Презентация "Не с теми я, кто бросил землю..." (Тема гражданского мужества в творчестве А. Ахматовой)


Слайд 1
Конкурс презентаций «Великие люди России» Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su Бондаренко Виктория Петровна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №10 г. Краснодара «Не с теми я, кто бросил землю…» (Тема гражданского мужества в творчестве А. Ахматовой)
Слайд 2
«Это не вы говорите, то Россия говорит!..» А.И. Солженицын
Слайд 3
23 июня 1889 – 5 марта 1966 гг. Трудным, долгим и очень сложным был путь Анны Ахматовой. Он не мог быть легким для великой трагической поэтессы, родившейся на рубеже, на изломе эпох, двух веков, жившей в период тяжелейших общественных потрясений: революций, мировых войн, репрессий.
Слайд 4
Анна Ахматова (Горенко) — поэт, пришедший в литературу в первом десятилетии нового, XX века и покинувший мир, когда XX век перевалил далеко за шестьдесят. Детство поэтессы прошло в Царском Селе (там она училась в гимназии), каникулы проводила в Крыму, у моря, о чем напишет в своих юношеских стихах и в первой поэме «У самого моря». В четырнадцать лет она познакомилась с Николаем Гумилевым, и дружба и переписка с ним оказали серьезное влияние на формирование ее вкусов и литературных пристрастий. Ахматова была великой трагической поэтессой, которая застала грозную эпоху «смены времен» с революционными потрясениями, следовавшими одно за другим, с мировыми войнами. Живая, постоянно развивающаяся ахматовская поэзия всегда была связана с национальной почвой и отечественной культурой.
Слайд 5
Слайд 6
Особенности поэзии: • • • • • проникновенный лиризм; эпический размах; многогранность; классические традиции; эм оц иональна я у бедител ьнос ть.
Слайд 7
Ранняя лирика А. Ахматовой — почти исключительно лирика о любви. Но постепенно в ее стихах появляется ощущение конца эпохи. "Здесь все мертво и немо, как будто мира наступил конец", — пишет она в "Первом возращении" после посещения Царского Села. Все чаще в стихах звучит предчувствие катастрофы, которую несет "не календарный — настоящий Двадцатый Век". Для Ахматовой он начался осенью 1914 года.
Слайд 8
Тема Родины все более властно звучит в поэзии в годы первой мировой войны. Поэтесса, понимая, что война — величайшее зло, потому что она убивает, пишет стихи-плач: Можжевельника запах сладкий От горящих лесов летит. Над рябинами стонут солдатки, Вдовий плач по деревне звенит.
Слайд 9
Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный, Родина Россию корчитсянавсегда… от боли, и Ахматова Оставь молит судьбу, "чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей". Но тучи сгущались, и не славу, а страдание, боль и муку принес России 1917 год. И все это разделит со своей страной Ахматова, решив остаться навсегда именно здесь. Наверное, были минуты сомнения:
Слайд 10
Но любовь к Родине была сильнее, ощущение неразделимости своей исудьбы с судьбой народа Но равнодушно спокойно окажется той силой, которая поможет принять Руками я для замкнула слух, существенное нее решение: Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.
Слайд 11
Ахматову волновали и судьба духовно обедневшего народа, и тревоги российской интеллигенции после захвата власти в стране большевиками: В кругу кровавом день и ночь Болит жестокая истома… Никто нам не хотел помочь За то, что мы остались дома.
Слайд 12
Пройдя пять лет скорбного пути с окровавленной, разоренной гражданской войной Россией, пережив личную трагедию (в 1921 году расстрелян муж — поэт Николай Гумилев), Ахматова уверенно скажет: Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Ихя,грубой лести я Не с теми кто бросил землю не внемлю, На растерзание врагам. Их грубой внемлю, Имлести песеняяне своих Им песеннея дам. своих не дам.
Слайд 13
Постепенно лирическое "я" Анны Ахматовой превращается в "мы”. Это "мы", выросшее из ощущения родства со страной, с горькой ее судьбой, особенно часто будет звучать в годы Великой Отечественной войны. Ахматова, обладая пророческим даром, предчувствовала приближение новой войны, которая станет трагедией для многих народов, и эту "двадцать четвертую драму Шекспира", которую пишет страшное время, "уже мы не в силах читать!" Не в силах потому, что позади тридцатые годы: изломанные судьбы, миллионы безвинных жертв, звон тюремных ключей, отступничество от общечеловеческих норм, личное горе (арест сына). Ахматова сама удивлялась, почему стих не замолчал, ведь "перед этим горем гнутся горы, не течет великая река".
Слайд 14
К началу новых испытаний, ждавших народ в годы войны, Ахматова подошла с выстраданным опытом гражданской поэзии: Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет.
Слайд 15
Война расширяет Родину до просторов Азии, где поэтесса находится в эвакуации. Ахматова не описывает войну — она её не видела, но считает себя обязанной оплакать великие жертвы своего народа: А вы, мои друзья последнего призыва! Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Слайд 16
Во всех военных стихах звучит мужественная скорбь, величайшее чувство сострадания, безмерная любовь к своему многострадальному народу. И победа в стихах Ахматовой — это образ Победывдовы. Всю боль своей Родины поэтесса вобрала в себя, ведь только будучи гражданином и патриотом, можно сказать: Как в первый раз я на нее, На Родину, глядела. Я знала: это все моё – Душа моя и тело.
Слайд 17
Поэзия Ахматовой подвергалась беспощадной критике, так Жданов в своем докладе о журналах «Звезда» и «Ленинград» писал, что «поэзия Ахматовой» совершенно далека от народа; это поэзия десяти тысяч верхних слоев старой дворянской России, обреченных, которым ничего уже не оставалось, как только вздыхать по «доброму старому времени». В эпиграфе к своему «Реквиему» — Ахматова отвечает Жданову: Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.
Слайд 18
«Реквием» — вершина гражданской поэзии в литературе XX века, дело всей жизни поэтессы. Это памятник всем жертвам сталинских репрессий. Эти годы она проводит в постоянном ожидании ареста, чудовищные репрессии не обошли стороной и ее дом, ее семью. Поэтесса ощущает себя частью народа, проводившего долгие месяцы в длинных тюремных очередях, чтобы сдать передачу и узнать хоть что-нибудь о судьбе близкого человека. В поэме «Реквием» речь идет не только о личной судьбе Ахматовой, она проникнута ощущением безнадежной тоски, глубоким горем. И конечно, не случайно, что ее привлекают библейская образность и ассоциации с евангельскими сюжетами. Народная трагедия, вобравшая в себя миллионы судеб, была так огромна, что лишь библейский масштаб мог передать ее глубину и смысл. Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел… Опять поминальный приблизился час. Я вижу, я слышу, я чувствую вас… Пусть так же они поминают меня В канун моего поминального дня...
Слайд 19
Военные стихи Ахматовой — это еще один реквием, в котором соединились скорбь о погибших, боль за страдания живых, трагедия войны, бессмысленность кровопролития. Своеобразным реквиемом по целой исторической и культурной эпохе является и «Поэма без героя». Несомненно, Ахматовой был свойствен трагический дар. Он позволил ей с большой поэтической силой передать события революции, террора, войны, вынужденного молчания как личную трагедию и одновременно как трагедию народа, страны. Из года сорокового, Как с башни, на всё гляжу. Как будто прощаюсь снова С тем, с чем давно простилась, Как будто перекрестилась И под тёмные своды схожу.
Слайд 20
В 80-е годы XX века творчество Анны Ахматовой стало широко известно на Родине. Массовыми тиражами издавались её сборники стихотворений.
Слайд 21
В 1965 году вышел последний прижизненный сборник стихов поэтессы «Бег времени», вызвавший восторг её бесчисленных почитателей – к тому времени она была уже живой легендой». За рубежом её встречали как «Сафо из России»
Слайд 22
5 марта – День памяти А.А. Ахматовой. Она умерла в 1966 году в подмосковном санатории, похоронена в Комарове под Ленинградом.
Слайд 23
«Поэзия Ахматовой – это свет, светящий во тьме, и которого тьме не объять..» А. Шмеман.
Слайд 24
Источники иллюстраций: • https://yandex.ru/images/search? p=9&text=поэзия%20ахматовой • https://yandex.ru/images/search? text=россия%20в%20гражданской%20 войне • https://yandex.ru/images/search?p =1&text=военная%20поэзия
Слайд 25
Источники текстовой информации:: • http:// school-essay.ru/patrioticheskaya-tema -v-lirike-axmatovoj.html • http://school-essay.ru/poet-i-rodina-v -lirike-axmatovoj.html • http://school-essay.ru/tema-rodiny-i -grazhdanskogo-muzhestva-v-poezii-ax matovoj.html • http://school-essay.ru/tvorchestvo-a

Полный текст материала Презентация "Не с теми я, кто бросил землю..." (Тема гражданского мужества в творчестве А. Ахматовой) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бондаренко Виктория Петровна  Публикатор
04.12.2016 1 917 194

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Екатерина_Пашкова • 14:36, 13.01.2017
Включили в презентацию все, что могли, а тему "Не с теми я, кто бросил землю…" не раскрыли, да и тема не соответствует конкурсу. Пожалуйста, не распыляйтесь на оформление, думайте о содержании, и у вас большой потенциал. Удачи! Ссылки на материалы в положении о конкурсе помогут вас.