Тезисы "Нравственное воспитание подростков как одна из проблем классного руководства"


Материал обобщает теоретические сведения по освещаемой проблеме и показывает опыт решения этой проблемы мной как классным руководителем. Данный материал представлялся автором на городских педагогических чтениях г. Каменска-Уральского.

-Проблема  воспитания – одна из   самых острых и актуальных не  только  в  педагогическом, но и социальном плане. Нравственное воспитание подростков является   важнейшей целью   общества. Ошибки в  нравственном  воспитании  наносят обществу невосполнимый  урон и носят необратимый характер.   По сложившейся традиции в нашем обществе главную роль в плане нравственного воспитания по-прежнему отводят школе и классному руководителю.

-  Нравственность – сложное и многогранное понятие. Моральные нормы    не  имеют обязательного  характера,    их  соблюдение зависит от самой личности.  Нарушители моральных норм в лучшем случае осуждаются     обществом;  а в худшем – равнодушно  игнорируются этим обществом.    Таким   образом,   соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным  образом  на сознательности самой  личности,  на  понимание  ею  этих  норм  и  правил  и необходимости их соблюдения.

−Процесс  воспитания  осуществляется  в  различных  формах  при   помощи разнообразных методов,  приемов  и  воспитательных  средств.  Формы   воспитания  классифицируют в   зависимости   от   количества воспитанников: охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные  ученики (фронтальная,    групповая,    индивидуальная    работа).  Основные приемы нравственного воспитания – убеждение и упражнение.

- Основные формы и методы  нравственного    убеждения школьников, которые выделяет педагогическая наука: классный час, беседа, читательская конференция, диспут, метод коррекции поведения.

-Выделяют   типа   упражнений:    организация   нравственного   опыта вос-питанников  путём  вовлечения   их   в   разнообразную   деятельность   и специальные упражнения для детей (воспитание в труде,  метод игровых ситуаций,  методы стимулирования,  методы воспитывающих ситуаций,  методы дилемм).

- Мы   проанализировали   методы    формирования    нравственного поведения    школьников.    В   реальных   условиях педагогического  процес-са  методы   воспитания   выступают   в   сложном   и противоречивом единстве. Решающее значение имеет не  логика  отдельных «уединенных»   средств,   а   гармонично    организованная    их    система.

     - Система мероприятий по нравственному воспитанию разрабатывалась с учетом особенностей 7 «Б» класса Средней общеобразовательной школы №35 (2011-2012 учебный год): недостаточная степень сплоченности коллектива, неустойчивость  и несформированность нравственных позиций, низкий уровень культуры общения и культуры взаимоотношений. Эти особенности были выявлены в результате анкетирования, проведенного в начале учебного года.

- Классный час  остается  самой распространенной  и привычной в современной школе формой убеждения.  В связи с этим была разработана серия классных часов по теме «Нравственность» («Добрые слова», «Этикет», «Как избежать конфликтов?», «Добро должно быть с кулаками?», «Что такое милосердие», «Толерантность»). Данные классные часы проводились в открытой форме для классных руководителей школ города.

 - Еще одной формой убеждения, принесшей ощутимый результат, была читательская конференция по повести Е. Мурашовой «Класс коррекции». В рамках конференции обсуждались нравственные проблемы, поднимаемые автором.

- Новой формой  убеждения для моего опыта классного руководителя стал диспут «Что значит быть порядочным человеком?». Финал диспута остался открытым. На уроках литературы мы вновь обращаемся к этому вопросу, так как поставить точку здесь  достаточно сложно.

- Различные типы упражнений, направленных на воспитание нрав-ственности, позволяет применить и реализовать социально-педагогический проект «Формула смелости – 2013», участником которой стал в этом учебном году 8 «Б». Кроме того, этот проект  способствует постоянному взаимодействию с родителями, ставшими равноправными участниками данной игры.

- Результатом такого системного подхода к воспитанию нравственно-сти стало повышение культуры межличностных отношений внутри класса, полное отсутствие конфликтных ситуаций с педагогами и сотрудниками школы, увеличение степени сплоченности коллектива;  формирование уме-ния различать понятия нравственность/безнравственность. Администрация школы отмечает положительную динамику в развитии отношений между родительским коллективом и учителями, между учащимися класса.

Полный текст материала Тезисы "Нравственное воспитание подростков как одна из проблем классного руководства" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Плотникова Анна Николаевна  1anna1
07.04.2013 0 4080 477
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0