Статья «Самоопределение и профессиональная ориентация»


МОДУЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ «Самоопределение и профессиональная ориентация»

  1. Предмет профориентологии а. профессия б. человек в. профессионально обусловленные закономерности и механизмы взаимосвязи человека с миром профессий (1 балл)

2. Профессиональная ориентация это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических  мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности. (3 балла)

3. Перечислите основные аспекты, которые необходимы при выборе профессии «хочу», «могу», «надо». (2 балла)

4. Что это? А. род трудовой деятельности человека, занятий, требующий определенной подготовки профессия.

Б.комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности специальность. (2 балла)

5. Напишите основные принципы профессиональной ориентации:

Принцип сознательности  в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

       Принцип соответствия выбираемой профессииинтересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. 

Принцип активности в выборе профессиихарактеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. 

Принцип развития - отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.

В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных (и во многом пересекающимися) с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы:
       * Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.
       * Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников –это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности;

              * Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс

       * Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности;

       * воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового. Экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания;

       * взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы - принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.

       * дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять их средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода;

       * оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, утверждающих необходимость использования разных форм, отхода от традиционно используемых одних только массовых форм, усиление внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы;

       * соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации

(3 балла)

6. Укажите основные направления профориентационной работы

Профессиональное информирование  — ознакомление с современным состоянием рынка труда и производства, потребностями в квалифицированных кадрах, рынком профессий и др.;

Профессиональное консультирование — оказание помощи учащемуся в осознанном выборе профессионального пути с учётом его психологических особенностей и потребностей общества;

Профессиональный подбор — предоставление рекомендаций, основанных на результатах психологической, психофизиологической и медицинской диагностики, по поводу выбора профессии;

Профессиональный отбор — определение уровня профпригодности человека к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями;

Профессиональная, производственная и социальная адаптация — меры, направленные на формирование социальных и профессиональных качеств работника.

(3 балла)

7. Первое посредническое учреждение, занимающееся профессиональным отбором, консультированием и наймом возникло а. в Англии в 1901г., б. в Париже в 1886г. г. В Америке в 1890г. (1 балл)

8. Что такое МОТ? Когда и с какой целью была создана МОТ?

Международная организация труда (МОТангл. International Labour Organization, ILO) — специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2012 год участниками МОТ являются 185 государств. С 1920 года штаб-квартира Организации — Международного бюро труда, находится в Женеве. В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

Международная организация труда была создана в 1919 году на основании Версальского мирного договора в качестве структурного подразделения Лиги Наций. Она была основана по инициативе и при активном участии западной социал-демократии. Устав МОТ был разработан Комиссией по труду мирной конференции и стал частью XIII Версальского договора

(2 балла)

9. Чья теория основана на утверждении соотнесения характеристик человека с профессией? Дж. Холланд (1 балл)

10. Укажите, что это за тип самоопределения

А. Для данного типа самоопределения характерна избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретно выбранной профессии.

Б. Данный тип самоопределения предполагает смену различных трудовых постов

В. Данный тип самоопределения предполагает, что работник может выполнять близкие и смежные виды трудовой деятельности

Г. Выбор образа жизни

Д. Высшее проявление жизненного самоопределения, когда человек становится хозяином ситуации

(выберите и укажите букву и соответствующий тип самоопределения: самоопределение на уровне конкретной специальности (Б), личностное самоопределение (Д), самоопределение в профессии (В), профессиональное самоопределение (А), жизненное самоопределение (Г)) (3 балла)

11. Напишите «формулу профессии» биолог, педагог, дизайнер интерьера

Биолог – П И Р3М2 БМ

Педагог – Ч П2Г3 РФ МБ

Дизайнер интерьера - ТХ П РФ БМ

(3 балла)

12. Профессиограмма это краткое описание профессии с упором на психологические качества работника (психограмма и трудограмма). По научному —это «обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области». Другими словами — некий трафарет, по которому можно отбирать работников на вакантные рабочие места. (2 балл)

13. Что такое ЛПП? Автор ЛПП. С какой целью используется ЛПП?

Личная профессиональная перспектива: данная схема является попыткой конкретизировать понятие «профессиональное самоопределение», перейти от общих рассуждений к такому варианту, который можно было бы использовать и в практической работе, и при разработке новых методов профориентации. В основу данной ЛПП положена схема, предложенная Е.А. Климовым, только существенно дополненная ценностно-смысловыми компонентами. (3 балла)

14. Что, по мнению Н.С. Пряжникова, является сутью профессионального самоопределения: а. нахождение интереса в профессии, б нахождение личностного смысла в выбираемой и выполняемой трудовой деятельности в. определение своих приоритетов при выборе профессии. (1 балл)

15. Основная цель психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся:

Оказыание ппомощи в осознании своих способностей и стремлений 
(3 балла)

Максимум 30 баллов. Проходной балл более 20 б.


 


Полный текст материала Статья «Самоопределение и профессиональная ориентация» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Георгиенко Марина Александровна  marishkageorgienko91
28.10.2018 0 132 9

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0