Статья "Формирование информационной и коммуникативной компетенций"


Формирование информационной и коммуникативной компетенций

Автор: Пинчукова Мария Владимировна

Место работы: МОУ Павловская СОШ №3 Павловского муниципального района Воронежской области

Должность: учитель информатики и ИКТ


Изучение вопросов информатизации общества, поиска, переработки и преобразования информации во всех ее видах на уроках информатики и ИКТ должно формировать информационно-коммуникативную компетентность.

При помощи реальных объектов (принтер, модем и др.) и информационных технологий (электронная почта, СМИ, Интернет и др.), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативная компетенция включает знание способов взаимодействия с людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями и др.

Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.

Для реализации технологии формирования информационно-коммуникативной компетентности школьников должна быть сконструирована образовательная среда как условия обучения и развития. Образовательная среда ориентируется на осознание школьником целостного миропонимания; на получение представления об информационных объектах и на их преобразование в человеческой практике, в том числе с помощью средств информационных технологий, технических и программных средств; на овладение школьником совокупностью общеобразовательных знаний и умений, социальных и этических норм поведения людей в информационной среде.

Основным «двигателем» самостоятельного мышления и познавательной активности ребёнка является сотрудничество в группах совместно работающих детей. Большую роль при этом играет организация групповых форм обучения на уроках, так как они основаны на учебном сотрудничестве школьников между собой и работают без пошагового учительского руководства и контроля.

Т.о. групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Используя на уроках опыт групповой работы, технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности и операций над информацией, а так же сотрудничества в группах, и как следствие формирование информационно-коммуникативной компетентности.

Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать цель данной педагогической концепции: повысить информационно-коммуникативную компетентность учеников через групповое обучение.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

  1. построить дидактическую модель организации познавательной деятельности учеников с использованием информационных технологий с целью формирования информационно-коммуникативной компетентности;

  2. разработать системный подход к делению класса на группы;

  3. провести сравнительный анализ метода проектов и проблемного обучения;

  4. провести апробацию разработанной модели; оценить ее результативность и эффективность предлагаемых технологий.


  1. Дидактическая модель организации познавательной деятельности учеников с использованием информационных технологий с целью формирования информационно-коммуникативной компетентности


В организации школьного информационного пространства и в преподавании информатики и ИКТ использование проблемных задач играет важную роль.

Деятельность учителя на уроке состоит в отборе и применении форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса.

Навыки, необходимые для работы с различными программами, ученики получают в процессе выполнения творческих работ. В тематическое планирование добавляется графа «Проблема», в которой указывается основополагающий вопрос по теме.

Достижение поставленных целей можно решить через внедрение в учебный процесс метода проектов в системе проблемного обучения, который подразумевает учение через открытия, через разрешение проблемных ситуаций. Программа «Информатика и ИКТ» содержит информационную, компьютерную и алгоритмическую линии образования.

Весь учебный процесс можно представить в виде поэтапного формирования информационно-коммуникативной компетентности через групповой метод обучения:

1 ЭТАП. На уроках ученики изучают темы базового уровня, решая проблемы и получая за счет этого базовый уровень знаний.

2 ЭТАП. Систематизация имеющихся у учащихся знаний по теоретическим и практическим основам работы на компьютере, расширение и углубление их на уроках.

3 ЭТАП. Основная цель на третьем этапе – углубление и закрепление знаний и умений по работе с прикладным программным обеспечением. На этом этапе у школьников формируется понимание возможностей современных компьютерных программ, осуществляется активная деятельность учеников по выполнению самостоятельных творческих заданий. Управленческие действия учителя, характеризующие второй и частично третий этапы, переходят в самоорганизацию со стороны обучаемого.

Такую систему можно представить в виде дидактической модели:

Рисунок 1. Дидактическая модель

При осуществлении на практике такого способа обучения происходит реализация принципов организации учебного процесса.

В процессе обучения ученикам предлагается выполнять творческие работы. Проблемы, возникающие при изучении некоторых тем, они решаются за счет высокой заинтересованности учеников в результатах своей творческой работы. Благодаря участию в школьных предметных неделях, повышается мотивация учащихся, расширяется их кругозор. Регулярно проводится конкурс творческих работ по информатике и ИКТ, ученики принимают участие в интеллектуальных конкурсах. Победители награждаются подарками и именными грамотами.


  1. Системный подход к делению класса на группы


Психолого-педагогическая диагностика – это абсолютно необходимый элемент технологии, необходимая информация, которую учитель должен получать до начала работы с классом. Диагностика личности школьника – это залог успеха урока, и обучения вообще. Если такая информация у учителя отсутствует, то реализация личностно-ориентированного образовании в школе, и дифференциации и индивидуализации обучения невозможна.

Любая методика и технология подбирается под возможности, особенности ребенка. Поэтому каждый этап методической модели (Рисунок1.) должен быть обеспечен внутренней системой психолого-педагогической диагностики.

Психолог и учителя в образовательном учреждении должны стать, координаторами работы педагогического коллектива, направляя ее не на достижение высоких результатов, и формирование информационно-коммуникативных компетенций. Благодаря этому будет оказываться благоприятное влияние на качество и успех образовательного процесса.

Успехи педагога закладываются задолго до звонка на урок, в процессе подготовки к уроку.

На уроках активно применяется личностно-ориентированное обучение, объединяющее различные педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др. Среди них особое место занимает работа в группе. Везде и много говорят о методике работы в группе, но слабо освещены вопросы о способах формирования групп – залога успешного обучения предмету. Профессионализм учителя определяет не интуиция, а знания психологии и педагогики, анализ причин неудач при делении на группы.

Нужно помнить что, однажды постигнув технологию разбиения на группы, учитель уже как бы автоматически учитывает их при подготовке всех уроков с групповым методом.

Весь процесс деления класса на группы можно представить в виде последовательной цепи, которая должна начинаться с анализа класса:

  1. Подбор психолого-педагогических тестов.

  2. Тестирование учеников. Такие характеристики личности, как темперамент, ведущий канал восприятия, социометрический статус, мотивация, тревожность, агрессивность должны учитываться учителем всегда. Естественно, что, имея при подготовке к уроку перечень индивидуально-психологических проблем и социометрических данных по каждому ребенку в классе, учитель их учитывает: тревожным и депрессивным не создает ситуацию стресса, агрессивных не провоцирует, подбирает для каждого подходящие средства подачи и проверки материала, и т.д.

  3. По полученным данным, по результатам тестов, заполняется таблица характеристик психолого-педагогических особенностей учащихся (Рисунок2).

Рисунок 2. Таблица характеристик психолого-педагогических особенностей учащихся



  1. На следующем этапе можно переходить к делению класса на группы.
    При этом следует руководствоваться принципами: взаимодополняемости и малоконфликтности. Каждая группа представлена всеми типами восприятия, всеми темпераментами, дети при таком делении на группы взаимодополняют друг друга. В группах должен быть лидер, при этом не стоит допускать наличия нескольких лидеров в группе, тем более, если они агрессивны. При выборе консультантов и распределении ролей в группах следует учитывать тип личности.

Эффективности в работе группы можно достичь, если в группе соблюдаются принципы: уважение, субординация, сплоченность, гуманизм.

При таком подходе к формированию групп они должны быть работоспособны и внутренне конкурентны, и как следствие дадут высокую результативность.

В итоге проделанной работы получается инструментовка (Рисунок3), которая должна готовиться для каждого класса всем коллективом школы (учителями, психологом) и должна использоваться учителями на уроках.

Рисунок 3. Состав групп

В таблице психолого-педагогической диагностики есть графа «мотивация». Кроме индивидуального результата, очень важным является подсчет среднего результата на группу. Исходя из типа мотивации преобладающего у детей в группе, можно видоизменять методы и структуру обучения, чтобы воздействовать на необходимые, активные, механизмы.

З

Схема 3. Эффективность группового обучения.



адача
каждого ученика группы состоит в том, чтобы познать материал вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и, причем вся команда знала, чего достиг каждый.

Группам даются определенные задания, необходимые методические рекомендации. Задание выполняется либо по частям, либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником). При этом выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и конкретизируется всей группой.

При таком подходе к делению класса на группы и применения группового обучения ученики, работая в команде и обрабатывая информацию, получают не только ЗУНы, но и формируют информационную и коммуникативную компетенции.


  1. Метод проектов в системе проблемного обучения


Ведущее направление развития мировой педагогики - развивающее обучение. Основными особенностями развивающего обучения являются:

  • превращение учащегося в субъект познавательной деятельности посредством формирования механизмов мышления;

  • приоритет дедуктивного способа познания;

  • доминирование самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения.

Одним из путей достижения поставленной цели является внедрение в учебный процесс метода проектов, который подразумевает учение через открытия, через разрешение проблемных ситуаций.

Проблемное обучение - это процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем.

Метод проектов рассматривается сегодня как педагогическая технология, цель которой - ориентирование ученика на актуализацию имеющихся знаний и приобретение новых для активного включения в проектировочную деятельность в социокультурной среде.

Проблемный тип обучения обеспечивает не только достижение результата, но и овладение учениками процессом получения этого результата. Основные цели проблемного обучения:

  • осмысленное усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

  • развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;

  • формирование научного мировоззрения на основе самостоятельно проверенной доказательности научных понятий и положений.

Определенное сходство прослеживается в структуре проблемного урока и этапах проектной деятельности.

Таким образом, структура проблемного урока и проектная деятельность предопределяются логикой проблемного обучения, а роль и место каждого из ее элементов - сложностью учебной проблемы и логикой ее решения учащимися. Все этапы направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности, которая должна быть самостоятельной и формировать информационно-коммуникативную компетентность.

Применительно к теории обучения можно сказать, что проблемная ситуация представляет собой особый вид взаимодействия субъекта и объекта, при котором возникает явно или смутно осознанное затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний и способов действия. В такого рода проблемных ситуациях и берет начало процесс мышления. Он начинается с анализа этой проблемной ситуации. В результате ее анализа возникает, формируется проблема. Проблема - это тот элемент проблемной ситуации, который вызвал затруднение. Таким образом, всякая проблема содержит в себе проблемную ситуацию.

Под учебными проектами в науке понимаются проблемные задачи высокой степени сложности, рассчитанные на долговременность решения в процессе обучения.

Т.о. метод проектов является одним из способов реализации проблемного обучения. Думается, что изучение проектного метода в системе проблемного обучения позволит дополнить некоторые вопросы технологии проблемного обучения, что может иметь определенное практическое значение для современного процесса обучения.


  1. Технология опыта формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся через групповую работу


Работа над поставленной задачей может быть разделена на 3 основных этапа:

  1. Исходно-диагностический и содержательно-плановый этап.

До начала выполнения творческой работы учитель составляет список необходимого оборудования, разрабатывает график использования компьютерного класса для консультаций.

За каждой группой учеников закрепляются компьютеры, на которых они могут набирать или искать в Интернете необходимый материал. Учитель ставит перед собой дидактическую цель творческой работы – развитие самостоятельной познавательской деятельности школьников по информатике и ИКТ, формирование навыков работы в команде; методическую задачу – научить использовать различные источники для нахождения ответа на проблемный вопрос и учебные вопросы темы.

На этом этапе с учениками обсуждаются вопросы источников информации по теме исследования. Целью обсуждения является задание направления поиска, методика отбора и достоверность источников информации. Результатом обсуждения является план с точным указанием ответственных лиц в группах и сроками исполнения творческого задания.

В каждой группе, следуя предложенной инструкции, распределяются четкие обязанности учеников, то есть определяется состав группы экспертов.

В группах обсуждается план, в котором отражается самостоятельная исследовательская деятельность учеников при выполнении творческого задания.

Группы учеников работают самостоятельно, роль учителя ограничивается консультациями, направлением деятельности учащихся. Очень важно научить будущего выпускника ориентироваться в информационных поисках, развивать способность к самообразованию, научить анализировать поступающую информацию и представлять новые идеи.

  1. Содержательно-технологический этап.

В результате подготовительной работы каждая группа предоставляет учителю отчет по сбору необходимой информации, оформленной произвольным образом на бумажных или электронных носителях. Главное – выполнения заданий каждой группой должны вести к ответу на проблемный вопрос темы. Ученикам даются рекомендации по дальнейшей работе, обсуждают формы представления собранной информации, знакомят с критериями оценивания итоговых работ.

Создавая творческую работу нужно обратить внимание на содержательное состояние работы, а не только на творческий подход к оформлению. Содержание создаваемой работы должно соответствовать возрастным особенностям учеников, решать цели и задачи темы. При этом содержание должно отражать их самостоятельные исследования.

На этапе обучения ученики приступают к созданию творческой работы. Форма может быть любая, например, презентация, Web-узел, публикация и т.п. Ученики систематизируют полученные данные и готовятся защищать полученные результаты и выводы.

  1. Исходно-диагностический этап: актуализация имеющихся знаний по информатике, необходимых для разработки проекта.

Для защиты каждой группе на представление полученных результатов отводится до 5 минут, далее – ответы на вопросы присутствующих.

Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу группы в целом. Участники обсуждения вносят свои предложения по усовершенствованию. В конце обсуждения делается итоговый вывод и выставляется общий балл за выступление. Процедура проведения защиты творческих работ помогает научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны в любом выступлении и конструктивно критиковать отрицательные моменты представления работы. В некоторых темах творческая работа отдается на рецензирование другой группе.

Проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Возникает проблема: ученики, не имеющие дома компьютер, могут вскоре оказаться в невыгодном для себя положении. Домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации.

Деятельность ученика делится на две части: поиск информации в различных источниках и создание проекта с помощью компьютера. Выполняя творческую работу, ученик получает домашнее задание в виде исследования различных источников данных, систематизации своих мыслей и анализа поступающей к нему информации; в свою очередь на уроках, он представляет полученные знания с помощью персонального компьютера.

При таком планировании занятий происходит не только экономия учебного времени и возможность более плотного использования компьютера, но и учащиеся осуществляют последующее повторение полученных знаний, более глубокое усвоение материала, то есть рассредоточенное усвоение.

С компьютеров удаляются ненужные рабочие файлы, в библиотеку возвращаются книги и журналы. На школьном сайте публикуется заметка о создании компьютерной или рукописной творческой работы, и отмечаются ученики, принимавшие участие в создании лучшей, по мнению групп.


Представленная концепция предусматривает глубокую дифференцированную работу с каждым из учеников, учет его психологических особенностей и умственных способностей, ориентированность на побуждение внутренних мотивов познавательной деятельности. Кроме того, для метода проектов в обучении информатике предполагается не только подробное определение функциональных возможностей создаваемого учебного проекта, его интерфейса и т.д., но и указание путей достижения цели.

Вследствие всего перечисленного, можно говорить о сложности реализации данной концепции в классах с большим количеством учащихся.

Несмотря на сложности при осуществлении концепции можно сделать следующие выводы:

  • Дидактическая модель организации познавательной деятельности учащихся позволяет сконструировать процесс обучения, основываясь на принципах организации учебного процесса.

  • Системный подход к делению класса на группы позволяет учителю ставить педагогически обоснованные, достижимые, реальные цели.

  • Метод проектов является одним из способов реализации проблемного обучения – одного из ведущих направлений развития мировой педагогики.


Литература


  1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 344 с.

  2. Вопросы проблемного обучения в школе / Под ред. М.И. Махмутова. Казань: Изд-во Казанского университета, 1970.

  3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. – Журнал «Высшее образование сегодня», 2003 , № 5, с. 34–42.

  4. Подласый И.П. Педагогика: Учебник.- М.: Высшее образование, 2006. - 540 с.

  5. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 17 с.

  6. Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. пособие. – 3-е изд.,перераб. и доп. – М.:Юристъ, 1997.-512 с.

  7. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентный подход к образованию как необходимость // Мир образования – образование в мире. – 2001. - №4. – с. 8-12.



Полный текст материала Статья "Формирование информационной и коммуникативной компетенций" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пинчукова Мария Владимировна  pinmv36
25.12.2010 8 3759 678

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК