://img-fotki.yandex.ru/get/5705/exspert51.23/0_5ccab_4991c77c_X L - ахатина http://new-aquarist.ru/wp-content/uploads/2011/09/Перловица.jpg перловица http://images.mobwiki.ru/upload/wikipedia/commons/thumb/9/9e/ Limax_maximus_5.jpg/265px-Limax_maximus_5.jpg - слизень http://smi2.ru/data/images/800332.jpeg - кальмар http://trendwatching.com/img/briefing/2008-12/oyster.jpg - открытая устрица http://cs9404.userapi.com/u2616064/-5/x_4cc04492.jpg - раковыны http://img-fotki.yandex.ru/get/5307/101215562.1f/0_69cbf_3461a3af_X L - гребешок http://www.stihi.ru/pics/2008/07/03/950.jpg - морское ушко

Полный текст материала Урок и презентация по биологии по теме «Тип: Моллюски» для 7 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жукова Валентина Андреевна  valens83
31.10.2012 0 16371 2940

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК