Статья "Классный руководитель – мастер на все руки"


В статье "Классный руководитель – мастер на все руки" рассматриваются многочисленные обязанности классного руководителя, плюсы и минусы данной работы, причины, по которым человек всё-таки хочет попробовать себя в этой роли.

Не каждый учитель сможет стать по-настоящему классным руководителем, многие это сами понимают и на передовую не рвутся. Действительно, какая выгода в классном руководстве? Материальной точно нет, а о моральной мы ещё поговорим.

По моим наблюдениям, у классного руководителя наблюдается множественное расщепление личности. Так кто же спрятан внутри одного человека, которому решили доверить классное руководство?  

1.В ответе за всё. У классного руководителя ответственности и отчётности в три раза больше, чем у обычного учителя. Сложно привыкнуть и к тому, что вы будете отвечать перед коллегами и завучами за каждый проступок ребёнка. Придётся выслушать много неприятных слов и всё-таки настроиться на позитив. У русских вообще принято мало хвалить и много ругать. Не думаю, что это правильно, потому что осознаю огромную силу слова. Напомню  известные строки из стихотворения Вадима Шефнера «Слова»: 
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Слова поддержки и одобрения  часто действуют гораздо лучше, чем бесконечная критика, пусть и заслуженная.

2.Волшебник. От классного руководителя все ждут чуда, наивно полагая, что он всех своих детей превратит в послушных и безропотно подчиняющихся «стойких оловянных солдатиков». 
Дети тоже ждут от нас чуда, но совсем другого рода. Например, однажды меня попросили остановить снег.

3.Скорая помощь. Классный руководитель должен всё замечать и вовремя приходить на помощь. Это довольно трудно, потому что с некоторыми людьми постоянно что-то происходит. 

4.Дежурный учитель – это почти завуч, а завуч – это почти бог, который несёт педагогическим сотрудникам слово директора школы. У дежурного учителя есть многочисленные обязанности, но нет прав. Он лишён даже права на спокойный утренний сон. Вспоминается такой анекдот:
–Назови домашнего четвероногого друга. 
–Кровать!

Главное в дежурстве – найти для каждого подходящий пост и человека, который будет ходить по школе, собирая мусор и заодно проверяя, все ли на местах. В последний день дежурства чувствуешь себя так, как будто отслужил в армии, зато у вас будет общая радость с детьми.

5.Путешественник. Мы каждый год путешествуем по Нижегородской области и городам России. Совместные путешествия делают коллектив более дружным и сплочённым,  исподволь рождают любовь к тому удивительному краю, в котором мы живём. 

6.Мотиватор. Нужно вести свой коллектив к чему-то хорошему. Это могут быть успехи в учёбе, научной, проектной и любой другой деятельности. Главное, чтобы каждый стремился стать лучше и двигаться вперёд, а для этого самому учителю нельзя останавливаться. Даю себе установку: «Стремиться не только к конечному результату, а всегда быть в процессе».

7.Хранитель памяти. Мне нравится, когда ученики ходят к учителям начальной школы и рассказывают им о своих успехах и о школьной жизни вообще. Это говорит о правильном воспитании. Не зря Каста в известной композиции напоминает: «Не забывай свои корни…». Потом эти же повзрослевшие дети будут приходить к вам, и вы поймёте, что ради таких моментов стоит быть классным руководителем. 

8.Дворник и техничка. Каждый руководитель – мастер уборки территории, кабинетов, мастерских и всех залов: большого, малого и актового. Тут главное – распределить нагрузку и следить за процессом, ученики помогут и даже проявят творческий подход. Например, один мой ученик говорит так: «В спортивном зале надо убираться по-спортивному». Его слова при этом не расходятся с делом: во время уборки  он проявляет чудеса гибкости и ловкости.  

9.Строитель. У классного руководителя есть не только коллектив детей, но и кабинет, который надо поддерживать в хорошем состоянии. Это тоже становится заботой классного руководителя. Хорошо, если найдутся понимающие родители, готовые помочь. 

10.Финансист и бухгалтер. Тут главное, чтобы никто не обвинил в коррупции, в которой у нас обычно виноваты учителя и врачи, а не власть имущие. 

11.Честный человек. Если ученики задают вопрос, надо отвечать предельно честно, фальшь дети сразу чувствуют и перестают верить. Честность нужна не только в словах, но и в эмоциях. Если моя честность кому-то покажется непедагогичной, всё равно предпочту её: лукавить нельзя. Разделяю точку зрения Томаса Джефферсона, у которого есть замечательное высказывание: «Честность – это первый раздел в книге мудрости». 

12.Психолог. По моим наблюдениям, лучше всего в психологии человека разбираются не совсем здоровые люди. Таким был великий писатель Фёдор Михайлович Достоевский, такими являются и классные руководители, у которых от многочисленных обязанностей начинают иногда появляться странности в поведении и провалы в памяти.

Учеников так много!  И к каждому нужно найти подход. То, что подходит для одного, не работает для другого, поэтому надо всегда быть в движении, «бороться и искать, найти и не сдаваться». Кстати, девиз из романа Каверина — это заключительная строка из хрестоматийного стихотворения лорда Теннисона «Улисс». 

13.Артист и юморист. Классный руководитель обязан тренировать чувство юмора своих учеников и своё собственное. Все хвалят безупречный английский юмор, а я уверена, что у русских чувство юмора развито лучше, ведь без него в России не проживёшь.
Ещё для учеников важно, чтобы учитель был с ними «на одной волне». Все мы далеки от идеала, но можем найти общий язык. Важность взаимопонимания подтверждает такой исторический анекдот:
–Кто такой Чапаев? 
–Пpедводитель негpов! 
–Каких негpов? 
–Вы же сказали, что он воевал пpотив белых. 
–Чапаев – пpедводитель кpасных! 
–Там и индейцы были замешаны?

Подведём итог. С каждым коллективом классный руководитель проживает значительный отрезок времени, меняется, когда выпускает один класс и берёт другой. Самое сложное – взять новый класс и принять его со всеми достоинствами и недостатками, но ученики тоже выполняют эту нелёгкую работу, поэтому стоит пойти им навстречу. Если я чего-то требую от учеников, всегда начинаю с себя. 

За семнадцать лет классного руководства я довольно сильно изменилась. На меня повлияли даже не коллеги, которых бесконечно уважаю, а именно ученики. Я лучше поняла себя, свои достоинства и недостатки, что делает меня более терпеливой и уравновешенной, способной пойти на компромисс и принять точку зрения человека, который совсем на меня не похож.

Тяжело ли быть классным руководителем? Очень. Жалею ли я о том, что взяла на себя эти многочисленные разнообразные обязанности? Нет. 
У меня возникает почти материнская гордость, когда смотрю на своих взрослых учеников, на выпускников, которым на прощание  часто говорю: «Мне не важно, какое у вас будет образование, какая профессия, главное, чтобы вы были счастливы,  чтобы всё у вас было хорошо».

Подтверждение своей мысли нашла у американской поэтессы Эллы Вилкокс, которая заметила: «Подлинное величие состоит в том, чтобы быть добрым, но подлинная мудрость заключается в том, чтобы уметь быть счастливым». Успехи учеников доказывают мне правильность выбора жизненного пути и делают по-настоящему счастливой.


Полный текст материала Статья "Классный руководитель – мастер на все руки" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Романова Наталья Алексеевна  Публикатор
15.06.2017 1 1155 47
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
1 ov-li • 13:56, 20.06.2017
Я на стороне учителя и со всем написанным согласна, хотя гордости не испытала, только плакать захотелось... А еще нам понизили оплату за классное руководство.