Урок + презентация по литературе "Дети на войне" для 5 класса




Урок литературы в 5 классе


Оформление на доске

Тема:

Дети на войне

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней…

К.Симонов



Эпиграф:

Люди! Покуда сердца стучатся,

помните,

Какою ценой завоёвано счастье,

Пожалуйста, помните!

Р.Рождественский



Цель урока: изучение лирических произведений, посвящённых Великой Отечественной войне.

Задачи: познакомить со стихотворениями, посвящёнными теме военного детства; развивать навыки внимательного, вдумчивого чтения, умение слышать авторский голос в произведении; воспитывать интерес к истории родной страны, патриотизм, благодарную память к тем, кто завоевал право мирной жизни.


Оборудование. Мультимедиапроектор (портреты К. Симонова, А.Твардовского, страницы из Книги Памяти Новосибирской области, иллюстрации, фотографии времён ВОВ), запись песни « Священная война» и других песен о ВОВ, репродукция картины Ю. Непринцева «Отдых после боя», учебник «Литература. 5класс. Авт.-сост. В. Я. Коровина» - М.,2003 г.


Ход урока:

1.Орг. момент.

2. Речевая разминка.

Если плачет кто-то рядом, Слайд 1

Если слёзы льются градом,

Подойдите вы к нему

И спросите: «Почему?»

Слово учителя.


-Прочитайте стихотворение про себя.

-Теперь вслух птичьим базаром (хором, но кому как нравится).

-Теперь шёпотом.

-Громко.

-С весёлой интонацией.

-С грустной.

3.Беседа.

-Какая интонация подойдёт к стихотворению больше? (Грустная).

-Почему? (Дети плачут – это грустно).

-А почему дети плачут? (Упали, ударились, их обидели).

-Но есть ещё одна причина, по которой дети плачут. Звучит песня

«Священная

война»

(1-2 минуты)



-Так почему дети плачут? (Война).

-Песня «Священная война» была написана в первые дни

Великой Отечественной войны. Почему её назвали

Отечественной?

-Что вы знаете о ней? Когда началась? А закончилась?

-Какой город первым принял на себя удар? (Брест). Слайд 3

-Что изобразил художник? Что вы чувствуете,

глядя на картину?

-А как люди в тылу узнавали о событиях с фронта? (Из газет, радио).

-Сегодня мы познакомимся со стихотворениями двух

выдающихся поэтов, которые были военными

корреспондентами: Константина Михайловича Симонова

и Александра Трифоновича Твардовского. Посмотрим, какое

участие принимали дети в этой страшной войне,


4.Анализ стихотворений, беседа.

Стихотворение К.Симонова «Майор привёз мальчишку

на лафете…».


Слово учителя.

Константин Симонов. Многие его стихи солдаты Слайд 4,5

во время войны носили с собой, перечитывали

на привалах.

Чтение стихотворения учителем Слайды 6-10

Беседа.

-Какой момент войны ( наступление или

отступление) описан в стихотворении? Звучит музыка на

-Прочитайте стихотворение про себя, военную тему (из песен)

подумайте, на какую картину обращает

внимание рассказчик особенно?

(«Седой мальчишка»)

-Откуда везли мальчика? (Из Бреста)

-Почему же мальчик седой?

-Что такое лафет? Слайд 11


Учитель показывает лафет.

-Перечитаем первую строфу вслух.

Как понимаете строки: «…за десять лет…

ему зачтутся эти десять дней…»?

-К кому обращается автор в пятой строфе?

(К тому, кто не был на войне, к потомкам).

-Что хотел сказать Симонов этим стихотворением?

Зачем рассказал эту историю?


Минутка релаксации.

-Закройте глаза, вспомните всё стихотворение. Звучит приглушённая

Какой образ возникает в вашем воображении? музыка.

Опишите его.


А. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Слово учителя.

-Александр Твардовский тоже был военным Слайды 12-13

корреспондентом, участвовал в боях. Он

рассказывает о другом мальчике.

Чтение стихотворения учителем. Слайды 14-16

Беседа. Звучит приглушённая

-О каком событии идёт речь в стихотворении? музыка.




-Какой момент войны изображён? ( Наступление).

Из каких строк это видно?

-Прочитайте стихотворение про себя

выразительно, подумайте, какая фраза встречается

дважды? Почему? (« Всё нынче, как спросонку…»)

-Прочитаем диалог между танкистом и мальчиком

по ролям.

-Какие разговорные слова и выражения

встречаются в стихотворении? («Гвоздит», «чёрт его

поймёт») Почему?

-Кому и когда танкист мог бы рассказывать об отважном

мальчике?

-Могло ли это быть так, как на картине Ю. Непринцева Репродукция

«Отдых после боя»? в учебнике.

-Опишите картину. Что делают бойцы? Где происходит

действие?


Сопоставительный анализ стихотворений

-Сравните героев этих двух стихотворений. Какие чувства

вызывает первый? А второй?

-Почему у героев нет имён? Слайды 17-18

-Авторы хотели подчеркнуть ещё и то, что таких

мальчиков и девочек было очень много. Дети были

и настоящими бойцами. Знаете ли вы каких-нибудь

героев? (Пионеры-герои: Зина Портнова, Марат Казей

и многие другие.



-После войны были созданы Книги Памяти. Для чего? Слайды 19-21

(Не забывать имена героев)



-Давайте прочитаем слова на доске (эпиграф)

-Какой же ценой завоёвано счастье? (Горе, слёзы детей, смерть)


Заключительное слово учителя. Слайд 22

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.


Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.


5. Домашнее задание.

Выразительное чтение одного стихотворения.

Слайд 1
Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему «Дети на войне» (по стихотворениям К. Симонова «Майор привез мальчишку на рассвете…» и А. Твардовского «Рассказ танкиста» Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г. Болотного Черкасова Лариса Александровна
Слайд 2
Если плачет кто-то рядом, Если слёзы льются градом, Подойдите вы к нему И спросите: «Почему?»
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. Пусть память верную о ней Хранят об этой муке И дети нынешних детей, И наших внуков внуки.
Слайд 23
           К. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…» А. Твардовский. «Рассказ танкиста» http://images.yandex.ru/search?p=20&ed=1&text=А. Твардовский&spsite=fake009-509480.ru&img_url=super-literatura.ru%2Fuploads%2Fposts%2F http://images.yandex.ru/search?p=0&ed=1&text=%D0%9A.%20%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B E%D0%BD%D0%BE%D0%B2&spsite=fake-006-1790053.ru&img_url=www.historicus.ru%2Fass ets%2Fimages%2Fsimonov.jpg&rpt=simage http://images.yandex.ru/search?p=81&ed=1&text=Брестская крепость&spsite=fake-010870621.ru&img_url=gorod.tomsk.ru%2Fuploads%2F41829% http://images.yandex.ru/search?text=%D0%94%D0%B5%D1%82%D0%B8%20%D0%B2%20%D 0%92%D0%9E%D0%92&stype=image http://images.yandex.ru/yandsearch?p=6&ed=1&text=%D0%BB%D0%B0%D1%84%D0% B5%D1%82%20%D1%83%20%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8&stype=image http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0+ %D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%B8+%D0%9D%D0%BE %D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE %D0%B9+%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8&stype=image http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D0%BA %D0%B8&stype=image http://images.yandex.ru/search?p=23&ed=1&text=%D1%82%D0%B0%D0%BD %D0%BA%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%92%D0%9E %D0%92&spsite=www.federal.kirov.ru&img_url=pda.pfo.ru%2F_data%2Fobjects %2F13682%2Ficon.jpg&rpt=simage

Полный текст материала Урок + презентация по литературе "Дети на войне" для 5 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Черкасова Лариса Александровна  Lara3172
16.04.2010 2 22696 6839

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 2
avatar
2 Lara3172 • 13:31, 14.03.2011
Спасибо за комментарий! Удачи вам!!!
avatar
1 Ирген • 12:10, 14.03.2011
Эти стихотворения так без наглядности трудно изучать. Спасибо. Дети не могут представлять тех смелых детей, которые помогали во время войны солдатам.