Методическая разработка урока русского языка с использованием ИКТ по теме: «Буквы А и О на конце наречий»; 7 класс

Методическая разработка урока русского языка с использованием ИКТ по теме: «Буквы А и О на конце наречий»; 7 класс

Правописание наречий – один из наиболее сложных разделов орфографии. Данный урок знакомит учащихся с правилом написания наречий. В ходе занятия рассматривается правило выбора суффиксов О/А на конце наречий, формируются навыки его применения.

Цели: познакомить учащихся с условиями выбора и написания букв А и О на конце наречий с приставками, сформировать умение находить наречия на изученную орфограмму и правильно их писать.
Задачи: 
обучающие:

  • познакомить учащихся с орфограммой «Буква О и А на конце наречий»;
  • научить применять её на практике;
  • расширить знания о способах образования наречий;
  • углубить представление об использовании наречий в языке;

развивающие:

  • развивать память, внимание, воображение;
  • развивать способность логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, формулировать высказывания;

воспитательные:

  • воспитывать познавательный интерес;
  • прививать навыки самостоятельного овладения знаниями;
  • воспитывать культуру общения и поведения;
  • воспитывать уважительное отношение к языку.

Формат проведения: очный, с применением ИКТ.
Технология:

  • дифференцированное обучение;
  • информационно-коммуникативные технологии.

Оборудование:

  • настольный компьютер;
  • планшетный компьютер;
  • проектор.

Используемые материалы:

  • М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. «Русский язык. 7 класс»;
  • раздаточный материал (карточки с морфемами, карточки с заданиями);
  • слайдовая презентация.

Аннотация к уроку:
Правописание наречий – один из наиболее сложных разделов орфографии. Данный урок знакомит учащихся с правилом написания наречий. В ходе занятия рассматривается правило выбора суффиксов О/А на конце наречий, формируются навыки его применения. Для оптимизации процесса обучения используются ИКТ. Визуальный материал способствует лучшему восприятию знаний учащимися, формирует навыки самостоятельной работы и самопроверки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, настраивает их на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку.

 

Учащиеся приветствую учителя, проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация знаний. Блиц-опрос.

1. Слово учителя:

«Сегодня мы продолжаем изучать такую важную и сложную тему, как наречия. Но прежде чем мы перейдём к новому материалу, давайте в форме блиц-опроса вспомним всё, что мы знаем об этой части речи».

2. Демонстрируется слайд №1 с вопросами.Учитель задаёт вопросы.

3. Особое внимание акцентируется на последнем вопросе.

Слово учителя:

«Какие способы образования наречий вы знаете?

От каких частей речи образуются наречия?

С помощью каких морфем?

Какой способ, на ваш взгляд, самый продуктивный?»

4. Демонстрируется слайд №2.

Учащиеся отвечают на вопросы, вспоминают изученное о наречиях, называют способы образования наречий, приводят примеры.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задачурока.

1. Работа с карточками. Учитель раздаёт карточки с морфемами и даёт задание:

- составить из них слова;

- определить морфемный состав наречий;

- распределить их на две группы;

- постараться увидетьзакономерность деления их на группы.

2. Слово учителя: «Какие слова у вас получились? Давайте проверим». Демонстрируется слайд №3.

«В чём была основная трудность в составлении слов? Очевидно, в выборе суффиксов -О и -А на конце наречий. Действительно, чтобы правильно написать наречия с суффиксами -О и -А на конце, нужно знать определённое правило. Именно ему будет посвящён наш урок. Подводя итог нашей вступительной беседы, сформулируем тему и цель сегодняшнего урока.

Итак, тема урока – «Буквы -А и-О на конце наречий», а цель – научиться правильно писать эти наречия. Откройте тетради, запишите число, «классная работа» и тему.

1. Учащиеся конструируют слова, сообщают о возникших трудностях.

 

 

 

 

 

2. Учащиеся формулируют тему урока и записывают её в тетрадь.

4. Усвоение новых знаний.

1. Слово учителя: «Запишите в тетради в два столбика образованные вами наречия. Выделите в них приставки и суффиксы. Какую закономерность в употреблении суффиксов -О и -А вы заметили?Сформулируйте правило выбора суффиксов -О и -А в наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом».

2. Учитель демострирует слайд №4, где в форме таблицы сформулировано правило.Особое внимание обращает на наречия, образованные суффиксальным способом.

Ученики выполняют задания,  находят закономерность, выводят правило.

5. Первичное закрепление.

1. Учитель делит учеников на две группы и даёт задание: первая группа образует наречия с помощью приставок и суффикса -О, а вторая группа – с помощью приставок и суффикса -А.

Задание демонстрируется на слайде №5.

2. Слово учителя: «Ребята, вам, наверное, нелегко было без подглядывания в табличку с правилом выполнить это задание. Путались приставки, суффиксы. Но есть один ключик, который поможет нам легко запомнить правило выбора суффиксов -О и -А в наречиях. Этот ключ – слово«окно».

Учитель демонстрирует слайд №6.

3. Работа с учебником. Учитель обращает внимание на правило выбора суффикса наречия в зависимости от способа его образования.

 

 

4. Творческая работа.Учитель предлагает выполнить задание, размещённое на слайде №7. После выполнения учащимися задания на слайде с заданием появляются правильные ответы.

1. Учащиеся выполняют задание в тетрадях.

Разделившись на пары, учащиеся осуществляют взаимопроверку.

2. Учащиеся с удивлением обнаруживают, насколько просто и легко можно запомнить правило с использованием волшебного слова.

 

3. Учащиеся заполняют таблицу из упражнения №245, ещё раз формулируют правило.

4. Учащиеся выполняют работу и сверяют свои ответы с изображенными на слайде.

6. Самостоятельная работа.

Учитель раздаёт карточки с заданиями.

Карточка №1.

Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Объясните правописание. Определите способ образования наречия.

Карточка №2, карточка №3.

Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму.

Каждый учащийся выполняет своё задание.

7. Рефлексия. Подведение итогов и оценка работы учащихся.

1. Слово учителя: «Давайте подведём итог сегодняшнего урока. Какие цели и задачи каждый из вас ставил перед собой в начале урока? Что нового вы сегодня узнали? Сформулируйте правило выбора суффикса -О и -А на конце наречий».

2. Учитель оценивает работу класса и каждого ученика, ставит оценки.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, делают выводы.

8. Домашнее задание.

Учитель объясняет домашнее задание.

1. Выучить правило.

2. Выполнить упражнение №247.

3. Выполнить тест (ссылка).

Учащиеся записывают домашнее задание.


Полный текст материала Методическая разработка урока русского языка с использованием ИКТ по теме: «Буквы А и О на конце наречий»; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Станкевич Марина Владимировна  Stankevich_MV
учитель русского языка и литературы, ГБОУ ЦО "Технологии обучения"
28.11.2016 0 217 32
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0