Классный час на тему «О дружбе, товариществе».


Прочитайте следующую ситуацию и скажите. Как вы оцениваете поступок Наташи?

Наташа сказала: “Костя, я не выучила басню Крылова “Стрекоза и муравей” Скажи учительнице, что и ты не выучил”. Я опешил и не успел сказать свое мнение, потому что прозвенел звонок и меня первым вызвали к доске. Пришлось мне с выражением прочитать басню и получить пятерку. Наташа сказала: “Как тебе не стыдно! – и отвернулась к окну”.

Итак, ваше мнение. Можно ли обижаться в данном случае на Костю? Можно ли в дружбе диктовать свои требования?



Прочитайте следующую ситуацию и скажите:

Как бы вы вышли из этой ситуации?

Твоя подруга получила приз на конкурсе читателей. Ты отлично знаешь, что надо подойти к ней и сердечно поздравить. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сама рассчитывала получить награду и не можешь пережить успех подруги.



Классный час на тему «О дружбе, товариществе».

Подготовила и провела учитель I категории МОУ «Бишеская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан Алексеева Галина Юрьевна. (районный тур республиканского конкурса «Учитель-2010».

Цель:

  • раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств;

  • формировать умение различать дружбу и товарищество;

Оборудование: выставка книг, плакаты с высказываниями по теме, музыкальное оформление.

Класс оформляется высказываниями по теме. 2-3 ученика подбирают и учат стихотворение по теме классного часа.

Высказывания по теме.

Для истинных друзей
Ты жизни не жалей,
Но отличить умей,
От недругов друзей.

М. Джалиль.

Учитель: “Ребята, сегодня мы с вами прикасаемся к этике человеческих отношений, войди в мир тонкий и сложный. Отношения людей близких, знакомых, посторонних, что заслуживает вечной памяти.

Дружба, товарищество, друг и товарищ казались бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому удается сберечь и отстоять в себе и окружающих человека, человеческое зависит многое, зависит, какой будет наша жизнь.

У всех у вас есть друзья, товарищи. Так давайте разберемся, чем отличаются понятия “друг”, “товарищ”. Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются. Как?

Возможные ответы: товарищ – человек близкий с кем-нибудь общностью взглядов.

Друг – тот с кем могут быть близкие отношения, основанные на взаимном доверии.

  1. Иметь друга и самому быть другом очень большое счастье для каждого из нас. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»

Классный руководитель: Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг)

А теперь потренируемся уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Учитель читает начало предложения, дети его заканчивают и громко произносят последнее слово)



О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать… знакомый.

О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажите… приятель.

Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете… товарищ.

О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете… друг.



VI. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.

Классный руководитель: Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержаться мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Обратите внимание на пословицы:



  • Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

  • Друга иметь – себя не жалеть.

  • Друг познается в беде.

  • Друга на деньги не купишь.

  • Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

Я сейчас буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать одну из пословиц, которая подскажет, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

Учитель: Что считать настоящей дружбой?

Дружба – это единство в чувствах, отношениях к окружающему, оценках людей и поступков.

Послушайте такую ситуацию и скажите. Была ли эта дружба настоящей?

Как вы оцениваете поступок Наташи?

Наташа сказала: “Костя, я не выучила басню Крылова “Стрекоза и муравей” Скажи учительнице, что и ты не выучил”. Я опешил и не успел сказать свое мнение, потому что прозвенел звонок и меня первым вызвали к доске. Пришлось мне с выражением прочитать басню и получить пятерку. Наташа сказала: “Как тебе не стыдно! – и отвернулась к окну”.

Итак, ваше мнение. Можно ли обижаться в данном случае на Костю? Можно ли в дружбе диктовать свои требования?

Итог учителя: этот случай следует рассматривать как проявление лжетоварищества. Ведь по отношению друг другу недопустимо потребительство. Прежде всего человек должен быть требовательным к себе, а не диктовать свои требования.

Учитель: А можно ли критиковать друг друга?

Есть ребята, которые закрывают глаза на самые неблаговидные поступки только потому, что их совершает друг. Такую дружбу нельзя назвать верной, а друга, который не готов сказать в глаза горькую правду, - преданным. Если мы говорим о классе, как о дружном коллективе: что здесь вы – друзья или товарищи?

Итог : Значит есть дружба личная и коллективная. Личная основана на чувствах друг друга, а коллективная на общем деле.

Как же добиться, чтобы в классе были товарищи и друзья? Что для этого необходимо?

Итог : Помогать друг другу, знать друг друга хорошо, быть искренним , честным по отношению другому.

Прочитайте следующую ситуацию и скажите:

Как бы вы вышли из этой ситуации?

Твоя подруга получила приз на конкурсе читателей. Ты отлично знаешь, что надо подойти к ней и сердечно поздравить. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сама рассчитывала получить награду и не можешь пережить успех подруги.

Итог : Если ты настоящий друг, в твоем сердце не должно быть зависти. Хотите иметь друга, подругу – будьте и сами другом на равных, без оглядки. Воспринимайте радости и горести подруги, друга как собственные и помогите ему стать счастливее.

Во многих языках слова “друг”, “дружба” по своему происхождению близки со словами, обозначающими родство и любовь. Поэты и писатели всегда сближали понятия “любовь” и “дружба”. Они называли дружбу “частичным браком”. Игра «Знаю ли я своего друга?»

Классный руководитель: Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто у нас в классе настоящие друзья.

Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?» В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.

(Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.)

  1. Какой урок у него любимый?

  2. На чем он любит кататься?

  3. Какое время года у него любимое?

  4. Какой вид спорта любит?

  5. Кем хочет стать, когда вырастет?

  6. Какое животное он хотел бы иметь дома?

  7. Какие книги любит читать?

Классный руководитель: Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).

(Игра повторяется)

(Вариант: «К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересами живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга»)

Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?»

Классный руководитель: «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» - так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

Подведение итогов

Классный руководитель: Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?









Слайд 1
О дружбе, товариществе.    Раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязанность, взаимовыручка; прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями. Подготовила и провела учитель Бишевской СОШ Апастовского района РТ Алексеева Галина Юрьевна.
Слайд 2
Для истинных друзей Ты жизни не жалей, Но отличить умей, От недругов друзей. М. Джалиль.
Слайд 3
Знакомый, приятель, товарищ, друг     О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать… знакомый. О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажите… приятель. Об однокласснике, с которым за 7 лет съеден пуд соли, скажете… товарищ. О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете… друг.
Слайд 4
Друг – это тот…  Кто разделяет твои убеждения, всегда готов прийти на помощь в трудные мгновения жизни, пусть даже для этого придется пожертвовать некоторыми своими ценностями. Он должен делить с тобой горести и радости, быть вместе с тобой в любой ситуации. Настоящие друзья – это те, кому все равно, как ты выглядишь, но не безразлично, что ты думаешь.
Слайд 5
Знаю ли я своего друга?        Какой урок у него любимый? На чем он любит кататься? Какое время года у него любимое? Какой вид спорта любит? Кем хочет стать, когда вырастет? Какое животное он хотел бы иметь дома? Какие книги любит читать?
Слайд 6
Настоящий друг Если ты настоящий друг, в твоем сердце не должно быть зависти. Хотите иметь друга, подругу – будьте и сами другом на равных, без оглядки. Воспринимайте радости и горести подруги, друга как собственные и помогите ему стать счастливее.
Слайд 7
Друг- это: - любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней; - мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту; - школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; - старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.
Слайд 8
Пословицы      Нет друга – ищи, а найдешь – береги. Друга иметь – себя не жалеть. Друг познается в беде. Друга на деньги не купишь. Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
Слайд 9
Законы дружбы: 1. Не оставляй друга в беде, дели с ним радость и горе. Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его. 2. Дружба – это прежде всего вера в человека, не надо менять друзей. 3. Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим. 4. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе. 5. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. 6.Не бойся у друга попросить прощения, и сам старайся поскорее забыть свою обиду.
Слайд 10
Запомни! Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо. Подготовила и провела учитель Бишевской СОШ Апастовского района РТ Алексеева Галина Юрьевна.

Полный текст материала Классный час на тему «О дружбе, товариществе». смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Алексеева Галина Юрьевна  bujhtr
04.10.2010 13 11121 2731

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 13
avatar
13 Чайка4422 • 08:49, 27.12.2010
Очень хорошая разработка, у меня 2 класс и кок раз хочется об этом поговорить.
avatar
12 ollea • 10:38, 11.11.2010
Галина Юрьевна!
Очень простая, не надуманная тема и так красиво подана... Мы совсем забыли, что можно общаться на обычном языке, за что Вам большое спасибо!
avatar
11 арамаТ • 18:00, 03.11.2010
Спасибо за простоту в рассмотрении таких сложных и важных вопросов!
avatar
10 shadrina03081977 • 17:21, 03.11.2010
Галина Юрьевна! Спасибо за интересный материал. Обязательно проведу данный классный час в 5 классе. Материал доступный, простой, логичный. Правда, в презентацию можно добавить картинки, фото.
avatar
8 dinar@mail.ru • 17:42, 26.10.2010
ПРОСТО КЛАСС
avatar
7 Yula • 20:07, 20.10.2010
Галина Юрьевна! Спасибо, Ваш материал просто чудо! Мне пригодился!
avatar
9 bujhtr • 20:41, 26.10.2010
Спасибо Вам за добрые слова.
avatar
6 Slava6328 • 17:28, 20.10.2010
разработка очень интереаня и понятлива для детей, так как они часто путают эти понятия. Спасибо!
avatar
5 bujhtr • 21:33, 15.10.2010
спасибо за комментарии, очень приятно.
avatar
4 Gulnara73 • 20:05, 15.10.2010
Хорошо подобран материал
avatar
3 Ivanova • 23:05, 11.10.2010
Очень актуальная, нужная презентация!
avatar
2 defaultNick7907 • 08:51, 07.10.2010
Интересный, нужный материал, особенно в наше время
avatar
1 GELIOS • 16:46, 06.10.2010
Презентация составлена на простом и понятном уровне, по крайней мере использовала в 5 классе, очень интересные итоги анкетирования получились, хотя немного расширила круг вопросов, спасибо!