Статья "Стимулирование творческой активности младших школьников 1-4 кл."


Стимулирование творческой активности младших школьников

Учитель начальных классов

МОУ «Каслинская СОШ №27»

Честнокова Татьяна Павловна


Неутолимая жажда нового, нестандартное восприятие окружающего мира, богатое воображение, а главное, потребность в творчестве – вот качества, присущие гению и ребенку. «Все мы гении, пока нам не исполнится десять лет», - заметил известный английский писатель Честертон. Следовательно, стимулирующая роль педагога начальных классов в развитии и реализации творческого потенциала школьника особенно велика. Нам необходимо так построить весь учебно-воспитательный процесс, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей педагогической деятельности. Мне особенно близка в этом вопросе позиция авторов Образовательной системы «Школа 2100». Данная система накопила достаточно большой опыт обеспечения в образовательном процессе личностного развития учеников и достижения ими личностных и метапредметных результатов. Среди деятельностно-ориентированных принципов, на которых базируется система «Школа 2100», выделяется креативный принцип. Поэтому, в каждом учебном курсе значительное место отводится продуктивным заданиям, творческим домашним работам. Работая по программе «Школа 2100» десятый год, я наблюдаю неизменный высокий интерес детей к таким заданиям, получаю импульсы к собственным педагогическим идеям. По оценке моих учащихся лидирующие позиции в рейтинге самых интересных творческих работ занимают:

  • рассказы о частях слова, о частях речи от первого лица («Я – суффикс», «Я – имя существительное»);

  • сочинение сказок по орфографическим правилам («Как гласные помогли согласным»);

  • кроссворды из слов на определенную орфограмму («Шипящий кроссворд», «Безударный кроссворд»);

  • изготовление сказочных персонажей, макетов городов, домиков литературных героев;

  • создание фотословарей и фотоэнциклопедий («Словарь настроения»; «Энциклопедия зимы»);

  • придумывание образов, иллюстрирующих математические понятия (Королева Площадь, Охранник королевства Периметр и т.д.);

  • составление сюжетных уроков («В Трехзначном царстве, в Многозначном государстве…», «Следствие ведут Уравнения»);

  • конкурс «Мои изобретения к таблице умножения»;

  • письма жителям разных природных зон;

  • сочинение стихотворных текстов на темы природных явлений для проведения динамических пауз.

Одним из важных средств развития творческой активности младших школьников считаю литературный краеведческий материал. Реализуя авторскую программу «Самоцветное слово Урала», я активно использую нетрадиционные формы проведения уроков: «Литературное кафе», конкурс иллюстраторов и чтецов, урок-превращение «Сказы старого мастера», урок-письмо «Певец Урала». Своеобразной школой литературного творчества становятся для детей встречи с каслинскими поэтами. Пробуждение мысли ребенка, его впечатления и ощущения от знакомства с творчеством писателей-земляков сохраняются в «Шкатулке откровений». Ведь творчество во многом определяется именно умением выражать свои чувства и эмоции, поэтому важно постоянное обращение к эмоциональной сфере ребенка.

Через краеведение происходит активное вовлечение детей в творческий процесс практической направленности: создание игр, кроссвордов, головоломок, чайнвордов, викторин краеведческого характера; составление и иллюстрирование краеведческих сборников, «пробы пера» в манере уральских авторов, письма к писателям. Самые удачные творческие работы учащихся объединяются в классный сборник «Самоцветики».

К детским пробам пера я отношусь с особым трепетом. На итоговом празднике своим выпускникам традиционно вручаю Книгу лучших сочинений, которые собираю все четыре года. А чтобы оригинальное литературное творение родилось прямо на уроке, порой достаточно предложить детям необычную тему для сочинения: «Рассказ первого листочка», «Тайна бутона», «Путешествие ручейка», «Веснушки у весны». Так появился целый сборник весенних миниатюр. Его презентация проходила на конкурсе «Весна идет», где творческие литературные подарки ребята сделали для своих мам.

Осознание того, что твоя работа может кого-то порадовать, оказать кому-то помощь, значительно стимулирует творческий потенциал ребенка. Поэтому традиционной на уроках стала акция взаимообмена творческими работами «Сюрприз другу». Не менее важно, чтобы ребенок мог оценить масштабы своего творчества, визуализировать свой творческий маршрут. Для этого в классе мы создаем Карту нашего творчества, на которой размещаются эмблемы выполненных учащимися творческих работ, фотографии авторов. В конце четверти каждый ребенок проводит самоанализ на странице в портфолио «Мои творческие работы»: оценивает интерес, самостоятельность выполнения, степень трудности творческих заданий, выбирает свою Лучшую творческую работу четверти для классной выставки.

Создание ситуации успеха, похвала, поощрение учащихся за его достижения - необходимые слагаемые в развитии творческих качеств личности. Помимо словесного одобрения, мои ученики получают и конкретные знаки своих удач: ордена Активности и Творчества. Каждое полугодие мы чествуем Мистера и Мисс Творчество нашего класса. Им предоставляется почетное право открыть персональную выставку творческих работ. Практикуется также система многократного оценивания одной и той же работы: оригинальность и творчество дипломами поощряют старшеклассники, клуб Друзей класса, детское жюри, родительское жюри. Важно оценить не только результат деятельности, качество продукта, но и сам процесс, саму творческую активность ребенка. Здесь особенно важна роль родителей младших школьников. На тематическом собрании в 1 классе они получают практические советы по организации выполнения ребенком творческих домашних заданий, обмениваются опытом творческих игр и занятий с детьми.

Механизм творческого саморазвития личности срабатывает тогда, когда учащийся ведет внутренний диалог с самим собой, анализируя свои достоинства и недостатки, открывая в себе возможности для самосовершенствования, выходит на более высокий уровень творческой самореализации. Особым успехом у моих учеников пользуется прием «Моя творческая работа растет вместе со мной»: четвероклассник преобразует свою творческую работу, выполненную, например, в 1 классе. В 3 классе я провожу с учащимися серию занятий по изучению познавательной сферы «Моя Вообразилия». А в 4 классе мы открываем работу «Я-клуба». Дети постигают азы самопознания на занятиях «Ярмарка достоинств», «Моя планета Творчества», «Как открыть самого себя».

Полноценное самовыражение в творчестве – залог психического здоровья ребенка. Создавая творческую атмосферу вокруг него, педагог поощряет его деятельность, делая ее источником положительных эмоций и развития творческого потенциала. Наивысшее счастье учителя – разделить с учеником радость открытия, радость творчества!


Полный текст материала Статья "Стимулирование творческой активности младших школьников 1-4 кл." смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Честнокова Татьяна Павловна  сотрудничество
13.05.2011 1 5088 523

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК