"У всех на виду твоё имя, Учитель", 1-4 классы


Тема: "У всех на виду твоё имя, Учитель!"
Цель: сформировать у учащихся представление о профессии учителя. Повысить престиж профессии учителя.
Оформление: тема классного часа (на доске или слайде), высказывания великих людей об учителе, детские сочинения «Учительница первая моя», «Мои близкие учителя», мультимедийная презентация.

Ход классного часа

Учитель: - С древних времён люди занимались охотой, собирательством, строили укрытия для жилья, добывали огонь и готовили пищу, шили одежду из шкур диких животных. Все свои умения они передавали из поколения в поколении. Так передались умения от деда к внуку, от отца к сыну, от матери к дочери. (слайд 1-2)
Ученица:
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь.
И каждый выбирал дорогу,
И каждый выбирал свой путь.
О тех же, кто был рядом с нами,
Кто нас учил и наставлял,
Поговорим сегодня с вами.
Честь отдадим учителям!
Учитель: - Ребята, 2010 год объявлен Президентом Российской Федерации годом Учителя. Как вы думаете, почему именно этой профессии посвящен целый год? (слайд 3)
(Дети отвечают на вопрос)
Учитель: - А что обозначает слово «профессия»?
Учитель: - Спасибо вам всем. А теперь давайте послушаем, какое дано определение этому понятию в Большой Российской Энциклопедии. «Профессия – род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять определенный вид работ. лат. Professio – объявляю своим делом». Объявляю своим делом! (слайд 4)
Учитель: - А как вы думаете, что обозначает слово «Учитель»? Человек, выбравший профессию учитель, не просто объявил это дело своим, но вложил в это дело свою душу. Ребята, как вы думаете, что обозначает выражение «вложить свою душу в какое-либо дело»?
Учитель: - А сейчас мы узнаем: откуда к нам пришла профессия учитель
У истоков учительства
(рассказ учеников)
(слайд 5-8)
1. Профессия педагога - одна из наиболее древних в мире. Ещё в архаичном доклассовом обществе выделялись люди, которые присматривали за детьми. Поначалу это были члены общины, которые не могли выполнять основную работу наравне с другими: чаще всего старики. Они обладали знаниями и опытом, могли научить детей способам выживания в трудных условиях. Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми успехами в общении и обучении детей. Прошло довольно много времени, прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности.
2. Слово "педагог" известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.
Первый "Лицей" (или Ликей) был создан в Афинах более двух тысячелетий назад. Возможно тогда и появилась профессия учителя. Наряду с Лицеем немногим раньше появился знаменитый Гимнасий - школа физического совершенства. Ликей же стал школой мысли, духа.
В древнегреческом языке есть слово "схоле" (досуг, отдых), от которого и произошло слово "школа". Греки считали, что человек отдыхает, когда чем-то занят. Надо отметить, что афиняне любили поговорить, а главное, умели это делать: обучение в афинских школах в основном было устным.
Ученик:
Учительское Сердце… Ну, с чем его сравнить?
С Галактикой космической, которой нет границ?
А может с Солнцем ярким, что дарит людям свет?
С пучиною морскою, что дремлет сотни лет?
Нет, сравнивать не будем! А скажем мы: "Стучи!
Учительское Сердце – НАДЕЙСЯ, ВЕРЬ ЛЮБИ!”
Средние века
(рассказ учеников)
(слайд 9 – 10)
1. В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. Ученики впоследствии становились монахами-писцами при монастырях. Также грамотных монахов приглашали в богатые частные дома для обучения детей. В средневековой Европе в монастыри брали тех, кто мог платить деньги за обучение. Зачастую детей из обнищавших дворянских семей выгоняли из школ, и грамота становилась все более доступной для зажиточных крестьян. На Руси при монастырях также открывались школы, правда, поначалу исключительно для мальчиков.
2. Немного позже возможность учиться появилась и у девушек. Они получали образование в женских монастырях. В XVII веке в России был открыт институт благородных девиц. Здесь за девушками присматривала классная дама. Она же следила за дисциплиной. Девушку могли счесть нескромной, если при встрече с братом, в порыве радости, она бросалась ему на шею. Об этих и других правилах поведения юных девушек просвещала строгая, но справедливая классная дама. Позднее состоятельные семьи стали нанимать гувернанток. Особенно популярны были немки и француженки.
3. С появлением массовой школы в Европе значимость педагогической профессии резко возросло. Знания требовались уже не отдельным личностям, а большому количеству людей. Возникла необходимость обучать одновременно много учеников. Профессия педагога стала самостоятельной. Знания, которые нужно усвоить ученикам, разнообразные. Теперь учитель уже не в состоянии справиться в одиночку, педагогическая деятельность приобретает коллективный характер.
Ученик:
Мы замечаем не всегда,
Как много нам забот
И терпеливого труда
Учитель отдает.
С едва заметной сединой
На темно-русой прядке
Стоит она перед тобой,
Сложив стопой тетрадки.
И любишь ты, как он, как я,
Ее - и скажем прямо:
Она - вторая мать твоя.
А кто дороже мамы?

Российское учительство
(рассказ учеников)
(слайд 11)
1. Издавна авторитет учителя в России был очень высок. Первоначально учителей-гувернеров приглашали из-за рубежа. Но в это же время широкое народное образование только зарождалось. Человек, умеющий читать и писать, был уважаем и почитаем. Затем, когда открылись земские школы, учителя ценою своих сил, невероятной работой вывели народ из тьмы невежества.
Из истории известно, сколько тягот приходилось переживать учителям, особенно сельским. Они подвергались гонениям, испытывали нужду. Но свет знаний, который они несли детям и взрослым, с каждым годом был все ярче. Именно к учителям тянулись и сельчане, и жители городов послереволюционной России. Именно они боролись с народной неграмотностью в послевоенные годы.
2. Возникновение российского учительства во многом повлияло на возникновение особой социальной прослойки в обществе - русской интеллигенции. Благодаря им, началось развитие национальных языков в России, в том числе письменности, литературы; сформировались нравственные нормы общения людей; приобщение к своей национальной культуре и проникновение в культуру других народов.
Ученик:
(слайд 12)
Ты помнишь, было вокруг
Море цветов и звуков.
Из теплых маминых рук
Учитель взял твою руку.
Он ввел тебя в первый класс
Торжественно и почтительно.
Твоя рука и сейчас
В руке твоего учителя.
Желтеют страницы книг,
Меняют названия реки,
Но ты его ученик:
Тогда, сейчас и навеки.
Учитель: - Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, который выбрал профессию учитель?
Учитель: Сколько важных качеств вы перечислили! Да, учитель любит детей, добрый, справедливый, требовательный и т.д.
Ученица:
Учительство - не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Учительство - когда в глазах холодных
Зажжется понимания заря,
И ты поймешь: старался не бесплодно
И знания разбрасывал не зря.
Осыпанный цветным дождем букетов
И озаренный блеском сотен глаз,
Прими, учитель, не слова привета,
А часть души от благодарных нас!

Учитель:- Профессия учителя очень сложная, она требует от человека много терпения и понимания. В основном она состоит из нелегких, но интересных будней. Если бы не было учителя, не было бы ни президента, ни врача, ни шахтёра, ни водителя. Всё начинается со школьного порога, с первого учителя.
Ученик:
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!
Учитель: - Современные учителя, бесспорно, отличаются от учителей прошлого. Каковы они, сегодняшние учителя? Никто не охарактеризует их лучше, чем те, с кем они проводят большую часть своей жизни. Послушаем, что говорят о своей учительницы ученики. (слайд 13)
«… Светлана Вадимовна стала для меня настоящим старшим другом. Я очень рада, что моим первым учителем стала именно она. Пусть повезёт не только мне, но и другим детям, которые придут учиться в мою школу к моей учительнице.» Н.Артёмова
«… С первых дней Светлана Вадимовна стала опекать, учить писать и читать. К каждому из нас она нашла подход. Ведь мы такие разные. … Мы её очень сильно любим. Вот такая первая учительница.» И. Русаков
«… На следующий год мы все перейдём в пятый класс. От той мысли, что через год мы расстанемся со Светланой Вадимовной, мне становится очень грустно…» В. Комарова
«У каждого человека был первый звонок и первый урок, и первая учительница. И я очень благодарен Светлане Вадимовне за её интересные уроки, за её умение организовать нас. Создать дружный коллектив.» В. Блохин
Ученик:
Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты школьной семье посвящаешь,
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.
Любимый учитель, родной человек,
Будь самым счастливым на свете,
Хоть трудно порой достаются тебе
Твои непослушные дети.
Ты дружбой и знаньями нас наградил,
Прими благодарности наши!
Мы помним, как в люди ты нас выводил
Из робких смешных первоклашек.
Учитель: - У ваших одноклассников в семьях тоже есть учителя – мамы, бабушки, дедушки, тети. Послушаем о них (слайд 14)
«Среди моих родственников много учителей: биологии, русского языка и литературы, французского, английского и немецкого языков. А моя мама - учитель начальных классов. Её зовут Ия Владимировна. Уже 20 лет она учит детей читать, писать и решать задачи… Мне кажется, что она знает всё на свете. Я очень люблю свою маму.» Р. Садиков
«Моя бабушка – Галина Ивановна, проработала преподавателем в техникуме пищевой промышленности 13 лет… Прошло много лет, бабушкины ученики поздравляют её со всеми праздниками вспоминают с большой радостью учебные годы.» И. Кустов
«Мой прадед – учитель. Мой прадед во время войны преподавал в железнодорожном техникуме электромеханику. Его ученики очень любили. Они с благодарностью вспоминают его уроки…» Д. Попова
«Моя бабушка заслуженный учитель Южной Осетии. Она проработала в школе 45 лет. … До сих пор, бывшие бабушкины ученики очень тепло о ней отзываются. А многие говорят, что к книгам их пристрастила моя бабушка.» Т. Дзеранов
«… В мою жизнь вошли отличные учителя-тренеры, которые повели меня по дороге спорта. Моими первыми учителями были: Малина Диана Александровна и Феофанов Владимир Николаевич. … Мои учителя-тренеры привили мне упорство, дружбу, понимание, уверенность в себе, трудолюбие, стремление к победе…» А. Назаров
«Я хожу на лёгкую атлетику. Мой тренер – Осипова Наталья Андреевна. Она нас учит спорту и готовит к соревнованиям. Она моя первая учительница в спорте. Благодаря её наставлениям, я улучшил свои результаты в беге и прыжках в длину и в высоту.» С. Сахно
Ученики:
Какое прекрасное слово «учитель»!
Ваятель любви, человеческих душ,
Наставник семьи и державы строитель…
Учитель всегда и везде на виду.

Учитель! Как бесценно имя это
Среди богатой россыпи сердец!
Учитель! Это имя чище света.
Он – мой отец, духовный мой отец.
Склонял он надо мной виски седые
И мир, учил, как надо понимать,
И под его диктовку я впервые
Два слова вывел: «Родина» и «мать».

Учитель нас встречает на пороге,
Когда еще мы малыши.
Указывает все пути – дороги
Той жизни, по которой нам идти.

Учитель всех моложе на планете,
Хоть голова его порой бела:
Его седины – мудрости приметы,
Поймет, расценит каждого слова.

И все же устает он от работы.
Когда мы, дети, целый класс,
Накладываем горести, печали и заботы
На зеркало его прекрасных глаз.
Учитель: - В нашей школе работает 19 учителей начальных классов. И все они берут маленьких несмышленых малышей и 4 года ведут их по дороге Знаний. (слайд 15)
Ученики:
От первого за партой часа,
В канун ребячьих одиссей,
Учителя начальных классов
Кладут начало жизни всей.
Нам по судьбе идти вьюнками,
Не зная будущих времен,
И навык быть учениками
В четыре класса умещен.

От образцов чистописанья –
С любым характером в ладу
Привычка добрая к старанью
И ежедневному труду,
От исправления ошибок –
Почин работы над собой;
И всякий раз летит «спасибо»,
Где у доски – учитель мой.

Его копеечною мздою
Достойно здравствовать нельзя;
Не заросла бы лебедою
Неблагодарная стезя,
Но в мерном четвертей круженьи,
Умом, и сердцем, и душой
Он – кормчий верного движенья
Из милой сказки – в путь большой.

И станут научаться детки,
Как просто – жить, друзей любя,
Как – просто жить, свои отметки
Не примеряя на себя.
От первого за партой часа,
От первой буквы, от нуля
Учителя начальных классов –
Всех наших лет учителя!
Учитель: - Среди учителей начальных классов есть заслуженные учителя, «Почетные работники образования». (слайд 16)
Ученица:
Обучать - нелегкая задача,
Научить - задачка посложней.
Только тот учитель настоящий,
Кто легко справляется и с ней.
Он, конечно, без сомненья мастер.
Он, конечно, чудо-педагог!
Тот, кто не приемлет лжи и фальши,
Тот, кто в жизни каждому помог.
В нем живет так много разных судеб,
А эмоций - просто миллион!
Потому, играя и рискуя,
В класс заходит как по трапу он.

И ведет как штурман корабельный
Свой фрегат по знания волнам,
Царствует легко и безраздельно
Он наперекор судьбы ветрам.
Он наук известных всех ревнитель,
В его сердце целый мир живет.
Он простой, российский наш учитель,
Заслуживший славу и почет!
Учитель: - На этом наш урок, посвящённый самой почётной профессии «Педагог» подходит к концу. В заключении хочется сказать спасибо всем учителям и обратиться к вам дорогие наши ученики: (слайд 17)
Не смейте забывать Учителей!
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать Учителей!


Полный текст материала "У всех на виду твоё имя, Учитель", 1-4 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ярополова Светлана Вадимовна  Svet@
учитель начальных классов, МОУ "СОШ № 93" г. Кемерово
07.01.2011 5 13051 1336
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 5
avatar
5 суперскаямамуля • 22:41, 23.08.2011
материал хороший , интересный, можно использовать и в коррекционных классах VIII вида, но только конечно подкорректироват. я бы посоветовала в презентации убрать флоги России, фон - флаг и еще рядом 2 флага, уж очень много, и некоторые анимации надо изменить...для глаз трудно смотреть.
avatar
4 Лоран • 16:57, 03.02.2011
Умница.Материал понравился.
avatar
3 shnuro4ek • 00:07, 14.01.2011
968
avatar
Презентация весила более 11 Мегабайт! Это очень много для презентации с рисунками такого качества. Я выполнила сжатие рисунков и удалила фотографии учителей вашей школы. Уверена, что эти фотографии интересны только ученикам вашей школы. Размер разработки уменьшился в 3 раза.
avatar
2 Svet@ • 18:02, 08.01.2011
Большое спасибо за корректировку моего материала.В следующих разработках постараюсь придерживаться правилам оформления презентации.