ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Формирование гражданско-патриотической позиции – что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? нами определяется гражданско-патриотическая позиция как проявление ребенком своих представлений о себе, своей семье, о родном городе, крае, стране, о государственной символике, об искусстве своего народа, о труде с общественной мотивацией, а также отношение к этому всему в поведении и деятельности. Раскроем каждый элемент данной позиции и то, как проводим работу в нашем детском саду.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду», - писал Д.С. Лихачёв. Важно в дошкольном возрасте вести работу по формированию у детей представлений о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Прежде всего, осознание своего «я» как основного этапа всей работы начинается с понимания того, что каждый ребенок имеет свое имя, что каждое имя что-то означает. Детям рассказывается о том, кто из великих людей носил такое же имя. У дошкольников укрепляется сознание собственной индивидуальности, повышается самооценка, они чувствуют интерес и уважение к собственной персоне со стороны окружающих, как взрослых, так и сверстников.

В нашем детском саду стало традицией ведение дневника дошкольника «Мир детства», где отражается настоящая жизнь маленького ребёнка. С помощью этого дневника идёт начало работы над самооценкой, осознание себя и своего места среди людей, формирование предпосылок рефлексии.

Взаимодействие с семьей может иметь продолжение в виде выстраивания генеалогического древа, составления семейных альбомов, рисования на тему «Моя семья», организации мини-музеев «Семейная династия», «Из бабушкиного сундучка». Обычно родители воспитанников детского сада подходят к выполнению таких заданий с энтузиазмом, проявляя выдумку и фантазию. Эта работа призвана помочь ребенку понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков.

Далее идет работа по ознакомлению дошкольников с родным городом, основной целью, которой является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, где он живет. До детей доводится информация о каких-то исторических фактах, о природе данного населенного пункта, о промышленности. Родителям на этом этапе работы предлагается во время поездок в другие города обращать внимание ребенка на их своеобразие, на то, чем они отличаются от их родного города, на природу, архитектуру и т.д.. Помогают в ознакомлении дошкольников с родным городом такие формы работы, как создание макетов («Современный Тольятти», «Город будущего»); рассматривание карты Тольятти, его районов, улиц; викторины («Достопримечательности Тольятти», «История города»); фоторепортажи («Есть на Волге город..», «Тольятти в разные времена года»); занятия («Мой город самый лучший», «Спортивный Тольятти»); беседы об известных людях города; создание альбомов; чтение стихотворений, просмотр видеоматериалов и др.

Со своеобразием родного региона – Поволжья знакомим дошкольников не только с помощью информации, но и предоставляем возможность переживать, сочувствовать. Другими словами подбираем те методы ознакомления с родным краем, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей, а также создаём такие условия, в которых бы им приходилось самостоятельно или с помощью взрослого действовать. Это такие формы работы, как составление рассказов («Мой край родной», «Волжское раздолье»); творческая деятельность («Наши края», «Красная книга Поволжья»); олимпиады по краеведению; взаимодействие детского сада с краеведческими центрами; создание альбомов с пословицами краеведческой тематики; чтение рассказов и легенд гор Жигулей, сказок Самарской Луки; папки-передвижки с иллюстрациями «Животный и растительный мир Жигулёвских гор»; фоторепортажи («Города Поволжья», «Одежда и посуда народов Поволжья»); занятия («Прогулки по Жигулёвскому заповеднику», «Народы Поволжья») и др.

Расширение знаний о родной стране идёт в детском саду через следующие формы работы: тематические праздники с приглашением ветеранов войны и труда; беседы о подвигах советских воинов в период Великой Отечественной войны; спортивные праздники с военно-патриотическим содержанием; конкурс-викторина «Россия – Родина моя»; тематические выставки («Первый человек, покоривший космос», «Русская поэзия»); рассматривание кукол в национальных костюмах; создание альбомов («Моя Россия», «Города России»); чтение былин, рассказов, сказок об исторических событиях нашей страны; рассматривание карты России, её географического расположения, природных ресурсов; занятия («Родина моя – бескрайняя Россия», «Вооружённые силы России») и др.. Большое значение имеет участие детей в праздниках, таких как День города, День Победы, День защитника Отечества. В день космонавтики можно обсудить, что первым человеком, покорившим космос, был наш соотечественник - Юрий Гагарин.

Одним из разделов патриотического воспитания является ознакомление с государственной символикой России на материале геральдики российских городов. Дети узнают, что такое герб и для чего он нужен. Получают представления о том, что каждый город имеет свой собственный герб, где пытается вместить что-то очень дорогое для себя: героические страницы истории; те профессии и ремесла, которыми он исстари славился; уникальные природные объекты, т.е. то, чем город гордится.

Работа с гербами может стать фрагментом многих занятий по ознакомлению с окружающим. Например, разговор о роли воды можно начать с рассматривания гербов с изображением рек, волн. На герб города Мурманска вынесена Золотая Звезда города-героя, что может послужить началом беседы о подвигах городов в годы Великой Отечественной войны. Можно предложить детям самим сделать предположения, чем знамениты города, рассматривая их гербы. Гербы городов России могут стать прекрасным подспорьем на занятиях по ознакомлению с климатическими зонами России. Можно предложить детям рассмотреть набор гербов и найти среди них те города, которые могут находиться на Севере, показать, какие характерные изображения используются в них (олени, снежинки, северное сияние, снежные сопки и т.д.). Природные гербы помогают ребенку увидеть, сколь разнообразна, богата природа России, как обширна ее территория. Работа по ознакомлению с Государственной символикой не простая, но она может стать творческой и необыкновенно увлекательной.

Формирование чувства гордости за свой город, свою страну, предполагает эмоционально-когнитивную включенность детей. В этом поможет приобщение детей к творчеству всемирно известных русских поэтов, писателей, композиторов, художников, скульпторов. На основе отечественных произведений, русских песен, прибауток и т.д. будут воспитываться в детях качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением, в которых ребята приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

Эмоциональное воздействие произведений русских композиторов, которым всегда была свойственна любовь к Родине, к народу велико и значимо. Знакомство с музыкой М.Глинки, М.Мусоргского, П.Чайковского, Д.Шостаковича, С.Прокофьева и др. композиторов важно для воспитания патриотических чувств дошкольников. П.И. Чайковский – это композитор, бесконечно любивший русскую песню, русскую природу, русского человека. Его музыка, полная песенной красоты, с нежной мелодией, наиболее доступна детскому пониманию.

Важное место в патриотическом воспитании отводится восприятию произведений, отражающих события Великой Отечественной войны. Песни Великой Отечественной войны – это произведения огромной нравственной силы, пробуждающей чувство гордости за свой народ, воспитывающие мужество и стойкость. Подбор соответствующего репертуара (отечественных композиторов, образцов народной музыки) воспитывает в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю страны.

Приобщение дошкольников к трудовой деятельности с общественной мотивацией. Труд ребёнка дошкольника невелик и несложен. Старшие дошкольники могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и направленные на общую пользу. Мы взрослые приучаем их добросовестно относиться к любой работе, добиваясь поставленной цели. Формирование бережного отношения к природе (подкормка птиц, выращивание цветов, уход за животными, работа на огороде) должно сочетаться с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок, улицу.

Реализация этих подходов позволит успешнее складывать предпосылки формирования подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которые затем лягут в основу личности взрослого человека-гражданина своей страны.

 


Полный текст материала ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мустафин Елена Васильевна  Mustafina
-, -
14.05.2009 2 11025 3344
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 2
avatar
2 КНН1 • 21:00, 24.11.2010
Данный материал будет полезен не только дошкольным работникам, но и учителям младших классов (особенно молодым) при составлении плана воспитательной работы.
avatar
1 Екатрина • 22:46, 01.10.2010
Спасибо за статью - очень интересно!Мы у себя в саду внедряем программу "Маленький Волжанин" - считаю что гражданско - патриотическое воспитание превыше всего!!