Презентация "Яков Исидорович Перельман"; 5-11 классы


Слайд 1
Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su Конкурс презентаций «Великие люди России» Яков Исидорович Перельман Куликова Татьяна Александровна, учитель математики и информатики, МОУ Андреапольской средней общеобразовательной школы №2 г. Андреаполя Тверской области
Слайд 2
ДОКТОР ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ НАУК Мы рано перестаём удивляться, рано утрачиваем драгоценную способность, которая побуждает интересоваться вещами, не затрагивающими непосредственно нашего существования... Вода была бы, без сомнения, самым удивительным веществом в природе, а Луна — наиболее поразительным зрелищем на небе, если бы то и другое не попадалось на глаза слишком часто»
Слайд 3
1882 год В бывшем уездном городе Белостоке поздней осенью (по старому стилю) или ранней зимой (по новому) в семье скромного счетовода одной из суконных фабрик родился сын — Яков. 
Слайд 4
 В 1895 году Яков окончил начальную школу, после которой поступил в Белостокское реальное училище. Летом 1901 года Перельман поступил в СанктПетербург в Лесной институт. 
Слайд 5
Свой первый очерк «По поводу ожидаемого огненного дождя» Я. И. Перельман опубликовал 23 сентября 1899 г. в «Гродненских губернских ведомостях» еще учеником реального училища.  В нем юный и никому не известный автор дерзнул вступить в непримиримую полемику с неким магистром, утверждавшим, что в ноябре 1899 года «наступит конец света». Статья Перельмана занимала три больших столбца и производила солидное впечатление. Причем удачно выбранная форма непринужденной беседы весьма успешно сочеталась с точными подсчетами, яркими сопоставлениями, историческими экскурсами. Так
Слайд 6
1913 год Первая книга Я. Перельмана «Занимательная
Слайд 7
Ни автор, ни издатель даже не предполагали, что книга будет иметь такой ошеломляющий успех. А между тем яркий калейдоскоп оригинальных парадоксов, разнообразных фактов, запоминающихся примеров, созданный Перельманом на ее страницах, буквально завораживал читателей. Книга имела подзаголовок: «Сто сорок парадоксов, задач, опытов, замысловатых вопросов и прочее». Привычные вещи, знакомые явления показываются с новой, неожиданной стороны. Парадоксы подстрекают любознательность. Положения науки иллюстрируются примерами из обыденной жизни, из художественной литературы, из мира современной (автору) техники. Разбираются распространённые
Слайд 8
Заниматель ная физика Профессор физики Петербургского университета Орест Данилович Хвольсон, узнав, что книга написана не учёным-физиком, а учёным-лесоводом, сказал Якову Исидоровичу:  Лесоводов-учёных у нас предостаточно, а вот людей, которые умели бы так писать о физике, как пишете Вы, нет вовсе. Мой вам настоятельнейший совет: продолжайте, обязательно продолжайте писать подобные книги и впредь.
Слайд 9
Заниматель ная физика • Как надо прыгать из движущегося вагона? • Копейка, которая в воде не тонет. • Сколько весит тело, когда оно падает? • Верно взвесить на неверных весах. • Как отличить вареное яйцо от сырого? • Жидкости давят … вверх! Ответы на эти и другие вопросы – увлекательно, доступно, интересно.
Слайд 10
1916 год В этой книге, как и в первой, автор стремится не столько сообщить новые знания, сколько оживить и освежить те простейшие сведения по физике, которые у читателя уже имеются.
Слайд 11
«Занимательная геометрия» написана как для друзей математики, так и для тех читателей, от которых почему-либо оказались скрытыми многие привлекательные стороны математики. Еще больше эта книга предназначается для тех читателей, которые обучались (или сейчас обучаются) геометрии только у классной доски и поэтому не привыкли замечать знакомые геометрические отношения в окружающем нас мире вещей и явлений, не приучились пользоваться приобретенными геометрическими знаниями на практике, в
Слайд 12
Геометрия в лесу Геометрия в открытом поле Геометрия в дороге Геометрия у реки Где небо с землей сходится Большое и малое в геометрии
Слайд 13
Астрономия – счастливая наука, она не нуждается в украшениях. (фр. Ученый Араго) . В книге «Занимательная астрономия» обыденные факты показаны с неожиданной стороны, нередко парадоксальной формы.
Слайд 14
Почему телескоп не увеличивает звезды? Гиганты звездного мира.. Как взвесили Землю? Границы Солнечной системы…
Слайд 15
1926 год Задания с увлекательными сюжетами, головоломки, сказочные истории. Все, чтобы сделать арифметику – увлекательной и доступной. Арифметические курьезы, тайны египетских пирамид и многое другое…
Слайд 16
В одном кубометре содержится кубических миллиметров ровно миллиард (1000 × 1000 × 1000). Попробуем подсчитать, какой высоты получился бы столб, если бы все эти крошечные миллиметровые кубики были поставлены один на другой. Итог получается поразительный – 1000 километров
Слайд 17
В книге «Занимательная математика» Я. Перельман дал анализ научной составляющей романа «Человекневедимка». Он написал не только о том, как можно достичь прозрачности и о коэффициентах преломления, но даже о принципах функционирования человеческих органов чувств. Оказывается, невидимый, абсолютно прозрачный человек автоматически терял зрение, поскольку и хрусталик, и сетчатка в его глазах тоже становились
Слайд 18
читателях настоятельно требовали новых книг. «Фокусы и развлечения», «Физика на каждом шагу», «Загадки и диковинки в мире чисел» и т. д., всего более ста названий. Словом, целая научнопопулярная библиотека.
Слайд 19
Наряду с написанием книг, Я. Перельман преподавал, создавал новые учебные программы, редактировал журналы, участвовал в работе научных обществ, постоянно
Слайд 20
Работая в 1916-1917 гг. в Петроградском «Особом совещании по топливу», он впервые в России предложил перевести стрелку часов на час вперед в целях экономии горючего, что и было без промедления осуществлено. В начале тридцатых годов Перельман разработал проект первой советской противоградово й ракеты. В 1918 году был принят декрет о переходе на метрическую систему. Разумеется, это пришлось не по душе значительной части населения России, привыкшей мерить расстояние в верстах, длину в футах, вес в фунтах и объем в ведрах. Для того, чтобы убедить народ, Яков Перельман издал целую серию популярных брошюр, в которых объяснял удобство новой системы. Действительно: до декрета в России только для измерения объема действовала система из 6 официальных единиц: шкалик , чарка, штоф, ведро , бочка После декрета их количество сократилось до двух предельно понятных – литр и миллилитр. Книжечки пользовались неимоверной популярностью еще и потому, что в ней автор рассказывал
Слайд 21
год ДОМ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ НАУК
Слайд 22
Большинство экспонатов были интерактивными и наглядными (доска Гальтона, катапульта Гроховского, аэродинам ическая труба, маятник Максвелла, двухметровая модель ракеты «по собственноручному эскизу Циолковского» Экспонаты, по глубокому убеждению Перельмана, должны быть доступны посетителю, их можно трогать, рассматривать со всех сторон, вникать в их устройство, наглядно видеть их конструкцию и осмысленно с ними работать. У экспонатов и приборов не должно быть категорических надписей: «Руками не трогать!», «За ограждение не заходить!».
Слайд 23
В музее насчитывалось свыше 500 крупных экспонатов и множество мелких (диапозитивы, макеты, приборы, схемы и диаграммы). Все они были сгруппированы в четырёх отделах (1939): астрономии (с отделом метеорологии), географии (с отделом геологии), математики и физики (с комнатой оптики). В 1940 году были открыты отделы: Электричество, Зал Жюля Верна. Планировался зал занимательного  языкознания.
Слайд 24
Даже буфет Дома занимательной науки был устроен с разными причудами. Наряду с обычными стаканами, блюдцами, чайными ложками здесь попадалась и «оперельманенная» посуда. Из бутылки, стоящей в битом льду, наливали кипящий чай, а чайная ложка таяла быстрее сахара, который она размешивала. Только потом изумленным посетителям объясняли, что бутыль — это сосуд Дьюара (наиболее совершенный термос), ложечка же сделана из сплава Вуда, тающего при температуре 68 градусов по Цельсию. Естественно, что от экскурсий не было отбоя. Экспозиция музея постоянно росла. Организаторы готовились открыть новые залы.
Слайд 25
В блокадном Ленинграде Яков Перельман читал для разведчиков и партизан лекции, в которых рассказывал, как ориентироваться на местности без компаса и карты, как на удалении рассчитывать расстояния между предметами, как быстро в уме сосчитать и крепко запомнить количество живой силы и техники врага... 16 марта 1942 года умер от голода.
Слайд 26
За 59 лет жизни Перельман написал более 1000 статей, 18 школьных учебников, 47 научно-популярных (более простых) и 40 научнопознавательных (более серьезных) книг. Только до 1973 года общий тираж его книг, издававшихся 449 раз, превысил 13 миллионов экземпляров. Книги этого признанного величайшего популяризатора были переведены на 22 языка и выдержали 126 изданий в 18 зарубежных странах. Переиздают их и сейчас.
Слайд 27
В 1959 году с борта автоматической станции «Луна-3» была получена первая в истории космонавтики фотография обратной стороны Луны, один из кратеров которой был назван впоследствии именем Я.И.Перельмана.
Слайд 28
Источники иллюстраций 1. http://www.radzima.org/images/pamatniki/4134 /4134_b1264372965.jpg 2. http://img15.nnm.ru/e/3/c/4/f/218a3e190b5e020 4d10c54380ff.jpg 3. http://feo.ua/news_thumbs/knf1305221005adc0 38810dd5910f5c7c55_800.jpg 4. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/ b/b7/Kids_in_phisical_room.jpg 5. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/ 3/3e/Dzn_animation.gif 6. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons /c/c3/Building_of_DZN_%28Sherementev_palace%2 9.jpg 7. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/ a/ac/Dzn_logo_Iz-okna-vagona1940.jpg
Слайд 29
Источники информации 1. http://n-t.ru/ri/ms/dz02.htm 2. http://bibliogid.ru/articles/990 3. http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000638/pere lman/biografy.htm 4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0 %B5%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B 0%D0%BD,_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0% 98%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE %D0%B2%D0%B8%D1%87 5. http://www.alleng.ru 6. http://arbuz.uz/u_perelman.html 7. Книги Я. Перельмана .

Полный текст материала Презентация "Яков Исидорович Перельман"; 5-11 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Куликова Татьяна Александровна  Tatyanka2510
29.06.2012 4 2490 640

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 4
avatar
4 Olga1155 • 11:19, 06.07.2012
Очень интересная работа! Спасибо! У меня уже возникла мысль подкинуть детям идею о проектной работе. А вопрос я нашла в вашей презентации: - Как взвесили Землю?
avatar
3 Айгуль • 15:00, 03.07.2012
Отличная работа!
avatar
1 Кангизеруша • 07:54, 01.07.2012
Изумительная презентация! Чудо!!! Спасибо огромное! Понравилось очень-очень!!!