Методическая разработка урока русского языка с использованием ИКТ по теме: «Буквы А и О на конце наречий»; 7 класс


Методическая разработка урока русского языка

с использованием ИКТ по теме:

«Буквы А и О на конце наречий»


учителя русского языка и литературы

Станкевич Марины Владимировны,

ГБОУ ЦО «Технологии обучения»

г. Москва



Предмет: русский язык.

Класс: 7.

Тема урока: «Буквы А и О на конце наречий».

Цели: познакомить учащихся с условиями выбора и написания букв А и О на конце наречий с приставками, сформировать умение находить наречия на изученную орфограмму и правильно их писать.

Задачи:

обучающие:

  • познакомить учащихся с орфограммой «Буква О и А на конце наречий»;

  • научить применять её на практике;

  • расширить знания о способах образования наречий;

  • углубить представление об использовании наречий в языке;

развивающие:

  • развивать память, внимание, воображение;

  • развивать способность логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, формулировать высказывания;

воспитательные:

  • воспитывать познавательный интерес;

  • прививать навыки самостоятельного овладения знаниями;

  • воспитывать культуру общения и поведения;

  • воспитывать уважительное отношение к языку.

Формат проведения: очный, с применением ИКТ.

Технология:

  • дифференцированное обучение;

  • информационно-коммуникативные технологии.

Оборудование:

  • настольный компьютер;

  • планшетный компьютер;

  • проектор.

Используемые материалы:

  • М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. «Русский язык. 7 класс»;

  • раздаточный материал (карточки с морфемами, карточки с заданиями);

  • слайдовая презентация.

Аннотация к уроку:

Правописание наречий – один из наиболее сложных разделов орфографии. Данный урок знакомит учащихся с правилом написания наречий. В ходе занятия рассматривается правило выбора суффиксов О/А на конце наречий, формируются навыки его применения. Для оптимизации процесса обучения используются ИКТ. Визуальный материал способствует лучшему восприятию знаний учащимися, формирует навыки самостоятельной работы и самопроверки.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые ресурсы, оборудование, материалы

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, настраивает их на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку.


Учащиеся приветствую учителя, проверяют готовность к уроку.


2. Актуализация знаний. Блиц-опрос.

1. Слово учителя:

«Сегодня мы продолжаем изучать такую важную и сложную тему, как наречия. Но прежде чем мы перейдём к новому материалу, давайте в форме блиц-опроса вспомним всё, что мы знаем об этой части речи».

2. Демонстрируется слайд №1 с вопросами. Учитель задаёт вопросы.

3. Особое внимание акцентируется на последнем вопросе.

Слово учителя:

«Какие способы образования наречий вы знаете?

От каких частей речи образуются наречия?

С помощью каких морфем?

Какой способ, на ваш взгляд, самый продуктивный?»

4. Демонстрируется слайд №2.

Учащиеся отвечают на вопросы, вспоминают изученное о наречиях, называют способы образования наречий, приводят примеры.

Слайд №1.

Слайд №2.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

1. Работа с карточками. Учитель раздаёт карточки с морфемами и даёт задание:

- составить из них слова;

- определить морфемный состав наречий;

- распределить их на две группы;

- постараться увидеть закономерность деления их на группы.

2. Слово учителя: «Какие слова у вас получились? Давайте проверим». Демонстрируется слайд №3.

«В чём была основная трудность в составлении слов? Очевидно, в выборе суффиксов -О и -А на конце наречий. Действительно, чтобы правильно написать наречия с суффиксами -О и -А на конце, нужно знать определённое правило. Именно ему будет посвящён наш урок. Подводя итог нашей вступительной беседы, сформулируем тему и цель сегодняшнего урока.

Итак, тема урока – «Буквы -А и-О на конце наречий», а цель – научиться правильно писать эти наречия. Откройте тетради, запишите число, «классная работа» и тему.

1. Учащиеся конструируют слова, сообщают о возникших трудностях.






2. Учащиеся формулируют тему урока и записывают её в тетрадь.

Слайд №3.










Карточки

с морфемами

4. Усвоение новых знаний.

1. Слово учителя: «Запишите в тетради в два столбика образованные вами наречия. Выделите в них приставки и суффиксы. Какую закономерность в употреблении суффиксов -О и -А вы заметили?Сформулируйте правило выбора суффиксов -О и -А в наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом».

2. Учитель демострирует слайд №4, где в форме таблицы сформулировано правило. Особое внимание обращает на наречия, образованные суффиксальным способом.

Ученики выполняют задания, находят закономерность, выводят правило.

Слайд №4.


5. Первичное закрепление.

1. Учитель делит учеников на две группы и даёт задание: первая группа образует наречия с помощью приставок и суффикса -О, а вторая группа – с помощью приставок и суффикса -А.

Задание демонстрируется на слайде №5.

2. Слово учителя: «Ребята, вам, наверное, нелегко было без подглядывания в табличку с правилом выполнить это задание. Путались приставки, суффиксы. Но есть один ключик, который поможет нам легко запомнить правило выбора суффиксов -О и -А в наречиях. Этот ключ – слово «окно».

Учитель демонстрирует слайд №6.

3. Работа с учебником. Учитель обращает внимание на правило выбора суффикса наречия в зависимости от способа его образования.



4. Творческая работа. Учитель предлагает выполнить задание, размещённое на слайде №7. После выполнения учащимися задания на слайде с заданием появляются правильные ответы.

1. Учащиеся выполняют задание в тетрадях.

Разделившись на пары, учащиеся осуществляют взаимопроверку.

2. Учащиеся с удивлением обнаруживают, насколько просто и легко можно запомнить правило с использованием волшебного слова.


3. Учащиеся заполняют таблицу из упражнения №245, ещё раз формулируют правило.

4. Учащиеся выполняют работу и сверяют свои ответы с изображенными на слайде.

Слайд №5.








Слайд №6.











М.Т. Баранов и др. «Русский язык. 7 класс»





Слайд №7.

6. Самостоятельная работа.

Учитель раздаёт карточки с заданиями.

Карточка №1.

Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Объясните правописание. Определите способ образования наречия.

Карточка №2, карточка №3.

Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму.

Каждый учащийся выполняет своё задание.

Карточки

с индивидуаль-ными заданиями

7. Рефлексия. Подведение итогов и оценка работы учащихся.

1. Слово учителя: «Давайте подведём итог сегодняшнего урока. Какие цели и задачи каждый из вас ставил перед собой в начале урока? Что нового вы сегодня узнали? Сформулируйте правило выбора суффикса -О и -А на конце наречий».

2. Учитель оценивает работу класса и каждого ученика, ставит оценки.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, делают выводы.


8. Домашнее задание.

Учитель объясняет домашнее задание.

1. Выучить правило.

2. Выполнить упражнение №247.

3. Выполнить тест (ссылка).

Учащиеся записывают домашнее задание.

http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test33.xml



Слайд 1
Карточка №1 Вариант 1 Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание, определите способ образования наречий: издавн.., слев.., достаточн.., справ.., нагол.., засветл.., начист.., снов.., сызмал.., досух.., наскор.., накрепк.., искос.., наглух.., сгоряч.., дословн.., достойн..
Слайд 2
Карточка №1 Вариант 2 Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание, определите способ образования наречий: задолг.., дочерн.., замертв.., влев.., насух.., зажив.., сызмал.., досрочн.., созвучн.., добел.., наскор.., налев.., настрог.., снов.., доходчив.., изредк.., нагол..
Слайд 3
Карточка №2 Вариант 1 Замените словосочетания наречиями с приставками из до с в на за и суффиксами о или а на конце. Определите способ образования. 1. Раскалить до красного цвета 2. Расстаться на долгое время 3. Переписать окончательно 4. Идти в левую сторону 5. Знать с давних времён 6. Встретить кого-то ещё раз
Слайд 4
Карточка №2 Вариант 2 Замените словосочетания наречиями с приставками из- до- с- в- на- за- и суффиксами -о или -а на конце. Определите способ образования. 1. Приехать из далёких мест 2. Смотреть высокомерно, недружелюбно 3. Сделать специально, с умыслом 4. Слушать безразлично, вяло 5. Хорошо покушать 6. Пока ещё светло, не стемнело
Слайд 5
Карточка №3 Вариант 1 Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму. Идёт направ.. – песнь заводит, налев.. – сказку говорит. Издавн.. русские считались храбрыми воинами. Снов.. тучи надо мною собралися в вышине. Через два часа наступление возобновилось сызнов...
Слайд 6
Карточка №3 Вариант 2 Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму. Полы были вытерты досух... Я словно занов.. родился. Окна вагона были наглух.. залеплены снегом. Он запрост.. заезжал в дом своего старого друга.

Полный текст материала Методическая разработка урока русского языка с использованием ИКТ по теме: «Буквы А и О на конце наречий»; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Станкевич Марина Владимировна  Stankevich_MV
28.11.2016 0 5107 331

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК