Статья "Возрастные особенности пятиклассников, их использование в работе учителя"


Пятиклассники - самые младшие в средней школе. Их психология, внутренний мир заметно отличают их от школьников подросткового возраста и старшеклассников. Особенности их возраста диктуют другие методы и приемы работы с ними на уроках и во внеурочной деятельности. Понять психологические черты этого возраста, научиться грамотно использовать их для достижения учебных целей - такие задачи стоят перед учителем, работающим в пятом классе. Как преодолеть возникающие трудности, поддержать в ребенке желание учиться, создать комфортный эмоциональный климат? Попробуем вместе найти ответы на эти вопросы...

Возрастные особенности пятиклассников, их использование в работе учителя.
10-11 лет – прекрасный возраст: юные, подвижные, активные в любых делах пятиклассники еще искренне хотят учиться и достигать в учёбе высоких результатов, еще по-детски непосредственны и открыты навстречу взрослому, готовы творить, выдумывать, пробовать новое. 

Классное руководство в 5 классе представляется часто слишком хлопотным, ведь детей приходится во многом опекать, всему учить, закладывать основы школьной жизни, тех правил, с которыми затем они перейдут и в 7-ой, и в 9-ый классы. И в то же время это миссия очень важная и ответственная, потому что именно в это время у маленького человека формируется отношение к учёбе, к требованиям учителя, самооценка, самосознание. И от того, какой человек будет рядом, какой стиль общения будет от него воспринят, зависит очень многое. 

Безусловно, одно из лучших свойств этого возраста – максимализм, стремление к справедливости, повышенное внимание к оценке себя со стороны взрослого. Пятиклассники стремятся заслужить уважение одноклассников и учителей, стремятся быть заметными, яркими. Дети активно берутся за все предлагаемые им дела и проекты, но подчас не доводят начатое до конца, охладевая и теряя интерес. Задача учителя, классного руководителя здесь, на мой взгляд, состоит не только в распределении обязанностей и неослабевающем контроле, но и в постоянной психологической поддержке, частом одобрении хотя бы промежуточных результатов начатого дела. Дети этого возраста вряд ли могут быть способны на долгосрочные проекты, им важно сделать вдохновившее их дело быстро и сразу же получить оценку проделанного.

Учителю, работающему в пятом классе, надо не уставать подхваливать своих подопечных, стараться наладить с ними контакт не только в учебное время и не только в связи с учебной деятельностью. Замечать их настроение, интересоваться  достижениями в спортивных секциях, с кем-то беседовать о домашних питомцах, рассматривая их фотографии – всё это повседневная жизнь учителя, заинтересованного стать другом, человеком, которому доверяют. 

Пятиклассники ценят и по-новому открывают для себя взрослого, который умеет спокойно разбираться в  конфликтных ситуациях, ссорах, где каждый обвиняет другого. Вести разговор наедине или с узкой группой лиц, не повышать тона, объяснять последствия неверных поступков – всё это может сделать умный, тактичный классный руководитель. Школьники при этом понимают, что с ними разговаривают как со взрослыми: спокойно, с позиции разума, оценивая  поступки без унижения их личности, без категоричных обвинений. И это так важно для них, стремящихся стать побыстрее взрослыми! 

Один из способов раскрыть свои таланты, показать знания и общую эрудицию – участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах. Сейчас Интернет предлагает их для школьников и учителей великое множество. Есть те, в которых школьники отвечают на тестовые задания в удобное для себя время, перед экраном домашнего компьютера, а есть те, в которых работа выполняется в классе на специально подготовленных бланках. Опыт участия в подобных мероприятиях убеждает  в том, что подчас ученики, не блистающие знаниями на уроках, превосходно выполняют занимательные, нестандартные задания, предлагаемые  авторами дистанционных конкурсов и олимпиад. А как приятно вложить в собственное портфолио диплом победителя или лауреата всероссийского конкурса или олимпиады, услышать слова поздравления от учителя в присутствии всего класса! Нет сомнений, что это существенно повысит самооценку ученика, заставит его  поверить в свои силы. И учитель, классный руководитель, который сумел заинтересовать детей и стимулировать их к участию в таких мероприятиях, будет впоследствии гордиться их успехами.

Возможности увлекательной, творческой работы с пятиклассниками неисчерпаемы, и учитывая возрастные особенности детей, каждый учитель найдет, конечно, свои методы этой работы и свою тропу, которая приведет его к успеху.


Полный текст материала Статья "Возрастные особенности пятиклассников, их использование в работе учителя" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шумило Надежда Леонидовна  Публикатор
учитель русского языка и литературы, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 13 с углублённым изучением отдельных предметов"
11.11.2016 0 487 53
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0