Мастер-класс по программированию для непрофильных специальностей


МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СВЯЗИ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В.А. Петрова»


Цикловая комиссия вычислительной техники




Утверждаю

Заместитель директора по учебной работе

________________ Г.А.Белоусова

«___» _____________2019_г.







Методическая разработка



Мастер-класс по программированию
для непрофильных специальностей







Согласовано

Методист

________________В. В. Петренко

«___»_____________ 2019 г.


Разработчик: Строганова Е. М.

Обсуждено на заседании цикловой
комиссии вычислительной техники «___»_______________2019 г.

Протокол №___

Председатель цикловой комиссии

_______________/И.В. Еремина














Ставрополь 2019


Введение

Сегодня многих интересует, можно ли научиться программировать с нуля. Все мы слышали истории о том, что люди, которые занимаются этим делом, имеют огромные доходы, ездят на Бали каждые выходные и в первые месяцы своей работы смогли купить квартиры всем своим родственникам. В принципе, это недалеко от правды, но для таких результатов нужен опыт и репутация. А начинать нужно с самого простого. Мы рассмотрим, какие шаги необходимо выполнить человеку, который вообще ничего не знает о написании программ, чтобы в будущем ездить на Бали и покупать недвижимость.

Если вы решили написать свою компьютерную программу, сначала еще раз подумайте, точно ли вы хотите заниматься программированием? Ведь написать свою программу дело достаточно трудоемкое, и только на первый взгляд кажется простым.

Нередко начинающие программисты не могут достичь успеха по той простой причине, что они представляют данное ремесло как что-то романтическое, динамичное – прямо какой-то постоянный экшн. В фильмах этот процесс показывается совсем не таким, какой он есть на самом деле. Более того, там вообще не отображается само написание кодов, нам показывают только события, которые вращаются вокруг этого.

Вот вам правда о рассматриваемом ремесле – программирование - это: часы, а иногда и сутки монотонной работы, во время которой нельзя расслабляться, нужно всегда быть сосредоточенным; бесконечное обучение в погоне за последними тенденциями в данной области; однотипные проекты с заказчиками, которые сами не знают, чего они хотят и как это должно выглядеть.

Существует огромное количество языков программирования. По некоторым подсчетам их число уже достигло нескольких тысяч. Согласно рейтингу журнала IEEE Spectrum наиболее популярными на сегодняшний день являются такие языки, как C, Java и Python.

Вообще, С – это один из самых простых языков, который дает основу всему остальному. Более того, его элементы используются во многих других системах и программах.

Данная методическая разработка представляет собой элементарные первые шаги, которые может сделать человек, ничего не знавший до этого о программировании и попробовать свои силы в создании простого приложения для компьютера. Предлагается использовать язык программирования C# и соответствующую среду разработки программ.

Компилятор – это техническое решение, предназначенное для перевода вводимых команд в машинные инструкции, грубо говоря, в нолики и единички, то есть в такую интерпретацию, на которой машина будет понимать, что ей делать. Собственно, все свои программы мы будем писать и выполнять именно в компиляторах.







Создание простейшего Windows-приложения


Цель работы: 

  1. Изучить среду программирования Microsoft Visual C# 2008, состав проекта, способы компиляции и запуска программы.

  2. Разработать простейшее приложение с использованием нескольких элементов управления и протестировать его.


Создание и сохранение проекта Windows Forms

Одно из самых важных преимуществ интегрированных средств разработки типа Visual Studio заключается в том, что многочисленные мастера и шаблоны позволяют сэкономить множество времени, выполняя за нас рутинную работу. Поэтому давайте создадим новый проект С#, выбрав для него шаблон Приложение Windows Form (рисунок 1).


Рисунок 1. Создание проекта на основе шаблона Windows Application


В поле Имя задаем имя проекта — FirstForm и сохраняем его на Рабочий стол (нажать Сохранить все и выбрать соответствующий путь, имя Решения совпадает с именем проекта - папка, в которую будет сохранен проект) - Рисунок 2.

Рисунок 2. Сохранение проекта


Нажав кнопку Сохранить, чтобы подтвердить создание нового проекта, мы обнаружим, что уже создан новый класс Form1. В свойствах проекта автоматически будут созданы ссылки на необходимые сборки библиотеки базовых классов.

Кроме того, в распоряжение программиста предоставлен графический шаблон среды разработки (рисунок 3), при помощи которого можно «собрать» графический интерфейс приложения. При добавлении любых элементов в этот шаблон в приложение будет автоматически добавляться код для этих элементов (по умолчанию файл с главной формой приложения, куда будет добавляться этот код, называется Form1.cs).


Рисунок 3. Графический шаблон главного окна приложения


Рисунок 4. Обозреватель решений


Если открыть код файла Program.cs в Обозревателе решений (Рисунок 4) , созданного при помощи шаблона Windows Application приложения, можно увидеть там примерно следующее:


using System;

using System.Collections.Generic;

using System.Linq;

using System.Windows.Forms;



namespace First

{

static class Program

{

/// Главная точка входа для приложения.

[STAThread]

static void Main()

{

// Поддержка визуальных стилей Windows XP

Application.EnableVisualStyles();

Application.SetCompatibleTextRenderingDefault(false);

// Запуск приложения с созданием главной формы

Application.Run(new Form1());

}

}

}

У нас есть класс Program (класс, откуда запускается программа) , и метод Main() ( главная точка входа для приложения), который вызывает Application.Run() (запуск приложения с созданием главной формы).

В этом коде уже все есть и ничего изменять не надо! Можно его закрыть!

А мы, пользователи, будем работать непосредственно с формой и файлом Form1.sc. Если открыть его код (нажать на форму правой кнопкой мыши и выбрать Перейти к коду), то там мы увидим следующее:

using System;

using System.Collections.Generic;

using System.ComponentModel;

using System.Data;

using System.Drawing;

using System.Linq;

using System.Text;

using System.Windows.Forms;


namespace First

{

public partial class Form1 : Form

{

public Form1()

{

InitializeComponent();

}

}

}

Метод InitializeComponent(), который хранится в файле Form1.Designer.cs - это зона ответственности Мастера приложений. Категорически не рекомендуется в этом методе делать что-либо самостоятельно — во избежание потери всего того, что там может быть построено, поскольку Мастер приложения может изменить содержимое тела метода в соответствии с изменениями внешнего вида приложения.

Метод InitializeComponent() обновляется Form Designer автоматически при добавлении в форму элементов управления и выполнения с ними прочих операций.

Перейдем в режим Конструктора формы, изменим Свойства (Рисунок 5) формы и посмотрим, как изменится внешний вид формы.


Чтобы посмотреть свойства формы или любого объекта на форме, необходимо, чтобы этот объект был выделен (один щелчок на объекте мышью)!



Рисунок 5. Окно свойств формы


Компиляция программы

Один из способов компиляции программы — Debug (Отладка), при котором проверяется код, компилируется программа и формируется пользовательский интерфейс. 

Для запуска этого способа нажимаем клавишу F5. Если приложение не содержит ошибок, то на экране появится готовая форма (!).

В меню Debug (Отладка) также расположены все средства для пошаговой отладки кода.

Добавление элементов на форму

1. Добавим в главную форму элемент контроля - кнопку. Для этого откроем вкладку Панель элементов (Рисунок 6) и сначала щелкнем мышью на элементе Button вкладки, а затем щелкнем мышью на форме.


Рисунок 6. Панель элементов


Установите кнопку в требуемое место на форме с помощью мыши.

Для задания текста на кнопке выделите ее на форме и откройте вкладку Свойства и измените свойство Text на "Приветствие". В результате надпись на кнопке изменится.

Чтобы при нажатии на кнопку у нас появилось диалоговое окно, необходимо создать обработчик события на нажатие кнопки. Для этого сделайте двойной щелчок на кнопке. В результате в коде приложения сформируется шаблон функции обработчика события Click для кнопки.



private void button1_Click(object sender, EventArgs e)
{

}

В полученный шаблон добавим функцию вывода диалогового окна с сообщением.


private void button1_Click(object sender, EventArgs e)
{
// Сообщение
MessageBox.Show("Поздравляю с первым проектом на C#");

}

После компиляции и запуска приложения получим окно приложения, а при нажатии кнопки будет выведено сообщение. УРА!!! ))))


2. Сделаем из нашего приложения шуточную программку, представляющую собой диалоговое окно с двумя кнопками. Для ответа на предлагаемый вопрос следует нажать на одну из двух кнопок, причем вторая кнопка при наведении на нее курсора начинает "убегать" от него. )))))  

Из окна Панель элементов перетаскиваем на форму две кнопки Button и надпись Label. Настраиваем в окне свойств соответствующие значения, указанные в таблицах.

label1, свойство

Значение

Font - Size (Шрифт-Размер)

 12

Font - Bold (Шрифт-Жирный)

 true

Location (Расположение)

 32; 28

Text (Текст)

  Вы довольны своей зарплатой?


Button2, свойство

Значение

Name (Имя)

 btnYes

Location (Расположение)

  67; 92

Text

 Да


Button3, свойство

Значение

Name (Имя)

 btnNo

Location (Расположение)

 195; 92

Text

 Нет

Щелкаем дважды по кнопке "Да". В обработчике этой кнопки вставляем следующий код:

private void btnYes_Click(object sender, System.EventArgs e)
{
MessageBox.Show("Мы и не сомневались, что Вы так думаете!");
}

Выделяем кнопку "Нет". Открываем окно Свойства. Переключаемся в окно Событий (значок с изображением молнии) и дважды щелкаем в поле MouseMove (Рисунок 7).

Рисунок 7. Событие MouseMove для кнопки btnNo.


Надпись на информационной панели — "Возникает при наведении указателя мыши на компонент"

В обработчике этого события связываем движение мыши с координатами кнопки и устанавливаем координаты кнопки, куда она будет возвращаться, если во время своего движения выйдет за указанную область:


private void btnNo_MouseMove(object sender, System.Windows.Forms.MouseEventArgs e)
{
btnNo.Top -= e.Y;
btnNo.Left += e.X;
if (btnNo.Top < -10 || btnNo.Top > 100)
btnNo.Top = 60;
if (btnNo.Left < -80 || btnNo.Left > 250)
btnNo.Left = 120;

}

Запустите приложение. Теперь, при выборе "Да" появляется окно с надписью, а при попытке нажать на кнопку "Нет" она "убегает".

3. Добавим в наше приложение работу с еще несколькоми элементами управления и манипуляцию с цветом.

Из окна Панель элементов перетаскиваем на форму элемент управления GroupBox (отображает рамку вокруг группы элементов), растягиваем ее до размеров квадрата примерно со стороной 3-4 см. Свойству Text этого элемента зададим значение Изменяем цвет.

В полученную рамку поместим две радиокнопки - элементы управления RadioButton - и свойству Text зададим соответствующие значения: Красный для первой кнопки и Зеленый для второй.

И рядом на форме разместим текстовое окно TextBox, цвет которого мы и будем менять.

На данном этапе у нас получается примерно следующее:

Рисунок 8. Вид формы на данном этапе


Теперь заставим работать наши кнопочки ))

Сделаем двойной щелчок на radioButton1 и в появившейся заготовке обработчика события напишем код:

private void radioButton1_CheckedChanged(object sender, EventArgs e)

{

textBox1.BackColor = Color.Red;

}

Теперь тоже самое для второй radioButton2, поместим туда код для зеленого цвета:

private void radioButton2_CheckedChanged(object sender, EventArgs e)

{

textBox1.BackColor = Color.Green;

}

Запустите приложение и попробуйте менять цвет нашего текстового окошка.

Осталось добавить самую главную кнопку в наше приложение - кнопку выхода! Добавьте еще один элемент Button с Панели элементов, напишите на ней слово ВЫХОД и раскрасьте ее на свое усмотрение, например такие свойства можно задать:

Рисунок 9. Свойства кнопки ВЫХОД


Теперь чтобы кнопка заработала, сделайте двойной щелчок на ней и добавьте всего одну строку кода:

Application.Exit();

Запустите приложение, полюбуйтесь сделанной работой )))

Рисунок 10. Готовая форма





Используемые источники

  1. Обучение программированию с нуля: с чего начать изучение в домашних условиях

https://www.internet-technologies.ru/articles/obuchenie-programmirovaniyu-s-nulya-s-chego-nachat.html


  1. Обучение программированию с нуля – пошаговое руководство для начинающих. Десять шагов от чайника к программисту-профессионалу Источник: http://geek-nose.com/obuchenie-programmirovaniyu-s-nulya/


  1. Создание первого оконного приложения в .NET. "Убегающее окно"
    http://esate.ru/uroki/OpenGL/uroki-OpenGL-c-sharp/sozdanie-pervogo-prilogeniya-v-c-sharp/

12



Полный текст материала Мастер-класс по программированию для непрофильных специальностей смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Строганова Евгения Михайловна  Публикатор
02.07.2019 0 1490 35

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК