Урок литературы по рассказу Льва Николаевича Толстого "После бала"; 8 класс










Урок литературы в 8 классе

Тема урока: «Высказать правду о душе человека»

(по рассказу Льва Николаевича Толстого «После бала»)





Учителя русского языка

и литературы МОУ Лицея

«Созвездие» №131 г.о. Самара

Рогожниковой Надежды Викторовны



















2010 – 2011 учебный год

Тема урока: «Высказать правду о душе человека» (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»)

Цели урока:

  • Повторить теоретические сведения (жанр рассказа, антитеза);

  • Сравнить главных героев рассказа и полученные сведения отразить в таблице;

  • Определить социально – нравственные проблемы рассказа;

  • Формировать гуманистические чувства детей.



Ход урока:

Эпиграф к уроку: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает.

А я думаю, что всё дело в случае…»

( Л.Н.Толстой, из рассказа

«После бала»)

1. Повторение жанровых особенностей рассказа и рассмотрение композиции произведения, построенного с использованием антитезы.

(Ответы учащихся)

2.Формирование знаний и умений.

- Слово учителя. Известно, что первоначально рассказ назывался по – другому: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…» Почему писатель остановился на названии «После бала»?

(Ответ ученика: события, произошедшие после бала у губернского предводителя, изменили всю дальнейшую жизнь Ивана Васильевича, а именно: он отказался служить в армии да и «любовь к Вареньке сошла на нет».)

- Одним из главных героев является молодой человек Иван Васильевич. Что говорит он о своей молодости друзьям? Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

(Ответ учащегося)

- Давайте понаблюдаем за его поведением на балу и после бала. И сравним с поведением полковника. Полученные результаты отразим в таблице.



Сравнительная характеристика (портрет)


Полковник

Иван Васильевич

На балу

«Красивый, статный, высокий и свежий старик…Лицо очень румяное, с белыми бакенбардами, и та же ласковая, радостная улыбка, как у дочери, была в его блестящих глазах».

«Танцевал я хорошо и был не безобразен.

- Нечего скромничать.- Не то, что не безобразен, а вы были красавец».

После бала

«Это был её отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами».

«Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, я опустил глаза и поторопился уйти домой».



Вывод: внешне полковник после бала не изменился. Он был таким же красивым, стройным и уверенным в себе человеком. Чего нельзя сказать об Иване Васильевиче. Он до такой степени растерялся, что не знал, куда смотреть.

- Теперь сравним чувства, внутренние ощущения наших героев на балу и после бала. Полученные выводы также отразим в таблице.

Сравнительная характеристика (чувства героев)


Полковник

Иван Васильевич

На балу

«Он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвёл её ко мне… Пройдитесь теперь вы с ней, - сказал он, ласково улыбаясь».

«Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое – то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро».

После бала

« - Я тебе помажу,- услыхал я его гневный голос.- Будешь мазать? Будешь?» «Он грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся».

«А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска…»



Вывод: на первый взгляд, изменились оба героя. На балу были счастливыми, любящими и добрыми, а стали злобными и растерянными. Так ли это?

(Ответ учащегося: нет, изменился лишь Иван Васильевич. Он не мог понять поведение полковника. Искренность отца Вареньки больше всего ставит Ивана Васильевича в тупик. Понять, что офицер носил маску доброго человека, а оказался подлецом и злодеем, не составило бы большого труда. Но как понять того, кто искренне добр в одной обстановке и искренне зол – в другой? «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, - размышлял Иван Васильевич.

А вот полковник не изменился. Он, несомненно, верит в необходимость жестокой расправы с тем, кто преступил закон.)

- Слово учителя: сделайте выводы в результате проведённого по тексту сравнения.

(Ответы учащихся)

- Запись выводов:

  • Полковник – это «воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки», уверенный в том, что «надо всё делать по закону».

  • Иван Васильевич – не поняв, чем объяснить такую неоправданную жестокость со стороны полковника, отказался поступать «в военную службу». Отказавшись от службы, он делает свой нравственный выбор.

3. Применение полученных знаний и умений.

- Слово учителя. У писателя был первоначальный вариант этого рассказа.

Сравните черновой и окончательный варианты концовки рассказа и ответьте на вопрос: почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?

Черновой вариант рассказа

« Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое же твёрдое сознание своего долга, как у полковника. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».

Окончательный вариант рассказа

« Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимыми, то, стало быть, они знали что – то такое, чего я не знал,»- думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде…»

( Ответ учащегося. В окончательном варианте сильнее выражено чувство ответственности героя за несправедливость, царящую в мире.)

- Слово учителя. Приняв решение не служить нигде, Иван Васильевич делает свой нравственный выбор. Он не хочет быть таким же жестоким, как полковник. В этой концовке рассказа выражена позиция писателя: человек должен самосовершенствоваться – тогда изменится и мир вокруг тебя.

Толстой был обеспокоен тем, что в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Поэтому Иван Васильевич, чтобы сохранить душу, делает свой выбор.

Наверное, и вам приходилось в своей жизни делать выбор. Расскажите о нём.

(Ответы учащихся)

- Слово учителя. В завершение нашего разговора попробуйте сформулировать проблемы, которые ставит в своём рассказе Л.Н.Толстой.

Запишите социально – нравственные проблемы:

  • Проблема добра и зла: писатель не только показывает сочетание добрых и злых порывов в душе полковника, но и разоблачает социальные условия, искажающие натуру человека;

  • Проблема нравственного выбора человека;

  • Проблема ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе.

- Слово учителя. На рубеже двух веков Лев Николаевич Толстой создаёт целый ряд произведений, разных по тематике, жанру и стилю. Они объединяются «вечными» нравственными проблемами гражданской ответственности, социальной справедливости, человеческого счастья, совести, добра.

Дополните слова Л.Н.Толстого о смысле жизни.

« Смысл жизни в служении_______(себе, людям). Жить для одного себя_____ (можно, нельзя). Это духовная _____(жизнь, смерть). Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в себе _____ (любви, ненависти, добра, зла)».

4. Домашнее задание: написать эссе по теме «Случай, изменивший мою жизнь».





Источники


1.Г.И. Беленький. Методические советы к учебнику. Литература. 8 класс, М, 2009

2. Сергеенко П. " Как живет и работает гр. Л.Н. Толстой",М, 1959


3. Танеев С.И. "Личность, творчество, документы его жизни", М, 1989


Полный текст материала Урок литературы по рассказу Льва Николаевича Толстого "После бала"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рогожникова Надежда Викторовна  НадеждаРогожникова
08.12.2010 8 55932 2532

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 8
avatar
8 TWISTER • 18:18, 27.05.2011
Спасибо
avatar
7 Гервеви • 19:04, 31.03.2011
Спасибо за интересный материал!!!!!!!!!!
avatar
6 Ane1ta • 23:03, 21.03.2011
спасибо за хороший материал!
avatar
5 Лев7368 • 22:52, 26.12.2010
Спасибо за интересный урок.
avatar
4 0055 • 20:58, 20.12.2010
elizaveta
Урок методически построен правильно. Используя методы сравнения, учитель добивается поставленной цели. Автор обращает особое внимание детей на затронутые писателем социально-нравственные проблемы.
avatar
3 tsergeeva1979 • 15:36, 17.12.2010
очень интересный урок. спасибо.
avatar
2 alina900044 • 12:21, 13.12.2010
урок хороший, но может можно было бы добавить работу в группах, тестирование?
avatar
1 shnuro4ek • 16:23, 10.12.2010
№798