Статья "Проекты на классных часах"


Герасимова Людмила Аркадьевна

МБОУ Старо-Челнинская сош Нурлатского района Р Т

учитель начальных классов



Статья «Использование проектной деятельности в начальных классах»

Из опыта работы.


«Мыслители говорят: яйцо соловья несёт в эмбрионе певца, но песнь зазвучит после действия жизни. В каждом ребёнке образ творца, но нужен творцу соработник, который проявит этот образ. Ребёнок не в состоянии выявить и раскрыть свой образ. Нужны соратники творца – родители, учителя, воспитатели»

Ш.А. Амонашвили

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионального педагога, т.е. профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования. Именно поэтому в настоящее время повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Уже сам выбор профессии говорит о многом - мы влюблены в процесс учения, поэтому мы учителя. Для эффективной работы учитель должен владеть не только знанием собственного предмета, методиками его преподавания психологией и педагогикой, но и иметь общий высокий уровень культуры, знать основы мониторинга, обладать высокой эрудицией. Одних только курсов повышения квалификации недостаточно для того, чтобы идти в ногу со временем. Что для этого нужно? Я считаю, в первую очередь, желание заниматься самообразованием.

В чём заключается суть самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Веяние времени таково, что имидж современного учителя немыслим без использования инновационных технологий.

Могут ли младшие школьники успешно и результативно заниматься исследовательской деятельностью? Да могут. Дети по природе своей исследователи. Одна из главных задач начальной школы – заложить потенциал обогащённого развития личности ребёнка. В своей педагогической практике я успешно применяю исследовательскую деятельность. Поэтому, я выбрала для себя тему самообразования «Использование исследовательской деятельности во внеурочное время».

Ребёнку, когда он стоит на пороге неизведанного, всё интересно, он позитивно реагирует на новые элементы окружающего мира, исследуя их, он обязательно попытается что-то произвести сам. Вот здесь как раз нужен взрослый – помощник и советчик. Ничто не мешает учителю применить элементы научного исследования на уроках и внеклассных мероприятиях. «Нельзя только вкладывать в голову ребёнка определённую сумму знаний. Знания, добытые методом исследовательского поиска, долговечны, «выстраданы».

Чем же привлекает эта форма деятельности?

Во-первых, современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов реализации идеи индивидуального подхода в условиях массовости образования.

Во-вторых, в проектной деятельности могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности.

Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час.

Каждый классный руководитель имеет свои традиции в воспитательной работе. Изменяется жизнь – классные часы, как одна из форм воспитательной деятельности, как живой организм, тоже развиваются.

В моей практике стали традиционными классные часы - проекты посвящённые следующим праздникам:

День Пожилого человека;

День Семьи;

День Матери;

День Защитников Отечества.

-День Земли.

Из года в год меняю форму проведения классных часов. К 4 классу мои учащиеся уже умеют работать над проектами. Учащиеся моего класса решили подготовить проекты к вышеназванным праздникам. Каждый праздник завершается чаепитием за праздничным столом.

Подготовка к классным часам посвящённым Дню Пожилого человека, Дню Семьи, Дню Матери, Дню Защитников Отечества начинается за 2-3 недели до праздника. Каждый учащийся работает самостоятельно. По мере необходимости каждому ребёнку помогаю и консультирую. Родители являются первыми помощниками при выполнении проектов. Они помогают в сборе информации и оформлении. В качестве примера хочу познакомить со схемой проекта «Я с бабушкой дружу».


Схема проекта «Я с бабушкой дружу».

1. Проблема.

С 1 по 10 октября в России проводится декада пожилых людей. На классном часе я хочу рассказать о своей бабушке, чтобы все мои одноклассники узнали о ней.

2. Цель проекта:

  • Узнать и рассказать одноклассникам о бабушке.

3. Методы исследования:

  • подумать самостоятельно;

  • спросить у мамы;

  • проконсультироваться с папой;

  • поговорить с бабушкой;

  • провести анкетирование.

Информация о бабушке состоит из следующих пунктов

  1. Моя бабушка (Ф.И.О. Дата рождения. Созвездие. Имя означает.)

  2. Анкета (любимая песня, игра и т.д.).

  3. Сочинение «Лучшая на свете бабуля».

  4. Фотография.

  5. Портрет бабушки (нарисовать).

  6. Говорят у бабушки руки золотые (обвести бабушкину руку).

  7. Любимая песня (записать текст).

  8. Пожелание бабушке.

  9. Интересный случай из жизни (записать кратко).

  10. Выводы. Работая над проектом, я узнал (а).

Каждый учащийся свой проект оформляет в файловую папку. По мере возможности дети готовят презентацию.

На классном часе в праздничной обстановке проходит защита проектов в присутствии бабушек.

Классные часы - проекты способствуют воспитанию у учащихся чувства любви и уважения к родным и близким людям, учатся «строить» дружеские «мосты» между детским и пожилым сообществами.

При проведении такого классного часа учитываю все основные компоненты.

Целевой. Развитие индивидуальности, субъективности и креативности ребёнка.

Содержательный. Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для становления самостоятельности, самореализации и самоутверждения личности ребенка.

Организационно-деятельностный. Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие его индивидуальности.

Оценочно-аналитический. В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают: проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

Ежегодно планирую проведение экологических классных часов. Деревья играют большую роль в жизни человека. Они окружают нас постоянно. В 3-4 классах в качестве фенологических наблюдений выбрали дерево. Учащиеся проводят исследования во все времена года. Подготовка такого проекта продолжается в течение 1 года. Защита проекта «Моё любимое дерево» назначается на День Земли. Также за разработку этого проекта я награждена Дипломом первой степени во Всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации -2010 г».

Моя ученица Каткова Дарья участвовала во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио». В 2008 -09 учебном году – «Белый снег пушистый»,2009- 2010 году – «Герой Советского Союза – мой земляк».

В приобщении детей к исследовательской деятельности я нацелена не на результат, а на процесс. Главное заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.






Источники

  1. Материалы II Республиканского семинара «Организация научно-исследовательской деятельности школьников». Нижнекамск, 2009 г.

  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9

  3. Борзенко В.И., Обухов А.С. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности – М.: Народное образование, 2001. – с. 80-87.






Полный текст материала Статья "Проекты на классных часах" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Герасимова Людмила Аркадьевна  Людмила8050
05.01.2011 1 2731 631

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
1 KsanaYurievna • 12:23, 24.03.2011
огромное спасибо Людмила Аркадьевна за интересный материал! я сама очень люблю заниматься проектами, поэтому везде их использую. но боялась это делать в начальной школе. теперь, посмотрев на ваш опыт, обязательно этим займусь!