Статья "Тестирование как эффективный инструмент контрольно-оценочной деятельности педагога"


Важным условием  повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение педагогом объективной информации о ходе учебной и учебно-познавательной деятельности.

Благодаря контролю между педагогом и обучающимися устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний обучающимися, который должен соответствовать предполагаемым результатам реализации образовательной программы.

В настоящее время существуют всевозможные формы и методы проверки и оценки знаний обучающихся. Педагогический тест – это испытательный эксперимент, носящий характер определенного задания, выполнение которого поддается количественной и качественной оценке.  Тестирование - широко распространенный вид проверки и оценки знаний. Он используется по многим дисциплинам. Тестирование на занятиях позволяет оперативно и достаточно точно определить уровень знаний обучающихся, применяется с целью выявления конкретных пробелов в знаниях у детей, а также помогает спланировать необходимую коррекционную работу, дает возможность прогнозировать дальнейший процесс обучения и его результаты. Цели и задачи каждый педагог может поставить сообразно своим видению и представлению в решении тех или иных педагогических проблем, ориентируясь на учебную дисциплину или направление деятельности педагога. По моему опыту можно выбрать следующие цель и задачи.

Цель. Организовать контрольно-оценочную деятельность образовательных результатов в виде тестирования для реализации образовательной программы.

Задачи:

  1. Изучение и анализ информационных источников по теме.
  2. Определение видов тестов контрольно-оценочной деятельности.
  3. Следование требованиям, предъявляемым к тестам.
  4. Установление практического уровня теоретических и практических знаний обучающихся.
  5. Проведение анализа контрольно-оценочной деятельности образовательных результатов реализации образовательной программы.

Контроль или проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения.

Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как педагогическая диагностика.

Также в отечественной педагогике контроль обучения понимается и как административная процедура проверки работы педагога, как функция управления, результаты которой служат для принятия управленческих решений.

Для эффективности проверки и оценки знаний обучающихся необходимо соблюдать ряд требований.

Контроль должен быть:

- планомерным и систематическим. Регулярность контроля позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать меры к их устранению путем соответствующего совершенствования учебного процесса;

- объективным, позволяющим реально оценить успехи и недостатки учебной деятельности обучающихся, правильно установить степень овладения знаниями и умениями, исключающим субъективные оценочные суждения, основанные на недостаточном изучении детей;

- всесторонним, то есть наиболее полно выявлять фактический уровень усвоения обучающимися учебной информации, охватывать все разделы программы, обеспечивать проверку усвоения не только предметных знаний,

но и метапредметных.

Выделяют следующие виды проверки и оценки знаний:

1. Предварительный (входной) контроль, который направлен на выявление знаний, умений и навыков обучающихся по предмету или разделу, который будет изучаться.

2.Текущий контроль (промежуточный), который является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков обучающихся, осуществляется в повседневной работе, с целью проверки предыдущего материала, темы, блока образовательной программы. Он позволяет получать непрерывную информацию  о ходе и качестве усвоения учебного материала. Текущий контроль должен занимать небольшую часть учебного занятия.

3. Итоговый контроль проводится в конце полугодия, всего учебного года. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала.

Критерии диагностических тестов:

- действенность теста по своему содержанию близка к требованию полноты, всесторонности проверки, представления всех элементов изучаемых знаний. Всегда имеется ввиду, что создатель теста, обязан  тщательно изучить все разделы учебной программы, хорошо знать цель и задачи обучения;

- четкая и ясная постановка вопроса в пределах освоенных знаний – неотъемлемое условие действенности теста. Если тест выходит за пределы освоенного содержания или же не достигает этих пределов, превышает запланированный уровень обучения, то он не будет действенным для тех  обучаемых, которым он адресован. Усвоение программы «Компьютерный дизайн» в системе дополнительного образовательного учреждения нельзя

диагностировать с помощью тех тестов, которые предназначены для общеобразовательной школы и т.п.;

- степень надежности характеризуется стабильностью, устойчивостью

показателей при повторных измерениях  с помощью того же теста или его равноценного заменителя. Количественно этот показатель характеризуется вероятностью достижения запланированных результатов. Надежность тестов обученности значительно зависит от трудности их выполнения. Трудность определяется по соотношению правильных и неправильных ответов на тестовые вопросы. Включение в состав тестов таких заданий, на которые все обучаемые отвечают правильно, или же  наоборот, неправильно, резко снижает надежность теста в целом. Наибольшую практическую ценность  имеют задания, на которые правильно отвечают 48 – 80% обучающихся;

Требования предъявляемые к разработке тестов

Правильно составленные тесты обученности должны удовлетворять ряду требований.

Они должны быть: относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени; однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестового задания; правильными, т.е. исключать возможность формулирования многозначных ответов; информационными, т.е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой шкалой измерений; удобными, т.е. пригодными для быстрой математической обработки результатов.

При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться таких основных правил:

  1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована обучающимися.
  2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.
  3. Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.
  4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника.
  5. Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие.
  6. Вопросы не должны содержать ловушек.

Таким образом, применение тестов на занятиях будет наиболее эффективным и обеспечит надежные выводы лишь при условии их правильного создания. При разработке тестов важно, насколько они соответствуют целям обучения и поставленным задачам образовательной программы. Систематический контроль обучающихся в виде тестирования одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое проведение педагогом контрольно-оценочной деятельностью в виде тестирования способствует повышению заинтересованности в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого обучающегося.


Полный текст материала Статья "Тестирование как эффективный инструмент контрольно-оценочной деятельности педагога" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вязкова Татьяна Витальевна  Публикатор
старший методист, СП СЮТ ГБОУ СОШ №2 "ОЦ" с. Кинель-Черкассы
06.10.2015 0 1012 140

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0