Статья "О проверке навыка чтения"


О проверке навыка чтения.

Навык чтения это:

  1. Умение понимать содержание читаемого текста, его смысл.

  2. Правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов.

  3. Выразительность - умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого текста.

  4. Способ чтения: он может быть побуквенным и отрывистым, слоговым (способ непродуктивный и нежелательный) и плавное слоговое, слоговое с прочтением сразу целых слов и, наконец, чтение целыми словами и группами слов (как желательные и продуктивные способы чтения).

  5. Темп - определенная, посильная и необременительная для определенного возраста скорость чтения.

Таким образом, навык чтения складывается в целом из двух сторон: смысловой - понимания, уразумения содержания и смысла читаемого и технической – подчинённой первой, обслуживающей её - способом, правильностью и выразительностью чтения.

Главенствующее, ведущее место в комплексе, именуемом «навык чтения, принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается.

Смысловая сторона чтения - это совокупное понимание читающим:

  1. значений большей части слов, употреблённых в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;

  2. содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;

  3. предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);

  4. основного смысла всего содержания текста, т. е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

Техническая сторона чтения, техника чтения, охватывает все другие компоненты навыка чтения - способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинён смысловой стороне, пониманию, служит её более полному выражению.

Темп (скорость чтения) находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения:


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1 полугодие


30-40 слов

50-60 слов

70-80 слов

2 полугодие

25 – 30 слов

40-50 слов

65-75 слов

85-90 слов


Если результат ниже – это сигнал недоработки.

Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, напротив, допускает: а) замены; б) пропуски; в) перестановки; г)добавления ; д) искажения ; е) повторы букв ( звуков ), слогов и слов в читаемом тексте; правильно или ошибочно делает ударения в словах .

Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы ( логико – грамматические, психологические и ритмические - при чтении стихотворений ); делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания ; читать достаточно громко и внятно .

При оценке работы по формированию полноценности навыка чтения у младших школьников желательно в первую очередь обратиться к тому, как отрабатывается этот навык в целом и в каждой из составляющих его сторон. Судить о навыке чтения только по одной какой- либо его стороне (чаще всего в этой роли выступают замеры по скорости чтения) неправильно и неполно.

Окончательное суждение об уровне навыка чтения можно выносить только на основе совокупных данных по каждому из компонентов, при соотнесении данных по смысловой и технической сторонам чтения и учёта ведущей роли первой.

Если случится, что ученик, допустим, читает со скоростью несколько меньшей, чем это предусмотрено программными требованиями, но при этом пользуется продуктивным способом чтения, не делает ошибок в отношении правильности и выразительности, читает осознанно, то, конечно же, общая оценка его чтения может быть только положительной.

При оценке результативности занятий по обучению детей чтению надо непременно учитывать, справляется ли ученик с примерным объёмом материала для самостоятельного чтения, рекомендованного на определённый отрезок времени (неделю, месяц); насколько он понимает и усваивает прочитанное; какое впечатление вынес ребёнок от чтения; что значится в ученическом формуляре школьной библиотеки; какой книгой пополнилась домашняя библиотечка ребёнка.

Таким образом, качество навыка чтения – это не только результат занятий чтением, уроков классного и внеклассного чтения, но и ученического чтения различных текстов на уроках по всем другим учебным дисциплинам: русскому языку, математике, природоведению и т. д. Следовательно, оценку результативности чтения надо производить так, чтобы охватывались все три сферы приобретения детьми умения и навыков чтения – уроки классного чтения, уроки по всем другим предметам начального цикла, внеклассное чтение.

Проверка сформированности умений и навыков чтения в целом относится к числу наиболее сложных, деликатных и крайне трудоёмких процедур. Сложных – потому что требует охвата нескольких сторон в применении навыка чтения и учёта специфики тех текстов, с которыми дети знакомились на уроках чтения, и тех, которые читали на уроках по другим учебным предметам, и, наконец, тех книг, которые должны быть прочитаны детьми самостоятельно. Деликатных – потому что сама процедура проведения проверки требует создания атмосферы доброжелательности и повышенного внимания к каждому ребёнку, исключения всякого рода резких замечаний, одёргивания, повышения голоса и т. п. Трудоёмких – потому что эта процедура сопряжена со значительными затратами сил, времени, с подготовкой места проверки, текстовых материалов разной жанровой принадлежности, измерителей времени - хронометров, секундомеров или часов с секундой стрелкой .

Организационно проверка строится в соответствии с её формой – индивидуальной или фронтальной.

Проверке подвергаются все виды чтения вслух. Проверку чтения про себя, так называемого молчаливого чтения, целесообразно практиковать лишь 2 –3 раза в учебном году.

Процедура итоговой проверки такова:

1. выбирается текст, соответствующий по сложности тем, что помещены в учебнике для данного класса, объём - 1.5 страницы;

2.ученику предлагается начать его читать про себя (чтобы вчитаться и снять возможное напряжение), а с какого-то абзаца перейти на чтение вслух. С этого момента измеряется скорость чтения. Учитель попутно отмечает в своей тетради замеченные ошибки. Если же сразу предложить чтение вслух, то измерение скорости, темпа чтения целеообразно производить в течение 2-х минут: первая минута – это своеобразный этап вхождения в процесс чтения, вторая – это контрольное время;

3. сразу же после окончания чтения задаются 2-3 таких вопроса по содержанию прочитанного, ответы на которые требуют от ученика понимания и предметного плана содержания, и смысла предметного плана, и эти показатели надо считать главными, решающими.

Особое внимание при проверке обращается на способ чтения. Общая оценка, как уже подчёркивалось ранее, должна складываться из совокупных данных по каждому из компонентов. Если, к примеру, ученик прочитал какое – то слово, а затем тут же вновь его повторил, то это едва ли можно отнести к ошибочному чтению. В данном случае подобного рода повтор надо скорее квалифицировать как стремление ученика утвердиться в точности понимания им смысла читаемого.

Отрицательные оценки по чтению не надо выражать в виде такого рода отметок, т. е. плохо, ,,1,, или ,,2,,. В последних случаях надо дать советы по устранению очевидных недостатков в чтении ученика, предложить выполнить индивидуальные задания, а главное, взять, что называется, под контроль такого ученика и разработать для него систему мер по улучшению его чтения.





Полный текст материала Статья "О проверке навыка чтения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Московченко Е. Н.  azbuka45
16.03.2010 1 19327 4357

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК