Статья "О проверке навыка чтения"


Навык чтения это:

  1. Умение понимать содержание читаемого текста, его смысл.
  2. Правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов.
  3. Выразительность - умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого текста.
  4. Способ чтения: он может быть побуквенным и отрывистым, слоговым (способ непродуктивный и нежелательный) и плавное слоговое, слоговое с прочтением сразу целых слов и, наконец, чтение целыми словами и группами слов (как желательные и продуктивные способы чтения).
  5. Темп - определенная, посильная и необременительная для определенного возраста скорость чтения.

Таким образом, навык чтения складывается в целом из двух сторон: смысловой - понимания, уразумения содержания и смысла читаемого и технической – подчинённой первой, обслуживающей её - способом, правильностью и выразительностью чтения.

Главенствующее, ведущее место в комплексе, именуемом «навык чтения, принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается.

Смысловая сторона чтения - это совокупное понимание читающим:

  1. значений большей части слов, употреблённых в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
  2. содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
  3. предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
  4. основного смысла всего содержания текста, т. е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

Техническая сторона чтения, техника чтения, охватывает все другие компоненты навыка чтения - способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинён смысловой стороне, пониманию, служит её более полному выражению.

Темп (скорость чтения) находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения.


Полный текст материала Статья "О проверке навыка чтения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Московченко Е. Н.  azbuka45
-, МОУ СОШ №45 г. Белгорода
16.03.2010 1 14183 3389
Комментировать

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
1 rpfbjb • 13:55, 21.04.2011
СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ