Методическая разработка классного часа "Любовь к матери"


Цель: формирование чувства долга перед родителями и родными, культуры сыновних и дочерних отношений.

Форма мероприятия: беседа.

Участники мероприятия: учащиеся.

Сфера: «Я и семья», «Я - сфера».

Социальная роль:
- сыновне-дочерняя
- отцовско-материнская.

Оформление и оборудование:
Плакаты:
1. «Прославим женщину — Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!» М.Горький.
2. «Все прекрасное в человеке — от лучей солнца и от молока Матери». М.Горький.
3. «Мать - самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное - вся состоит из жалости...» В.М. Шукшин.
4. «Ты одна мне помощь и отрада,Ты одна мне несказанный свет». С.А. Есенин.

Введение

Одной из проблем современной молодежи является довольно-таки прохладное, а порой и безразличное, отношение взрослых детей к их престарелым родителям. Это одна из граней большой, злободневной проблемы — отсутствия милосердия.

Чувство к матери заложено в нас самой природой. И оно живет в человеке до конца его дней. Только живет не по нашим школьным представлениям, а по своим собственным сложным законам. То уйдет на глубину, и мы еле различаем его голос. То вдруг вырвется наружу ослепительным всплеском. То даст о себе знать нестерпимой душевной болью. Когда мы раним его, оно страдает. Когда увлечены чем-то или кем-то, оно может отступить на время в тень. Но навсегда не уходит, хотя порой кажется, что сердце пусто...

Дело, наверное, в том, что мы не всегда умеем осознать свое чувство к матери. Не умеем, не хотим, ленимся, и в результате — ощущение пустоты, одиночества, даже сиротства. А это беда!

Содержание

Говорят, наше время добавило новые сложности в без того непростые отношения "отцов и детей". Наверное, это так.

В век научно-технической революции человек испытывает небывалые перегрузки. Более напряженной становится наша работа, резко усложняется общественная жизнь, дефицитным становится время. Личные контакты человека с человеком в силу всего этого сужаются. В ущерб им расширяются технизированно-опосредованные контакты через кино, радио, телевидение. Снижается культура человеческого общения. Людей объединяет не сердечность, не внутренняя душевная заинтересованность, а чисто утилитарные цели - обменяться информацией, поговорить о делах.

Эти и другие издержки прогресса, несомненно, сказываются и на семье Неслучайно в последние годы много и тревожно говорят и пишут об одиночестве, о неблагополучии семейных отношений, разобщенности родителей и детей, ссылаются на особенности времени, винят школу, улицу и т.д. И меньше всего мы, к сожалению, говорим о личной ответственности, о личных усилиях, которыми могла быть достигнута желаемая гармония.

Между тем, мы должны помнить: когда придет время подвести итоги, когда будут уходить от нас наши близкие, человек останется один на один со своей совестью и памятью. Он не будет взвешивать и подсчитывать, кто и что ему недодал, кто его недовоспитал или в чем-то ущемил. Конечный счет он предъявит только себе, винить будет только себя. И в этом, наверное, есть своя правота и справедливость жизни.

Вопрос к группе: Опишите мне свою маму.

Далее читается письмо к дочери П. Амонашвили, доктора психологических наук:

"Добрый вечер, моя милая девочка!

Есть на свете человек, чье сердце жарче и сильнее девяти солнц,- это мама. Я говорю не только о твоей маме, а имею в виду всех настоящих матерей. Знаешь ли ты свою маму? «Знаю, как не знать!» - скажешь ты и удивишься: о чем это он спрашивает?

Я же думаю, что ты по-настоящему ее еще не знаешь. Чтобы знать маму, нужно заглянуть ей в душу, ее глазами увидеть саму себя. А дети часто свою маму считают тем человеком, который смотрит за ними, готовит им еду, стирает, гладит, без конца учит уму-разуму, что-то позволяет, что-то запрещает или к чему-то принуждает. Мама, по их мнению, тот человек с которым можно поссориться, от которого нужно скрыть, что не была на уроке, получила двойку.

Но мама — это и тот человек, которому можно довериться и, плача, рассказать, как тебя подвел друг, как несправедливо поступил с тобой учитель, какую нелепую ошибку ты допустила в контрольной.

Ребенок, возможно, не так уж хорошо понимает, что значит для него мать, зато все матери знают, как они необходимы своим детям и как трудно им будет без матери.

Недавно мы с мамой возвращались домой с работы. Около памятника Важе Пшавеле нас потрясло одно зрелище. Молодая женщина, болезненного вида, худая, безжалостно била девятилетнего мальчика. Она вцепилась ему в волосы, чтобы сын не выскользнул из ее рук, но мальчик и не пытался бежать. Он беспомощно прикрывал голову руками и смотрел ей в глаза. На асфальте валялся раскрытый портфель. Мы не выдержали, бросились к ним, начали успокаивать, стыдить женщину: "Как можно бить ребенка, в чем он провинился!" Женщина зашлась горькими слезами, затем стали прорываться слова. Из ее отрывочного рассказа мы узнали, что муж уехал куда-то (может быть, бросил семью), что это ее единственный сын. Сама она тяжело больна ("Хорошо знаю, что скоро умру"), и ее не оставляет мысль, как сын будет расти без матери, каким он человеком станет.

А сегодня мальчик на два часа опоздал из школы. "Я испугалась, думала, может, попал под машину, переходил улицу... Чего только не представляла. Встала с постели, пошла к школе, на тротуаре увидела что-то красное, приняла за кровь сына..."

Мать прижала к груда своего избитого сына, говорила, что больше не тронет его. А сын оправдывался: «Учительница оставила нас, потому и опоздал».

Мать повернулась к нам: "Знаю, в нашей стране ребенок не пропадет, всех соседей умоляю: присмотрите за сыном, чтобы не сбился с пути... И учителей прошу, и вас прошу, запомните моего Джамала, когда встретите его на улице, остановите его и спросите, каким человеком он становится, дайте ему хороший совет".

Молодая женщина говорила нам это не для того, чтобы мы пожалели ее, она хотела, чтобы мы позаботились о ее сыне, а сердце ее в это время горело жарче девяти солнц.

"Я знаю свою маму", - смело скажешь ты. Я тоже так думал в детстве. Однажды, работая в пионерском лагере, я сильно заболел. Кто сказал, кто сообщил маме? Неожиданно пришла телеграмма: срочно выезжай. «Откуда ты узнала, что я заболел?» - «Сердце почувствовало, подсказало». Верю, что материнское сердце в самом деле может почувствовать, как живется сыну (дочери), не болеет ли он, не беспокоит ли его что-нибудь. И не раз в детстве я обижался на мать: и этого хотелось, и того. Однако мама, которая заменяла мне и отца, погибшего на фронте, далеко не все мои желания исполняла. Не позволяла долго играть во дворе, слоняться без дела, винила только меня, когда я ссорился с товарищами, требовала, чтобы я предупреждал, куда и надолго ли я ухожу. И мне порой казалось: она чрезмерно строга, сердита, требовательна, шагу не дает ступить. Зато она никогда не ограничивала меня в чтении, не жалела последних копеек, только бы я купил интересную книгу. Охотно отпускала меня во дворец пионеров, куда я ходил в литературный кружок, приветливо встречала моих товарищей. Мама поручала мне все мелкие дела, требующие мужской руки, не препятствовала моим стремлениям в ранней юности познать радость самостоятельного труда и ответственность старшего сына перед семьей.

Сейчас я часто думаю: допустим, я бы следовал своим желаниям, уклонялся от разумных советов матери, что тогда? Не знаю, что бы произошло, но верю: не вышло бы ничего путного. Мать своими «да» и «нет» приближала меня к идеалу взрослого мужчины. Сейчас моя мать постарела, то одно болит, то другое. Но ее сердце по-прежнему горит сильнее девяти солнц, это и меня делает сильным, упорным, когда мне трудно, когда мне нужны новые силы.

Дети, к сожалению, поздно осознают тепло материнского сердца. Постепенно мать стареет, седеет, слабеет, в мыслях и заботах о детях. Если приблизит детей к идеалу, нет предела ее счастью, она не вспоминает о прошлых огорчениях, гордится, радуется: "Знаете, какие у меня дети!" Но если не сможет приблизить — еще больше сморщинится, согнется, втихомолку будет плакать, прятаться от людей...

Если хочешь узнать свою мать, загляни ей в сердце, деточка! Я радуюсь, когда ты и мама вместе трудитесь: убираете квартиру, стираете белье, готовите обед. Иногда мама говорит тебе: "Сама постираю, ты не нужна мне". И ты наивно веришь, что маме и в самом деле не нужна твоя помощь. Какая мать не хочет, чтобы дочь помогла ей? Почему же тогда она старается поменьше загружать тебя? Загляни в сердце матери и ты поймешь, что она берет на себя двойную работу, чтобы предоставить тебе возможность читать, учиться...

Некоторые дочери принимают как должное двойную загруженность матери, они считают, так и должно быть: они заняты своими, более нужными, делами. А это уже беда, избалованная дочь становится неблагодарной. "Принесите, подайте... Вы надоели мне... Мне некогда..."

Если ты знаешь свою мать, не верь ей, что ей не нужна твоя помощь, стань рядом, помоги, устань вместе с ней. Пусть даже обеспокоится мама, что тебе рано пришлось встать, что ты допоздна не могла лечь, лишилась развлечений. Но она подумает: "От скольких радостей отказывается моя дочка, чтобы облегчить мой труд", - и будет счастлива. Меня радует и то, когда ты и мама вместе идете в кино, театр, на концерт, читаете одни и те же книги, а затем обсуждаете, спорите. Иногда вместе поете или в четыре руки играете на пианино. Особенно люблю, когда вы о чем-то шепчетесь, скрывая от других какой-то секрет: «О чем вы говорите?» - «Ни о чем». И обе загадочно улыбаетесь.

Отношения матери и дочери - близкие из близких. Кому откроет девушка свои самые сокровенные чувства? Маме, кому же еще! Мама поймет, догадается, оградит, обнадежит. Но ведь и мама хочет иметь настоящего друга, которому можно доверить тайну, вместе обсудить семейные дела. Кто может быть таким настоящим другом матери? Конечно, дочь, кто же еще!

Извините, девушки, сколько вам лет? Четырнадцать, пятнадцать, больше? Значит, вы уже можете быть настоящим другом матери. Как? Это вы и сами поймете. Но только не в такие моменты, когда необдуманно и упрямо отвечаете маме: "Не хочу! Не буду!" И не тогда, когда мать много раз повторяла просьбу, а вы, лениво раскачиваясь, нехотя брались за дело. Наконец, и не в те минуты, когда пытались отмахнуться от матери, наклонившейся приласкать: отстань, мол.

Что в это время происходит с материнским сердцем? Оно сжимается, глаза наполняются слезами. Один такой случай, второй, десятый, и возникает отчуждение. Дочери что - молодость принадлежит ей, она самозабвенно отдается радостям жизни, счастлива в своей собственной семье. А у матери сердце останавливается, дочь забыла ее. Нет, дочь помнит, что у нее есть в другом... но забывает, что матери нужно еще и сердечное внимание.

Не так должны вести себя чуткие дочери. Они в силах сами почувствовать, что беспокоит маму, сами первыми приласкать и утешить ее, расположить к доверию и откровенности.

Все матери растят своих детей для страны, для народа, но и для себя тоже. Воспитывая ребенка, мать думает и о том, что в старости он будет ее опорой, что дочь присмотрит за ней, отблагодарит за труды и заботу. Человеку можно простить всякий грех, но никакой суд не оправдает дочь, которая не оценила труды своей матери.

Нужно учиться любить маму, моя девочка. Когда малыша спрашивают, как он любит свою маму, он сжимает кулачки, весь напрягается, крепко жмурит глаза, сдерживает дыхание и, наконец, целует воздух: мол, так люблю...

Мать нужно любить нежно, беречь ее, чтобы слово твое, твой поступок не причинили ей боли, нужно уважать ее, ласкать искренне и трогательно.

Мы пока в расцвете сил. Мама и я много трудимся. Она в семье вдохновляет всех, на работе ее знают как способного и творческого педагога. А я в маму, могу гордо сказать, влюблен уже двадцать лет.

Знаешь какая история произошла с нами вчера? Мы шли от бабушки. Напротив филармонии ждали автобуса. На остановке никого, кроме нас, не было. Мы разговаривали, смеялись, и вдруг мне захотелось крепко обнять свою маму, поцеловать, шепнуть: "Я люблю тебя, моя родная". Я так и сделал. И вдруг я вижу, что с другой стороны улицы к нам направлялся молодой, лет двадцати, милиционер. Я подумал: "Наверное, это мой бывший ученик, хочет поговорить со мной". А он приблизился, козырнул и строго обратился ко мне: "Гражданин, ваши документы!" Я не поверил своим ушам... «Зачем вам мои документы?» (Их, кстати, и не было со мной). И двадцатилетний стал читать мораль пятидесятилетнему мужчине: «Как не стыдно солидному мужчине обнимать на улице женщину, какой пример подаете другим».

«Эту женщину, мать моих детей, я никогда не обделю лаской», - сказал я милиционеру, поцеловал маму в щеку и снова обратился к нему. «А теперь я готов в милицию! Лучшей причины не найти, чтобы милиция хоть раз задержала меня!» Милиционер сник. Извинился. Снова приложил руку к фуражке и удалился.

Интересно, что сказали бы вы, мои дети, если бы по этой причине меня действительно задержали вчера вечером?

В моем столе я храню одно стихотворение. Насколько помню, ты была в пятом классе, когда написала его. Вот оно.

МАМА
Сидишь, размышляя
День и ночь.
Кто это?
Милая мама.
Всегда готовая
Всем помочь.
Кто это?
Милая мама.
Возвышаясь над всеми
В своей простоте.
Кто это?
Милая мама.
Спокойна, Прекрасна
В любой суете,
Милая, милая мама!

Бережно относись, моя девочка, к тем чувствам, которыми подсказано это стихотворение, множь эти чувства. На свете не существует человека роднее и любимее матери.

Желаю тебе спокойной ночи, моя родная. Желаю тебе увидеть во сне, как светится и сияет лицо матери, когда кто-то говорит ей: «Каких хороших детей Вы воспитали!»

Твой отец."

И, в заключение, письмо одной девушки:

«Сейчас, когда мамы нет, я как о самом ужасном своем поступке вспоминаю о случае, когда мы договорились с ней, что она будет ждать меня в магазине, чтобы купить мне плащ. Но я встретила подружку. Разговариваю с ней, смотрю на часы, вижу, что опаздываю, но думаю: ничего. Мама немножко подождет. Когда пришла с опозданием на 15 минут, вижу: она стоит, опершись о прилавок, держась рукой за сердце. Ей было плохо: в магазине жара, духотища, а на ней зимнее пальто. Она-то ждала меня тут уже полчаса или больше, пришла раньше назначенного срока. Увидев меня, мама сказала: «Ничего, ничего, я ж понимаю, у тебя были занятия. Не волнуйся, это у меня сейчас пройдет». Она была уже тогда больна, моя мама, но я то этого еще не знала. Теперь бы я прибежала за час, за сутки раньше, только чтоб не заставить маму ждать. Но бежать уже не к кому, мамы нет».

Как жаль, что желание поговорить, посоветоваться с родителями, заботиться о них, бежать к ним на встречу у многих возникает слишком поздно.

Автор: Мочалова Людмила Александровна  Mochalova58
Преподаватель иностранного языка, ГОУ СПО МО "Яхромский аграрный колледж"
21.05.2013 0 8692 0
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0