Процесс формирования социального партнерства как результат дуального обучения




ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПО

"БЕЛГОРОДСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ"















СТАТЬЯ

«Процесс формирования социального партнерства как результат дульного обучения»








АВТОРЫ:

Касторных Л.М., Чобану Л.А.,

преподаватели профессионального цикла дисциплин,

высшая квалификационная категория












БЕЛГОРОД, 2015

Представленная статья позволяет определить алгоритм действий при организации дуального обучения студентов в учебном заведении и на профилирующем предприятии.


На основании Постановления Правительства Белгородской области от 18 марта 2013 г. № 85-ПП «О порядке организации дуального обучения учащихся и студентов» освоение основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО предусматривает дуальное обучение. Как организовать дуальное обучение студентов в процессе формирования социального партнерства? Читайте в нашей статье.



В соответствии с ростом потребности в специалистах среднего звена государственная политика предусматривает опережающее развитие системы среднего профессионального образования.

Практическая значимость педагогического опыта заключается в формировании взаимодействия с профильными предприятиями, разработке методических рекомендаций по организации и сопровождению деятельности студентов колледжа в процессе дуального обучения с целью развития профессионального и творческого потенциала студентов.

Цель педагогического опыта заключается в организации дуального обучения студентов на профилирующих предприятиях с целью подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена, владеющих общими и профессиональными компетенциями поспециальности 220707 «Системы и средства диспетчерского управления».

Задачи,способствующие достижению данной цели:

  1. Исследование рынка труда г. Белгорода и Белгородской области в соответствии с общими и профессиональными компетенциямипо специальности 220707 «Системы и средства диспетчерского управления».

  2. Проведение мониторинга востребованности обучающихся поспециальности 220707 «Системы и средства диспетчерского управления»

  3. Приведение мониторинга профилизации и территориального размещения организаций подготовки рабочих и технических кадров в соответствие с потребностями рынка труда.

  4. Изменение и качественное обновление содержания и структуры учебных образовательных программ для системы подготовки и переподготовки рабочих и технических кадров, обеспечиваю­щих их высокий профессионализм и мобильность.

Дуальная система профессионального обученияпо специальности 220707 «Системы и средства диспетчерского управления» реализована на высоком уровне благодаря системе взаимодействия колледжа с социальными партнерами.

Формирование педагогического опыта происходило в следующей последовательности:

    1. Подготовительный этап. Изучение рынка труда на территории Белгородской области. Для разработки ОПОП по специальности 220707 «Системы и средства диспетчерского управления» проведен мониторинг востребованности специальности в регионе (круглый стол, научно-практические конференции с участием работодателей по вопросам модернизации системы профессионального образования и потребности рынка труда, анкетирование и фокус-группы с более 20 предприятиями Белгородской области).

Результат педагогического опыта: наиболее востребованы специалисты в области систем безопасности, обладающие практическим опытом монтажа, технического обслуживания, проектирования и программирования автоматизированных системных устройств охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения, систем автоматического пожаротушения, систем контроля и управления доступом.

    1. Организационный этап. Для решения проблемы были использованы следующие алгоритмические технологии организационного этапа:

- приобретение стендов для проведения лабораторных работ;

- изготовление проспекта для проведения профориентационной работы.

- заключение договоров об организациио проведениидуального обучения с профилирующими предприятиями;

- разработка рабочих программ профессионального цикла дисциплин и профессиональных модулей и согласование их с работодателями;

- разработка плана мероприятий по обеспечению образовательного процесса в рамках реализации дуального обучения.

    1. Рабочий этап. Проведение дуального обучения.

При формировании программ дуального обучения по профессиональным модулям в основу были поставлены профессиональные компетенции, которыми должны овладеть студенты.

Выпускники колледжа – будущие руководители среднего звена. Особую роль приобретают профессионально-значимые качества управленческого персонала. Поэтому распределение студентов по местам прохождения дуального обучения проводится с учетом психологических, интеллектуальных способностей, уровня познавательной самостоятельности, отношения к учебной деятельности студентов.

Разработчики педагогического опыта представили основные этапы трехстороннего взаимодействия: работодатель – учебное заведение - студент.

Экспериментальная работа проводилась по заявкам предприятий - заказчиков кадров. Следует отметить, что заинтересованность и удовлетворенность работодателей формой проведения дуального обучения значительно увеличилась по сравнению с началом исследования.

В колледже проводились маркетинговые исследования по удовлетворенности внешних потребителей в рамках системы менеджмента качества образовательной организации.

Применяемая дуальная система целевой подготовки специалиста для современного наукоемкого производства позволила эффективно использовать современную производственную базу предприятия; опытные преподавательские кадры; возможности предприятия в производственной подготовке специалистов для собственного производства.

В процессе проведения педагогического опыта установлено: целевая подготовка способствует повышению эффективности труда в образовательной деятельности колледжа и совершенствованию профессиональных качеств педагогических работников; создается инновационная среда в образовательном процессе.

Представленная организация учебного процесса является оптимальной для непрерывного развития профессиональных качеств будущего специалиста.

Опыт экспериментальной работы ОГАОУ СПО «Белгородский индустриальный колледж» за этот период получил положительную оценку со стороны руководителей базовых предприятий. Большая часть студентов, обучающиеся по дуальной форме, получают предложения от работодателей на постоянное трудоустройство, что и говорит о востребованности и высоком качестве подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена, владеющих общими и профессиональными компетенциями поспециальности 220707 «Системы и средства диспетчерского управления».


Список использованной литературы:

  1. Федеральный закон «Об образовании».

  2. Долгосрочной целевой программы «Развитие профессионального образования Белгородской области на 2011-2015 годы»


4


Из диаграммы следует, что показатели абсолютной успеваемости студентов остаются на стабильно высоком уровне, а качественные показатели увеличиваются.


 

Трудоустройство выпускников за период 2011г-2014г

Из диаграммы видно, что возрастает процент трудоустройства выпускников, так как в последние годы проведены изменения программ в соответствии с запросами работодателей.

 Удовлетворенность качеством подготовки молодых специалистов - выпускников Белгородского индустриального колледжа 








На вопрос «Насколько Вы удовлетворены в целом качеством профессиональной подготовки работающих у Вас выпускников респонденты ответили,  что  удовлетворены в полной мере - 70,5 %,  удовлетворены частично 29,5%; не удовлетворены - 0%.

 Уровень общепрофессиональной подготовки выпускника

На диаграмме видно: из 30 респондентов качеству общепрофессиональной подготовки 15 человек оценили на 5 баллов, 12 человек оценили на 4 балла и 3 человека на 3 балла по пятибалльной шкале.  Средний балл уровня общепрофессиональной подготовки составил -4,4.

 

Уровень качества производственного обучения выпускника

Из диаграммы следует: Из 30 респондентов качество производственного обучения оценили следующим образом: 19 человек оценили на 5 баллов, 8 человек оценили на 4 балла и 3 человека на 3 балла по пятибалльной шкале. Средний балл уровня общепрофессиональной подготовки составил - 4.53.

Уровень профессионального интереса у 50 студентов 4-го курса составил:

- до прохождения дуального обучения: удовлетворены выбором профессии - 73%, удовлетворены частично - 24%, не удовлетворены выбором профессии - 3%.

- после прохождения дуального обучения на 3-4 курсах: удовлетворены выбором профессии - 88%, удовлетворены частично - 12%, не удовлетворены выбором профессии - 0%.

Уровень профессионального интереса у 30 студентов 3-го курса составил:

- до прохождения дуального обучения: удовлетворены выбором профессии - 63%, удовлетворены частично - 32%, не удовлетворены выбором профессии - 5%.

- после прохождения дуального обучения на 2-3 курсах: удовлетворены выбором профессии - 86%, удовлетворены частично - 14%, не удовлетворены-0%.

Удовлетворенность работодателей формой проведения дуального обучения: из 22 работодателей ответили, что да - 15, больше да, чем нет - 6, больше нет, чем да -1, нет – 0.






Полный текст материала Процесс формирования социального партнерства как результат дуального обучения смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чобану Л.А., Касторных Л.М.  Алексеевна0693
30.01.2015 0 2065 288

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0