Конспект классного часа к 75-летию полного снятия блокады Ленинграда «Пределы человеческие» (по мотивам «Блокадной книги» Д. Гранина и А. Адамовича»)




МБУК «ЦБС г. Вологды» Городская библиотека №1














Сценарий классного часа к 75- летию полного снятия блокады Ленинграда «Пределы человеческие» (по мотивам «Блокадной книги» Д. Гранина и А. Адамовича»)





Автор: Некрасова Оксана Александровна,

заведующий Городской библиотекой № 1



















Вологда, 2019 г.

«Пределы человеческие»

Методическая характеристика темы: патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество

Час общения, посвященный блокаде Ленинграда, способствует воспитанию патриотизма, формированию гражданской позиции.

Аудитория: Материал ориентирован на учащихся 7-11 классов, а также студентов, апробирован на 7,8, 9, 11 классах и студентах- первокурсниках (Аграрно – экономический колледж, Колледж сервиса).

Цель: Расширение представления о Великой Отечественной войне, воспитание у молодежи патриотизма, духовности, любви и чувства гордости за свою страну.

Задачи:

-познакомить с основными этапами блокады Ленинграда;

-подвести к пониманию значения героизма ленинградцев;

-воспитывать благодарное отношение к подвигу солдат, уважение к людям старшего поколения

Форма проведения: открытое мероприятие.

Подготовительная работа: подготовка презентации.

Оборудование: компьютер, презентация, МР3 записи музыкальных произведений о войне.

Ход мероприятия

Песня «Крейсер «Аврора» муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского

Песня «Пусть свечой зажжется память»

Ведущий 1: Это имя — как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград.

Этот город, заложенный Петром I в 1703 году на болотистом берегу Невы, стал одним из красивейших городов мира. На 100 островах раскинулся величественный  и неповторимый город. В его дворцах, на улицах и площадях вершилась история государства российского. Самая трагическая страница в истории Ленинграда – это  блокада города фашистскими захватчиками.

Ведущий 2:

Ленинград

Петровой волей сотворен
И светом ленинским означен –
В труды по горло погружен,
Он жил – и жить не мог иначе.
Он сердцем помнил: береги
Вот эти мирные границы, –
Не раз, как волны, шли враги,
Чтоб о гранит его разбиться.
Исчезнуть пенным вихрем брызг,
Бесследно кануть в бездне черной
А он стоял, большой, как жизнь,
Ни с кем не схожий, неповторный!
И под фашистских пушек вой
Таким, каким его мы знаем,
Он принял бой, как часовой,
Чей пост вовеки несменяем!
(Н. Тихонов, 1941-1943)

Ведущий 1:

Город выстоял благодаря неимоверному мужеству и самоотверженности простых ленинградцев, которые всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу.

«… Тут его, ленинградца, обстреливали, обрушивали на него смерть – снаряды и бомбы. Тут его истребляли голодом. Он потерял здесь стольких близких, соседей, здоровье потерял. А сейчас (здесь же!) живет, как все. Как все только со всех сторон окружен памятью…И в нем самом она, та память о блокаде, о всем выстраданном пройденном, пережитом вместе с миллионами других ленинградцев, которых уже нет, за которых тоже надо помнить, а если спрашивают – рассказывать…» (цитата из «Блокадной книги» Д. Гранина)

Ведущий 2:

Эти строчки из «Блокадной книги» Даниила Гранина и Алеся Адамовича пожалуй станут ярким эпиграфом к нашей сегодняшней встрече, которая посвящена 75-летию снятия блокады Ленинграда и году Даниила Гранина, утвержденного президентом Российской Федерации.

Ведущий 1:

Страшней того, что было в Ленинграде,

Сегодня в мире больше не найти!

Ведь речь пойдет сегодня о блокаде,
О страшном времени, о горестном пути!(Л.Деулина)

Ведущий 2:

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война,  4 сентября 1941 года в 11 часов дня над Ленинградом впервые просвистел вражеский снаряд. 6 сентября 1941 года на город упали первые бомбы и уже 8 сентября 1941 года немцы были у стен Ленинграда. Фашисты захватили город Шлиссельбург (Петрокрепость), замкнув кольцо окружения Ленинграда с суши.

Ведущий 1: Вот как об этом сказано в «Блокадной книге»:

«…Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли… – так гласила секретная директива 1-а 1601/41 немецкого военного морского штаба «О будущности города Петербурга» от 22 сентября 1941 года. Далее следовало обоснование…- После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Финляндия точно так же заявила о своей незаинтересованности существования города непосредственно у ее новой границы. Предложено тесно блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Если в следствии создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты… С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города…»

Ведущий 2: Фашисты планировали сначала уничтожить Ленинград, а после этого развернуть огромное наступление войск на Москву.

«...Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение – вместе с жителями. С этого и должно было начаться широко то, что Гитлер имел в виду: «Разгромить русских как народ». То есть истребить, уничтожить как биологическое, географическое, историческое понятие…»

Ведущий 1:  

Пытал нас враг железом и огнем...
«Ты сдашься, струсишь, — бомбы нам кричали, —
Забьешься в землю, упадешь ничком.
Дрожа, запросят плена, как пощады,
Не только люди — камни Ленинграда!»
Ю. Воронов

Ведущий 2: Но гитлеровцы просчитались. Ни жестокие бомбардировки  с воздуха, ни артиллерийские обстрелы, ни постоянная угроза смерти от голода не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев. Блокада длилась ровно 871 день. В  блокаде оказалось около 3 миллионов человек. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности ленинградцев.

Ведущий 1: А вот как это было. 8 сентября 1941 года немцы были у стен Ленинграда. А уже в октябре 1941года жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия. С каждым днем таяли запасы продовольствия. «…Голод был уже рядом. Сначала видели только убитых бомбами, снарядами. Потом стали появляться убитые голодом». Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, случаи смерти от истощения, а затем начались массовые смерти от голода, цинги, дистрофии.

Ведущий 2:   «Это были тихие смерти: сидел и незаметно уснул, шел – остановился, присел…» Вот как об этом вспоминает Никитина Елена Михайловна, жительница блокадного Ленинграда: «Я шла с работы, и вот женщина одна идет и говорит мне: «Девушка, Ради Бога, помогите мне!» Я мимо шла, говорю: «Чем я могу вам помочь?» - «Ну, доведите меня до этого забора». Я довела ее до этого забора. Она постояла, потом опустилась и села. Я говорю: «Чем вам помочь?» Смотрю, она уже и глаза закрыла. Умерла».

Ведущий 1:   «Ужесточились продуктовые нормы, город собирал все, что можно было собрать, сохранить, пустить в дело…» Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

В ноябре-декабре 1941 г. рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики - всего 125 граммов. Есть приходилось что попало.

Врач Галина Самоварова вспоминает: «Съели всех кошек, съели всех собак, какие были. Умирали сначала мужчины, потому что мужчины мускулистые и у них мало жира. У женщин, маленьких даже, жировой подкладки больше. Но женщины тоже умирали, хотя они все – таки были более стойкими. Люди превращались в каких – то, знаете ли, стариков, потому что уничтожался жировой слой, и, значит, все мышцы были видны и сосуды тоже. И все такие дряблые – дряблые были».

Ведущий 2:   А вот воспоминания Никитиной Елены Михайловны: «Помню приходила домой, и мне так хотелось кушать! Я жила тогда на улице Войтика. У меня там дрова лежали около печки, полено или два. И вот я взяла полено (сосновое, помню) и стала грызть, потому что молодые зубы хотели что – то кусать. Есть хотелось страшно! Вот грызу, грызу это полено, смола выступила. А этот запах смолы мне какое – то наслаждение доставлял, что хоть что – то я погрызу. Надо было что – то кушать, иначе неминуема смерть от голода, а это еще хуже, чем от обстрела. От голода очень тяжелая смерть»

Ведущий 1: «В перечне блокадной еды всякое можно найти - конопляные зерна от птичьего корма, и самих канареек, и дроздов, и попугаев, собирали мучной клей от обоев, извлекали его из переплетов, вываривали приводные ремни, ели кошек, собак, ворон, потребляли всякого рода технические масла, использовали олифу, специи, вазелин, глицерин, всевозможные отходы растительного сырья. Список этот длинный, удивительный по своей изобретательности, даже по изощренности. Например, одна женщина разрезала, варила и съела шубу из сусликового меха» (из рассказа Степанчук М. Г.)

Есть народы, у которых принято потреблять в пищу, допустим, собак, или змей, или лягушек. Для ленинградца преодолеть все свое воспитание было делом нелегким, и многим оказывалось не под силу».

И даже в буквальном смысле ели землю. Фашисты взорвали Бадаевские склады с продовольствием, на том месте, где эти склады стояли, люди набирали землю и варили на ней бульон, бульон был чуть сладковатым, так как склады были с сахаром, и после взрыва земля приобрела чуть сладковатый вкус.

Ведущий 2:  И еще хочется рассказать вам такой факт, о котором также написано в «Блокадной книге»:

В конце войны советского пищевика Беззубова Алексея Дмитриевича откомандировали в Германию назначили начальником научно – технического отдела пищевой промышленности. Ему пришлось ведать в Германии лабораториями университетов, научно – исследовательскими институтами и судьба свела его с крупным немецким профессором Цигельмайером. Он считался ведущим специалистом в области питания, раньше руководил Мюнхенским пищевым институтом. И вот они встретились, разговорились, и по ходу беседы выяснилось, что профессор Цигельмайер во время войны занимал высокую должность – заместитель интенданта гитлеровской армии. Его привлекли курировать важнейшую для командования проблему – блокированного Ленинграда. Он обдумывал и советовал командованию, что следует сделать, чтобы скорее уморить голодом город. Цигельмайер вычислял, сколько может продлиться блокада при существующем рационе, когда люди начнут умирать, как будет происходить умирание, в какие сроки они все вымрут».Цигельмайер рассказал Беззубову, что «фашисты точно знали, сколько людей в Ленинграде, сколько осталось у жителей продовольствия». И Цигельмайер даже писал справку командованию, что «Люди на таком пайке физически не могут жить. И поэтому не следует рисковать немецкими солдатами. Ленинградцы сами умрут, только не надо выпускать ни одного человека через фронт. Пускай их там останется больше, тогда они скорее умрут, и мы войдем в город совершенно свободно».

Ведущий 1:  Но Цигельмайер просчитался, он не понимал в чем. Он не мог объяснить генеральному штабу, почему его расчеты не оправдываются. Даже после войны его мучил вопрос, который он и задал Беззубову: «Я все – таки старый пищевик. Я не понимаю, что за чудо у вас там произошло? Энергия не может возникать из ничего. Чтобы обеспечить работу сердца, легких, всех органов, для этого необходимо снабжать организм топливом. Тепло не может возникать из духа, из воли, из убеждений; как бы человек не хотел согреться, организму нужны для этого не мысли, не вера, а калории, нужна пища, минимальное кол – во которой исчисляется двумя тысячами калорий в сутки». Этих калорий у ленинградцев не было. Цигельмайер пытался найти ответ на свой вопрос у господина советского профессора, но откровенно говоря, и Беззубову до конца не было понятно, откуда брались силы у людей.

Ведущий 2: Интересно, а Цигельмаейр, знал вот такой факт, что, не смотря на страшный голод, когда люди употребляли в пищу столярный клей, хвою, кошек, собак, кожаные изделия - горожане сумели сохранить Ленинградский Зоопарк. А ведь животных нужно было тоже кормить. Сотрудники зоопарка шли на всяческие ухищрения, чтобы накормить своих питомцев. К примеру, чтобы заставить тигров есть траву, ее упаковывали в шкуры мертвых кроликов и других зверей. Казалось бы, парадокс, не проще было просто пустить всех животных в корм людям?

Ведущий1: Люди надеялись, верили, что когда – то все эти ужасы закончатся, и эта вера поддерживала жизнь в людях. Давала силы. Но, с каждым днем становилось все труднее, казалось, кто – то свыше проверяет пределы человека. Помимо голода были и другие бедствия.

Ведущий 2:   Осень-зима 1941-1942 гг. - самое страшное время блокады. В конце ноября 41 года ударили морозы (в ночь на 31 декабря было зафиксировано около 52 градусов ниже нуля). Замерзли водохранилища, подошло к концу топливо. В каждом доме были установлены печки-буржуйки. Из-за отсутствия топлива с декабря перестали давать ток электростанции, не работали водопровод и канализация. Остановились трамваи. Улицы не убирались и покрылись льдом и снегом. Город остался без света, и питьевой воды. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги. За водой ходили на набережные Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. От дистрофии и холода люди умирали уже тысячами. Холод и голод сопровождались непрерывной бомбардировкой и артиллерийским обстрелом. А ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах.

Ведущий 1:  Вот воспоминания Галины Александровны Марченко: «Мы жили на втором этаже, окна все намертво были забиты. В квартире было четыре комнаты. Мы перебрались в самую маленькую комнатку. А во всех остальных потихонечку выламливали пол и жгли. Книг у нас было не очень много, и их жалели жечь. Остались у нас одна кровать, стулья и диван. На диване три каких – то подушечки и валики, их тоже постепенно сожгли».

Дрова очень сложно было найти, все, что могли, сожгли, заборы, деревянные постройки. Люди спали, не раздеваясь. Спали рядом с трупами.

Из воспоминаний Дубровиной Клавдии Петровны, к ней перешла жить соседка, и умерла в ее квартире: « Здесь же лежала вместе со мной, тут я лежала, тут – она лежала. показывает, где стояли койки).

-И долго так было? – Долго, до весны. – Да, и так лежали мы. В квартире у нас, рядом - девочка, мужчина, еще женщина лежали мертвые…»

А какие драмы –видимые и не видимые миру- разыгрывались ежедневно вокруг кусочка хлеба (ведь он был мерой жизни и смерти). На какие сложные, самые высокие и самые низкие поступки шли люди ради 125 граммов.

Ведущий 2:  Вот история Юлии Тимофеевны Поповой: «С мной вместе жила жена моего брата с ребенком маленьким, четырех годков, и ее мать –старушка, потом еще карточки ее сестры дали мне и просили, чтобы я пошла получать хлеб. Вот я пошла в булочную. Я получила хлеб на всю семью. Ну, дали мне такую маленькую буханочку и небольшой довесочек. Не знаю, сколько в этом довеске было, граммов 50 что ли. И вот только я беру у продавца этот хлеб, и вдруг какой – то парнишка, голодный, истощенный парнишка лет шестнадцать – семнадцати, как выхватит у меня эту буханочку. Ну и стал скорей кусать от голода- ест, ест, ест ее. Я закричала: «Ой! Что же мне делать, я ведь на всю большую семью получила хлеб, с чем же я приду домой?» Тут женщины сразу же закрыли дверь булочной, чтобы он не убежал, и начали его бить! Что ты, мол, сделал, ты оставил семью без хлеба! А он скорее глотает, глотает. Остатки буханки отобрали у него, и у меня этот довесок остался. Я стою и думаю: с чем же я домой – то приду?

И в то же время и его так жаль: думаю, ведь это голод заставил его так сделать, иначе он так не сделал бы. И так мне его жалко стало. Я говорю: «Ладно уж, перестаньте его бить. Этот случай мне запомнился, думала: надо же, чтобы голод человека на такой поступок толкнул!»

Ведущий 1:  Или вот история Таисии Васильевны Мещанкиной, которая со слезами смущения, вины вспоминает: «В одну из ночей почувствовала я, что умираю. А рядом лежала девочка, моя дочка. Встала на колени в темноте ночью и говорю: «Господи! Пошли мне, чтобы я до утра дожила, чтобы ребенок меня не увидел мертвую. Я пошла на кухню, это было в чужой квартире (мы там жили, мой дом на улице Комсомола, 54 был разбомблен). Пошла на кухню и – откуда силы взялись - отодвинула столы. И за столом нахожу бумагу из – под масла сливочного, валяется еще там три горошины и шелуха от картошки. Я с такой жадностью это поднимаю: это оставлю, я завтра суп сварю. А бумагу запихиваю себе в рот. И мне кажется, что из – за этой бумаги я дожила до утра».

Ведущий 2:  Этих историй, воспоминаний о блокаде Ленинграда тысячи. Письма и дневники людей, переживших её, открывают нам страшную картину. Обесценились деньги и драгоценности. Один кусочек хлеба решал судьбы людей. Ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу.

Ведущий 1:   Особенно тяжело и мучительно становится, когда подумаешь, а какое же детство было у детей блокадного Ленинграда. Какой же отпечаток оставили эти несколько лет страданий, горя, голода и холода в детской, еще податливой душе.   В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но, несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей, около 400 тыс. Как сказались голод и холод на детской психике?

Вот как в «Блокадной книге» пишется про них: «Ленинградские дети разучились в ту зиму шалить. И даже смеяться, улыбаться разучились, так же как их мамы и бабушки и так же как их первыми умирающие отцы, дедушки. Это были дети – старички, молчаливые, вялые, все понимающие и ничего не понимающие. Немцы, война, фашисты, где – то там, за городом, да и сама блокада оставалась для детей понятием отвлеченным. Конкретным были темнота, голод, сирены, взрывы,- непонятно, почему все это обрушилось на людей? Куда исчезла еда, куда исчезли близкие? Дети быстро взрослели. У малышей детство прекращалось. Непросто было этим маленьким старичкам потом возвращаться в жизнь, в детство, к самим себе».

На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
Где твоя мама, мальчик?
— Дома.
— А где твой дом, сынок?
— Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет.
С. Алексиевич


Ведущий 2: Не смотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 года тысячи школьников приступили к учебным занятиям. В городе работали 30 школ. В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище и там занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой - на случай артобстрела или бомбежки.

Ведущий 1:Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. На переменах в школе всегда была пронзительная тишина. Дети перестали бегать, шуметь, сил не было, организм детей был ослаблен, их бледные, изможденные лица говорили о тяжких страданиях.

Ведущий 2:Урок продолжался 20 -25 минут, больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотопливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

«Сотый день или о героическом труде»

Вместо супа — бурда из столярного клея,
Вместо чая — заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах — Ленинград.
Ю. Воронов  

Ведущий 1: Дети не только учились в школах, они как могли, отстаивали, обороняли свой город. Тушили десятки тысяч фашистских зажигалок, сброшенных с самолетов, потушили не один пожар в городе, дежурили морозными ночами на вышках, носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом. Ребята постарше (12-14 лет) работали на фабриках и заводах. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов. Ведь город помогал армии, выпуская военную продукцию - танки и самолеты…

В цехах, на заводах, трудились

Мальчишки и девочки наши.

Они собирать научились

«Максимы», «Катюши», «Калаши».

Они у станков умирали

От голода, бомб и снарядов.

На место умерших вставали

Подростков и женщин отряды.

И верили люди и ждали,

Что будет победа за ними.

Ведь столько они испытали,

Что веру никто не отнимет! (Л.Деулина)


Ведущий 2: Многие дети вели дневники, некоторые из них увековечены, хранятся в музеях, выбиты на могильных плитах. Вы, наверно, слышали трагическую историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой.  Девочка сделала в своей записной книжке 9 коротких трагических записей. Эта маленькая записная книжка с 9 короткими записями - крик души о помощи, о том, что ничего на свете нет страшнее войны. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. И когда читаешь это, цепенеешь:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама — 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»

Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы умерли все». «Осталась одна Таня».

Ведущий 1: Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенным голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Нижегородскую область (ранее Горьковская), в поселок Шатки. Жители несли детям, кто, что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2 лет сражались за жизнь школьницы, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, вдали от своих родных.  На могиле Тани был поставлен памятник, на котором высечены строки из ее дневника.

Ведущий 2:Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945 году онавернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжки с Таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша.

А дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт – Петербург), его копия в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время блокады.

Ведущий 1: Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев.

Не смотря ни на что, люди продолжали трудиться, работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо - доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, деятели культуры. В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке,  Дмитрий Шостакович создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской, которая станет одним из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу.

9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать это великое произведение. Как потом говорили, немцы обезумели, когда это услышали. Они-то считали, что город мертвый. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета!

Отрывок из 7 симфонии Д. Шостаковича («Ленинградской»)

Ведущий 2:   Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев символом продолжающейся жизни.

По Ленинградскому радио транслировали равномерные, четкие удары метронома. Этот звук напоминал  биение сердца великого города, успокаивал  и внушал уверенность — если звучит радио, значит, город живет и борется.

Аудиозапись. Звук метронома.

Ведущий 1:  

Во тьме казалось: город пуст;
Из громких рупоров — ни слова,
Но неустанно бился пульс,
Знакомый, мерный, вечно новый.
То был не просто метроном,
В часы тревоги учащенный,
Но наше твердое — «живем!»,
Не дремлет город осажденный.
В. Азаров


Ведущий 2:  

Зимой единственной транспортной магистралью, связывающий город с Большой землей, стала «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера. По «Дороге жизни» эвакуировали людей, в основном это были женщины и дети. Первый рейс конного обоза потянулся по первому люду 21 ноября 1941 года, позже это будут машины.

Каждый рейс по «Дороге жизни» был подвигом - вражеская авиация беспрестанно совершала налёты. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы.

С Большой земли в осажденный город доставляли продукты и топливо, а обратно  вывозили  раненых, больных,  детей. Каждая четвертая машина не вернулась из рейса — провалилась под лед или была расстреляна фашистскими самолетами.

Ведущий 1:  

Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни".

О. Берггольц «Лениградская поэма»

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
                Казалось, что конец земле…
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли.
Он жив еще. Он рядом где-то
               На Ленинград! На Ленинград!
Там на 2 дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
                 И было так – на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
– Ну, так и есть, мотор заело.
           Ремонт на 5 минут, пустяк,–
Поломка эта не угроза,
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри.
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарням до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре
– Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

Ведущий 2: Прорвать кольцо блокады удалось нашим войскам только 27 января 1944 года. В результате мощного наступления 14 января 1944 Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда и 900 дней осады закончились. Навеки вошли в историю Синявские высоты и Невский пятачок. По данным военных историков, здесь в ходе боев погибло более 360 тысяч человек. 27 января в результате блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. В эти минуты плакали даже те, кто не проронил ни одной слезинки за всю блокаду.

Этот день является Днём воинской славы России — День полного снятия блокады города Ленинграда. Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны. Эта легендарная повесть мужества и героизма навсегда останется в памяти грядущих поколений.

Ведущий 1:  Блокада Ленинграда - трагичная и великая страница российской истории. За годы блокады погибло около 2 млн. человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода и холода. Родина высоко оценила подвиг защитников города. Свыше 350 тыс. солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Медалью "За оборону Ленинграда" награждено около 1,5 млн. человек.

За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко-фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 г. был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия — почетное звание "Город-Герой".

Ведущий 2:  Каждый год медленной, суровой вереницей идут и идут люди по Пискарёвскому кладбищу. Да, время идет неумолимо. Но ничто не забыто.


Время - лекарь. И эту роль
Повторяет оно со всеми.
Но бывает людская боль,
Над которой не властно время.


Вот опять через несколько лет!  
Эта женщина в День Победы
Не венок, не цветок, а хлеб
Принесла на могилу деду...

Ведущий 1: « Да, не забыто - разве может человек такое забыть, даже если бы и хотел, имел право? Да, все это помнят еще живущие блокадники. Он выдержали блокаду, они переносили ее из дня в день, сохраняя человеческое достоинство. Но мы, мы, не пережившие этого, или сегодняшние молодые, - имеем ли мы право не стараться узнать обо всем, что вынесли, пережили, перестрадали, сделали ради нас они, ленинградцы?»






9




Полный текст материала Конспект классного часа к 75-летию полного снятия блокады Ленинграда «Пределы человеческие» (по мотивам «Блокадной книги» Д. Гранина и А. Адамовича») смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Некрасова Оксана Александровна  Публикатор
05.02.2019 0 2067 60

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК