Современные педагогические технологии


Слайд1
Слайд2

Значение технологии развития критического мышления в формировании ключевых компетенций учащихся

Добиться успеха не означает,
что вы должны сделать что-либо
исключительное. Это означает,
что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо.
Колин Тёрнер
Слайд3
Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:

  • уметь самостоятельно приобретать знания;
  • применять их на практике для решения разнообразных проблем;
  • работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
  • самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
  • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов.

Известно, что любое новшество встречает на своём пути и безоговорочное одобрение, и сдержанную поддержку, и отчаянное сопротивление. Консерваторов, которые отвергают идеи и принципы новых подходов к образованию, не так уж и мало.

Некоторые могут возразить: люди не всегда сразу принимают новые идеи. Идёт обычный процесс: сначала резкое неприятие, отрицание, сопротивление, затем внимание, апробирование, и, в конце концов, некогда новое становится нормальным явлением и затем начинает приобретать некоторые черты консерватизма. И это действительно так. Более того, осторожность в принятии новых идей можно назвать здоровым консерватизмом. Именно этот консерватизм часто удерживает нас от неоправданных или необдуманных решений.

И всё же, как показывает практика, учителя готовы к внутренним изменениям, начинают воспринимать новые идеи и ценности открытого образования как свои собственные, невзирая на авторитеты. Эти учителя хотят, чтобы их ученики не столько заучивали учебный материал, сколько старались думать категориями науки, которая лежит в основе преподаваемой ими учебной дисциплины, чтобы школьники становились достойными носителями культурных традиций своей страны и своего народа и стремились понимать и принимать культуру других наций. В результате стратегии и приёмы, лежащие в основе новых подходов к обучению, становятся не только частью их педагогического арсенала, но и действенным средством для достижения этих задач.

Слайд4

Специфика работы в школе заставила пересмотреть свои позиции в обучении учащихся и всё больше задумываться над вопросами: «Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству? Чему я хочу научить своих учеников?» Эти вопросы я задаю себе постоянно. И в каком бы классе я ни преподавала, ответ всегда неизменен. Я глубоко убеждена в том, что главная цель любого урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моём понимании – человек, не боящийся мыслить.

Сейчас мы все, наверное, задумываемся над тем, почему современные дети не любят читать, бояться отвечать, не пишут сочинения, а механически переписывают чужие мысли, не заботясь о том, что содержание их работы не совпадает с темой заданного сочинения. Я думаю, что только заученное правило не сделает ребёнка грамотным, а выученные даты жизни писателя или поэта не помогут ему понять то или иное литературное произведение.

Слайд5

Решение многих проблем вижу в освоении и применении на своих уроках новых технологий, активизирующих познавательную и творческую деятельность школьников. Одна из современных педагогических технологий, которые я использую на уроках литературы, – это технология критического мышления. Критическое мышление – это направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений.

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Надо сказать, что по поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок. И всё-таки в них можно увидеть близкий смысл. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Слайд6

Чем интересна эта технология нам, филологам? Тем, что каждый её приём работает на формирование у ребят филологической компетенции. Известно, что урок, проведённый по названной технологии, включает в себя три этапа: вызов, осмысление и рефлексию.

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать имеющиеся знания.
  • пробуждать интерес к получению информации.
  • ставить собственные цели обучения .

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию; осмысление ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями.
  • корректировать поставленные цели обучения

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • размышление, рождение нового знания
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Вызов – это импульс к появлению новых знаний. Хорошо усваивается та информация, которая актуальна и интересна. Поэтому на этой стадии важно мотивировать учащихся к познанию. Они должны захотеть узнать.

Любой ли человек может мыслить критически? Конечно, нет. Навыки критического мышления развиты у нас в разной степени. Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нём структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление на уроках литературы предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает своё мнение (по тому или иному вопросу) в контексте учебной программы.

Критически мыслящий человек - самостоятельно мыслящий, и меня особенно привлекает то, что ученики самостоятельно могут определять направления в изучении какой-либо темы. Как же реализовать на практике технологию развития критического мышления?

Начать нужно с выбора текста – небольшого по объёму, яркого, дающего учителю возможность выбора заданий, связанных не только с решением проблем на его основе, но и с использованием уже ранее полученных знаний, а также с исследовательской деятельностью учащихся. (рассказы: И.Бунин «Роман горбуна», Тэффи «Нигде», Л.Петрушевской «Страна» , «Как ангел»; новелла О, Генри «Пока ждёт автомобиль» и другие интереснейшие произведения).

Давайте вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по теме, по которой мы уже что-то знаем. Итак, если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он знает об изучаемом вопросе, это создаст почву для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на стадии вызова. Можно предложить каждому учащемуся вспомнить о том, что ему уже известно по изучаемому вопросу, записать это в виде ключевых слов, затем поделиться написанным в парах или в группе.

Такая работа очень помогает учащимся, которые затрудняются высказывать своё мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, ученик обретает уверенность и легче выходит на контакт со всем классом.

• Теперь настало время предъявить новую информацию. Здесь имеется возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданиями на стадии вызова вопросами. Организация работы на этой стадии – стадии осмысления – может быть различной: лекции, рассказ учителя, индивидуальное, парное, групповое прочтение или просмотр видеоматериала. Я предлагаю для организации работы с текстом различные приёмы для активного, вдумчивого чтения – маркировку с использованием различных значков, (инсерт)
Слайд7
• «V» – уже знал
• «+» – новое
• «-» – думал иначе
• «?» – не понял, есть вопросы.
• При повторном чтении учащиеся заполняют таблицу:

Слайд8
В первоначальные записи вносятся изменения, дополнения ручкой с цветным стержнем.

Слайд9
«Чтение с остановками». Особенности использования этого приёма в технологии критического мышления заключается в том, что текст читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Слайд10
Учащиеся сводят информацию в таблицы, кластеры, устанавливают причинно-следственные связи между блоками информации, отвечают на поставленные вопросы. Использование технологии критического мышления позволяет обеспечить три составляющие успешного проведения урока: интеллектуальную и коммуникативную составляющие и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело.

На стадии рефлексии я возвращаю детей к первоначальным записям-предложениям, они вносят изменения, дополнения, обмениваются мнениями, отвечают на вопросы, затем выполняют творческие, исследовательские или практические задания на основе изученного. Рефлексия может быть письменной (эссе, сочинение-рассуждение).

Слайд11
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации.

  • Беспощаден кто-то к человеку? (По рассказу И.Бунина «Роман горбуна»)
  • Чем мне понравилось и запомнился рассказ Л.Петрушевской «Как ангел»?
  • Страна по имени… (По рассказу Л.Петрушевской «Страна»)

Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут или дома сочинение-рассуждение.
Чтобы закончить создание образа писателя на уроке, предлагаю написать синквейн.
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

Слайд12

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по возможности, эмоциональной.

Слайд13

И в конечном итоге определяем, достигнуты ли запланированные результаты.

Слайд14

Памятка для учащихся «Рефлексия урока»

Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать ...

  • Мне больше всего удалось ...
  • Я могу себя похвалить за…
  • Я могу похвалить одноклассников за...
  • Меня удивило…
  • Для меня было открытием то, что ...
  • На мой взгляд, не удалось…, потому что…
  • На будущее я учту…

Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.

Слайд15

Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что использование технологии развития критического мышления на уроках литературы помогает формировать в детях

  • самостоятельность,
  • коммуникативность,
  • толерантность,
  • мобильность,
  • умение адаптироваться к сложившейся ситуации,
  • ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Самое главное – самореализоваться и социализироваться в современном мире.


Полный текст материала Современные педагогические технологии смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Храпкова Ольга Владимировна  Оlga
-, МОУ "СОШ №1 г.Калининска Саратовской области"
19.12.2009 36 43132 10042
Комментировать

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 35
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
35 ЕкатеринаИван • 17:52, 12.08.2014
Интересный материал для любого педагога. Спасибо за такое раскрытие и понимание темы. Учпехов в работе и желания самореализовываться!
avatar
34 Мария2010 • 15:36, 07.11.2011
спасибо. качественный материал
avatar
33 tarasenko-si • 06:54, 10.09.2011
Светлана
Внимательно прочитала материал. Согласна, что технология ТРКМ современна. Грамотное использование ее приемов на стадиях "вызов", "осмысление" и "рефлексия" позволяет развивать не только познавательные, но и творческие способности учащихся. Я использую эту технологию давно. Мои детки больше всего любят фишбоуны, кластеры, шесть шляп критического мышления и перекрестные дискуссии. Ольга Владимировна! А как ваши ученики относятся к этим приемам ТРКМ?
avatar
32 miheevajuly • 22:33, 21.08.2011
Уважаемая Ольга Владимировна! Материал Вашей презентации возьму для организации работы с ребятами. Спасибо!
avatar
31 Любовь21 • 10:38, 16.07.2011
Уважаемая Ольга Владимировна! Спасибо за ваш материал. Конечно, в работе с детьми это нужный материал: пошаговое прохождение, рефлексия своей деятельности - осознанное обучение, к чему далеко не все могут прийти интуитивно.
avatar
30 Oi-li • 18:04, 04.05.2011
Спасибо за Ваш труд! очень полезная презентация.
avatar
29 AnnaYarovikova • 17:49, 04.05.2011
Очень полезная информация. Теперь многое стало понятным после просмотра данной презентации. Спасибо большое за работу!
avatar
28 Аннаком • 16:50, 12.04.2011
Совершенно с Вами солидарна - решение проблем обучения современнного ученика -в применении на уроках новых технологий, активизирующих их познавательную и творческую деятельность. Спасибо за материал. Интересно мне, как историку.
avatar
27 stasenko • 01:35, 10.04.2011
На сегодняшний день это очень актуально. Изучено много литературы по "ТРКМ". Ваша работа будет дополнением.
avatar
25 Учитель7184 • 13:35, 08.04.2011
Вашу презентацию можно использовать на метод.совете и пед.совете.Спасибо.
avatar
24 Орли • 21:18, 10.12.2010
Уважаемая Ольга Владимировна! Большое спасибо за ваш материал. В одном месте собрано столько интересных способов развития и мышления, и рефлексии. Обязательно буду использовать в своей работе.
avatar
26 Оlga • 19:56, 08.04.2011
Спасибо. Рада помочь.
avatar
22 МарВалЗахар • 15:59, 07.12.2010
Критическое мышление необходимо формировать и развивать.Взяла Вашу презентацию в копилку, только добавила ещё одну страницу с Вашими координатами, чтобы АВТОРА не забыть при цитировании. Спасибо.
avatar
21 Ольга1508 • 20:31, 02.12.2010
Спасибо большое за презентацию, очень помогла при подготовке моих уроков информатики, переделала многие свои уроки. Спасибо большое
avatar
23 Оlga • 20:21, 07.12.2010
Спасибо за отзыв. Рада, что чем-то помогла. Успехов!
avatar
20 Альстермерия • 22:07, 16.11.2010
Спасибо большое! Мне ваша работа помогла в подготовке к МО.
avatar
19 ТатьянаЯ • 21:43, 13.11.2010
Спасибо! Очень помогло при подготовке к аттестации! Ждем еще Ваших разработок!
avatar
18 Русская • 16:31, 07.11.2010
Материал необходим для тех,кто готовится к аттестации. Учить защищать опыт. Спасибо
avatar
17 Natalya4366 • 20:31, 06.11.2010
Хороший материал. Обязательно ознакомлю с ним своих учителей литературы. Спасибо!
avatar
16 Olehcka • 20:11, 26.10.2010
Ольга Владимировна,материал очень интересный,И хотя я преподаватель истории,в своей педагогической деятельности пытаюсь ответить на аналогичные вопросы.Спасибо!Приглашаю на мой сайт: olehcka.ucoz.ru
avatar
15 Наталья35 • 10:51, 24.10.2010
Большое спасибо! очень интересная и нужная разработка.
avatar
14 olgab • 23:44, 23.10.2010
Очень интересная педтехнология.
avatar
13 Мария2010 • 21:11, 23.10.2010
Спасибо, буду использовать при работе
avatar
12 bamboni • 23:09, 19.10.2010
Ольга Владимировна! большое спасибо за презентацию.Я уверена, что на основании вашего труда можно развивать идею дальше.
avatar
11 ННННН • 20:33, 18.10.2010
Большое спасибо.
avatar
10 ислави • 18:02, 18.10.2010
Спасибо большое! Мне ваша работа помогла в подготовке к семинару.
avatar
9 Анжела3137 • 19:13, 04.10.2010
Спасибо, было интересно. Я как раз работаю над подобной темой
avatar
8 nezabudka • 20:46, 27.09.2010
Рада встретить единомышленника.Мне тоже нравятся приёмы этой технологии. Есть ли у Вас разработки по произведениям, изучаемым в 7 классе? Спасибо
avatar
7 Yulkin • 20:29, 26.09.2010
Спасибо, замечательный материал)
avatar
4 Elen@1108 • 00:56, 24.09.2010
Ольга Владимировна! Материал действительно очень хороший. Я в этом году прохожу аттестацию. Думаю ваша презентация поможет мне глубже разобраться в своей работе, ведь она правда познавательна не тольк для филологов.
Скажите пожалуйста, у вас есть больше материала по этой теме. Очень бы хотелось прочесть возможно опереться на эту тему в дальнейшем. Если готовы помочь, пишите: lena.thumackowa@yandex.ru
avatar
5 Оlga • 01:18, 24.09.2010
Здравствуйте, Елена. Спасибо за добрый отзыв. Мне нравится использовать эту технологию в своей работе, поэтому у меня есть разработки уроков, на мой взгляд, удачные. Если заинтересованы - могу поделиться, с удовольствием. Пишите olga_hrapkova67@mail.ru
avatar
3 Тишка • 18:15, 23.09.2010
Ольга Владимировна! Спасибо за кратко, точно и логично изложенную информацию по технологии развития критического мышления. У меня замечание по фону оформления презентации. Первый слайд и половина черного, как-то угнетает. Это, конечно, моё мнение, может быть вам нравится этот цвет.
avatar
6 Оlga • 01:26, 24.09.2010
Здравствуйте, Тишка. Спасибо за добрый отзыв. Замечу: первый слайд не чёрного цвета, но вы по желанию всегда можете сменить на Ваш любимый. Удачи!
avatar
2 Irida • 11:50, 04.09.2010
Спасибо большое за материал. Очень интересно. Для меня большая помощь в работе с детьми.
avatar
1 nakon59 • 01:06, 11.07.2010
Вы говорите о серьёзном моменте в педтехнологиях. Вашу статью удобнее было бы назвать "Технология развития критического мышления ". Ведь именно и только об этой технологии идёт речь в этой статье. Всё достаточно интересно, познавательно. И не только филологам.