Авторская программа факультативного курса "Изучение жизни и творчества А.С. Пушкина в 5-9 классах"


Цель данного курса – приобщение учащихся к пушкинскому наследию; развитие и совершенствование творческих способностей; воспитание и поддержка у учащихся интереса к личности и творчеству поэта; повышение культуры общения учащихся; приобщение каждого ученика к непосредственному активному участию во всех мероприятиях, связанных с жизнью и творчеством великого поэта.

 

Программа занятий имеет познавательно – воспитательную направленность и призвана решать следующие задачи:

• познавательные: расширить и углубить знания учащихся о жизни А. С. Пушкина;

• развивающие: совершенствовать умения и навыки учащихся, связанные с анализом художественного текста, выразительным чтением, монологической речью; развить умение работать с дополнительной литературой; привлечь учащихся к научно – исследовательской работе; выявить и развить у учащихся творческие способности, эстетический вкус;

• воспитательные: вызвать у учащихся устойчивый интерес к личности и творчеству А. С. Пушкина; сформировать навыки общения (через совместную творческую деятельность); сделать досуг учащихся интересным, познавательным.

 

При изучении курса работа ведется по трем направлениям:

 

1.Изучение биографического, литературного материала.

Оно осуществляется на заседаниях клуба через различные формы работы: сообщения учащихся, беседы, выразительное чтение произведений А. С. Пушкина и о Пушкине, инсценирование  и др. Заседания могут быть открытыми (приглашаются все желающие, интересующиеся жизнью и творчеством поэта) и закрытые (присутствуют только члены клуба). Открытые заседания проводятся три раза в год и приурочены к пушкинским праздникам: 19 Октября (Дню Лицея), 10 февраля (Дню памяти Пушкина) и в мае «Пушкинский бал», посвященный Дню рождения поэта. Это могут быть литературно – музыкальные вечера, гостиные, читательские конференции и др. Готовясь к открытым заседаниям, выступая, учащиеся имеют возможность творчески реализовать себя.

 

2. Привлечение учащихся к научно – исследовательской работе.

Учащиеся, проявляющие особый интерес к творчеству поэта, готовят рефераты исследовательского характера пушкинской тематики, с которыми выступают на различных школьных, районных и областных ежегодных научно – практических конференциях, в различных творческих конкурсах.

 

3. Организация культурно – познавательного досуга учащихся.

Программой предусмотрены часы для экскурсий, встреч с интересными людьми, посещений спектаклей, выставок, встреч с местными поэтами, художниками.

 

Требования к уровню знаний и умений учащихся:

• учащиеся должны иметь представление о биографическом, литературном материале, обозначенном в рамках курса, что связано с расширением сведений, получаемых на уроках литературы;

• учащиеся должны овладеть навыками научно – исследовательской деятельности; навыками общения и совместной творческой деятельности;

• учащиеся должны осознать уникальность личности Пушкина, его произведений.

 

Факультативный курс предлагается для проведения в 5 – 9 классах  и рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).

                                  Пушкинское «Лукоморье» (5 класс).

 

№ п/п

Кол – во

часов

Тема занятия

1.

1.

  1. Обзорная экскурсия по школьному  пушкинскому музею.

 

2 – 3.

2.

Биографические сведения. Детство А. С. Пушкина, его семья. Поэтическая атмосфера в доме. Летние месяцы, проведённые в Захарове.

 

4.

1.

Чтение и обсуждение книги А. Слонимского «Детство».

5.

1.

Чтение и обсуждение книги В. Воеводина «Повесть о Пушкине».

6.

1.

«Ах! Умолчу ль о мамушке моей…» Няня в жизни Пушкина. Стихотворения, посвящённые няне.

7.

1.

Народность сказок Пушкина.

8 – 9.

2.

Первые сказочные опыты. Чтение и анализ «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Зависть и великодушие в сказке. Просмотр мультфильма.

10.

1.

Урок – семинар. Иллюстраторы пушкинской сказки. Выставка рисунков учащихся.

11.

1.

Прослушивание и обсуждение отрывков из «Сказки…» из опер

В. Цыбина, А. Емельянова, Л. Вессиля.

 

12.

1.

Знакомство со «Сказкой о царе Салтане». Просмотр и обсуждение  мультфильма.

13.

1.

Иллюстраторы пушкинской сказки. Выставка работ учащихся.

14.

1.

Прослушивание и обсуждение оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».

15.

1.

Работа со «Сказкой о попе и о работнике его Балде».

16.

1.

Иллюстраторы пушкинской сказки. Выставка работ учащихся.

17.

1.

Прослушивание и обсуждение отрывков из  «Сказки о попе и о работнике его Балде» из опер Л.О. Бакалова,

Б.В. Карагичева.

18.

1.

«Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина и новелла В. Ирвинга. Что их сближает?

19.

1.

«Сказка о золотом петушке» в музыкальном и художественном оформлении.

20 – 21.

2.

«Сказка о рыбаке и рыбке». Осуждение зависти и покорности в сказке. Её предшественники. Тема справедливого возмездия в сказке. Просмотр мультфильма.

22.

1

«Сказка о рыбаке и рыбке» в художественном и музыкальном оформлении.

23.

1.

Чтение и обсуждение «Сказки о Медведихе»: верная интонация, ритм.

24.

1.

Р. р.  Собственное сочинение продолжения «Сказки о Медведихе».

25.

1.

Пушкинское «Лукоморье». «Вещи прошлого в сказках А. С.  Пушкина». Экскурсия в Краеведческий  музей.

 

26.

1.

Р.р. Стихи как особая форма речи. Сочинение собственной стихотворной сказки.

27.

1.

Игра – путешествие «В гостях у Пушкина».

28.

1.

. «Что за прелесть эти сказки!» Выставка и защита детских рисунков, вышивок, поделок к сказкам Пушкина.

29 – 30.

2.

Пушкинские «Времена года». «Путешествие» по календарю природы с чтением стихотворений А. С. Пушкина с использованием музыки П. И. Чайковского «Времена года».

 

31.

1.

 Р.р. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений и отрывков из сказок  А. С. Пушкина.

 

32 – 33.

2.

Подготовка спектакля по сказкам А. С. Пушкина.

 

34.

1.

Оформление материалов для школьного пушкинского музея.

 

 

 

                         «Пушкинский Лицей» (6 класс).

 

№ п/п

Кол – во

часов

Тема занятия.

1.

1.

Вводная экскурсия по школьному пушкинскому музею.

2.

1.

 «В начале жизни помню школу я…» Создание лицея – учебного заведения нового типа. Открытие. Герб и Устав лицея.

3.

1.

Пушкин в Лицее. Просмотр и обсуждение видеофильма.

 

4.

1.

Система обучения в Лицее.

5.

1.

Традиции Лицея. Знакомство с произведением Я. К. Грота «Празднование лицейской годовщины при Пушкине и после него».

 

6.

1.

Будни Лицея.

 

7 – 8.

2.

 Семинар. Наставники лицеистов. Представление докладов учащимися.

 

9.

1.

19 октября – Лицейский день. Праздник для средних школьников «Пушкин – лицеист».

 

10 – 11.

2.

Семинар. Лицейские товарищи Пушкина. (По книге Руденской «Они учились с Пушкиным»). Оформление выставки.

 

12.

1.

Чтение и обсуждение книги Н. Я. Эйдельмана «Прекрасен наш союз».

13.

1.

Презентация книги Л. Рубинштейна «В садах Лицея».

 

14.

1.

Викторина по лицейской тематике. Составление кроссвордов.

15 – 16.

2.

Чтение и обсуждение повести М. Басиной «Город поэта».

 

17.

1.

Оформление презентации  «Лицейские товарищи Пушкина» для школьного музея.

 

18.

1.

Р. р. Сочинения, эссе, отклики на стихотворение А. Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям» и финал повести Ю. Нагибина «Царскосельское утро».

 

19.

1.

Образ Пушкина – лицеиста в живописи  Н. В. Кузьмина, В. А. Фаворского, Н. П. Ульянова. Выступление учащихся с докладами.

 

20.

1.

«Дар поэта». Рождение Пушкина как поэта.

21.

1.

Лицейская лирика А. С. Пушкина. Чтение и обсуждение стихотворений поэта.

 

22.

1.

Р. р. Проба пера! Сочинение стихотворений на лицейскую тематику

23.

1.

Подготовка к литературному вечеру.

 

24.

1.

 Конкурс на лучшее стихотворение, посвящённое Пушкину, Лицею.

25.

1.

Р. р. Конкурс сочинений «Один день из жизни Пушкина – лицеиста».

 

26.

1.

Оформление литературных газет и устных журналов на лицейскую тематику.

 

27 – 28.

2.

Оформление литературных газет и устных журналов на лицейскую тематику.

 

29 – 30.

2.

Р. р. Составление книги о Пушкине – лицеисте (обложка, вступительная статья, стихотворения, наблюдения, сочинения, иллюстрации). Представление и защита своих проектов.

31 – 32.

2.

Подготовка и проведение экскурсий для ребят детских  садов  №20 и №51, учащихся начальной школы, посвящённых дню рождения А. С. Пушкина.

 

33 – 34.

2.

Оформление выставки творческих работ учащихся (классные и домашние сочинения, альбомы, картотеки, отзывы учащихся о мероприятиях, поделки, иллюстрации.

 

 

                          «Куда влечёт тебя свободный ум…»

       Заочные путешествия по пушкинским местам (7 класс).

 

№ п/п

 

Кол – во

часов

 

Тема занятия

 

1.

1.

Обзорная экскурсия «Тропами Пушкина» в школьном музее.

 

2.

1.

Москва – место рождения А. С. Пушкина. Быт пушкинской поры.

3.

1.

«Края Москвы, края родные!» Образ Москвы в творчестве А. С. Пушкина.

 

4.

1.

Семинар «Пушкинские места Подмосковья». Село Захарово – источник формирования любви к народу, к русской природе.

 

5.

1.

Пушкинские места Подмосковья: Большие Вязёмы, Остафьево, Ярополец, Архангельское, Чёрная грязь.

 

6.

1.

Царское Село в жизни поэта.

7.

1.

Война 1812 года, её значение для Пушкина и лицеистов.

8.

1.

«Люблю тебя, Петра творенье…» Петербург в жизни и творчестве поэта.

 

9.

1.

Южная ссылка А. С. Пушкина. Путешествие по Кавказу с семьёй Раевских

10.

1.

Урок – семинар. Южные города, в которых бывал Пушкин.

 

11.

1.

Знакомство с романтическими поэмами А. С. Пушкина: «Кавказский пленник», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан».

 

12.

1.

А. С. Пушкин в Михайловском. Заочная экскурсия в Михайловское. Просмотрвидеофильма.

 

13.

1.

Возвращение из ссылки в Москву.

14.

1.

Поездка на Кавказ в действующую армию.

15.

1.

«На Орловской земле». Орёл – родина предков и друзей поэта.

 

16.

1.

Встреча с генералом Ермоловым в Орле. Знакомство с произведением «Путешествие в Арзрум». Чтение и анализ отрывков.

 

17.

1.

Места Орловщины, где увековечена память поэта.

18.

1.

«Обитель дальняя трудов…» Болдино в жизни поэта. Просмотр видеофильма.

 

19.

1.

«Повести Белкина». Знакомство с повестями.

 

20 – 21.

2.

«Евгений Онегин», «Медный всадник», «Пиковая дама». Знакомство с произведениями.

 

22.

1.

1833 год – начало путешествия Пушкина в Казанскую, Симбирскую и Оренбургскую губернии по местам восстания Пугачёва.

 

 

 

23.

 

1.

 

Оренбургский край и «Капитанская дочка».

 

24.

1.

«Был и я среди донцов…» Пушкин на Дону

25.

1.

Образ дороги в творчестве Пушкина.  «Зимняя дорога» (1826), «Дорожные жалобы» (1830).

26.

1.

Полотняный завод – имение Гончаровых, посещение его Пушкиным в 1834 году.

27 – 28.

2.

Последние годы жизни в Петербурге.

 

29 – 30.

2.

Семинарское занятие «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу».

 

31.

1.

Наше творчество.

32.

1.

Викторина «Пушкинская азбука».

 

33 – 34.

2.

Оформление материалов для школьного музея.

     

 

 

 

             «Пушкина свет над землёю Орловской» (8 класс).

 

№ п/п

Кол – во

часов

Тема занятия

1.

1.

Экскурсия  «Пушкин и Орловский край» в школьном музее.

2.

1.

Пушкину посвящается… Поэты Орловского края – Пушкину.

Р. р. Выразительное чтение стихотворений.

 

3.

1.

Орловщина – родина предков и друзей А. С. Пушкина.

 

4.

1.

В. А. Жуковский – учитель и близкий друг А. С. Пушкина.

 

5.

1.

Д. В. Давыдов – поэт, писатель, историк, герой Отечественной войны 1812 года. Стихотворения Пушкина, посвящённые Д. Давыдову.

 

6.

1.

Пушкин и Тургенев. Встречи, их значение для Тургенева. Экскурсия в музей И. С. Тургенева.

 

7.

1.

Открытие памятника Пушкину в Москве в 1880 году. Речь Тургенева на открытии памятника.

 

8.

1.

А. П. Ермолов – генерал, герой Отечественной войны 1812 года.

 

9.

1.

А. С. Пушкин на Орловской земле. Анализ глав из произведения «Путешествие в Арзрум», посвящённых генералу Ермолову.

10.

1.

А. С. Пушкин и Н. С. Лесков: что сближает их творчество? Экскурсия в музей Н. С. Лескова.

 

11.

1.

Пушкин в Малоархангельске. В. Ерёмин «Ревизор». И, А. Семеновский – автор памятника Пушкину в Малоархангельске.

12.

1.

Н. П. Голицына – прототип графини в «Пиковой даме».

13.

1.

П. В. Киреевский – фольклорист.

14.

1.

«Я помню чудное мгновенье». Страничка одного романа: А. П. Керн и А. С. Пушкин.

15.

1.

А. П. Керн «Воспоминания». Образ поэта.

16.

1.

«Пушкин, о Пушкине, с Пушкиным…» И. А. Новиков и его Пушкин. Экскурсия в музей писателей – орловцев.

17 – 18.

2.

Семинарское занятие по романам И. А. Новикова «Пушкин в изгнании» и «Пушкин на юге».

19.

1.

Г. Г. Пушкин – правнук поэта, автор публикаций о потомках Пушкина. В. Рассохин «Правнук поэта». Чтение и анализ стихотворения.

20 – 21.

2.

В. А. Громов «Под сенью Пушкина». Литературные очерки об И. С. Тургеневе и А. С. Пушкине.

22.

1.

В. М. Катанов – поэт, краевед, автор публикаций на тему «Пушкин и Орловский край".

23.

1.

Встречи с В. М. Катановым.

24 – 25.

2.

Юбилейные торжества на Орловщине  (Празднование 100 – летия и 200 – летия).

26.

1.

В. Рассохин. Знакомство с его книгой «Последняя дуэль».

27 – 28.

2.

Знакомство с публицистическими статьями, рассказывающими о связи Пушкина с Орловским краем.

29 – 30.

2.

Написание докладов, рефератов, сочинений, исследовательских работ по теме «Пушкин и Орловский край».

31 – 32.

2.

Защита и представление работ на школьной конференции.

33 – 34.

2.

Оформление материалов для школьного музея.

 

 

«Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть        свечу…»

                    Пушкин в памяти потомков.  (9 класс).

 

№ п/п

Кол – во часов

Тема занятия.

1.

1.

Лекция. Имя Пушкина в творчестве поэтов, писателей разных эпох. Выставка книг.

 

2.

1.

Русские писатели и поэты о Пушкине. Выразительное чтение стихотворений.

3.

1.

Пушкинская тема в творчестве поэтов  серебряного века А. Блока, В. Брюсова, А. Ахматовой и др.

4.

1.

Презентация книги И. Беликова «Посвящается Пушкину».

5 – 6.

2.

Приобщение к большой истории через семейную.  Предки А. С. Пушкина в истории России.

7.

1.

«Моя родословная», «Начало биографии», «Арап Петра Великого», «Два чувства дивно близки нам…»

8 -9.

2.

Семинар по книге В. Н. Русанова «Рассказы о потомках Пушкина».

10 – 11.

2.

П. С. Соколов «Рядом с Пушкиным». Пушкин и его современники. Написание исследовательских работ.

12 – 13.

2.

Знакомство с книгой Г. С. Бертенёва «О Пушкине». Страницы жизни поэта. Воспоминания современников.

14 – 15.

2.

Семинар по книге В. В. Кунина «России первая любовь». Повести и рассказы о Пушкине.

16 – 17.

2.

Презентация книги Г. Волкова «Тебя, как первую любовь…»

18.

1.

М. И. Цветаева «Мой Пушкин». Что значил Пушкин для Цветаевой.

19 – 20.

2.

Р. р. Написания сочинения «Пушкин в моей жизни».

21.

1.

 С. Гейченко «Пушкиногорье». Чтение и анализ глав книги.

22.

1.

Н. Доризо «Всё в нём Россия обрела». Р. р. Выразительное чтение стихотворений

23.

1.

По страницам книги Л. Волиной «Образ, бережно хранимый».

24.

1.

«Участие» Пушкина в Великой Отечественной войне. Литературно – музыкальная композиция.

25.

1.

Поэты «огненной поры» об А. С. Пушкине. Чтение стихов. Выставка книг.

26 – 27.

2.

Современная художественная Пушкиниана. Чтение и обсуждение докладов.

28.

1.

Пушкиниана Надежды Рушевой.

29 -30.

2.

Произведения Пушкина на современной сцене, в кино, в музыке, в живописи. Просмотр фильмов, прослушивание романсов. Обсуждение.

31 – 32.

2.

Заочные путешествия по пушкинским музеям. Представление учащимися мультимедийных проектов.

 

33.

1.

Р. р. Сочинение – размышление «Что дало мне изучение жизни и творчества А. С. Пушкина?»

34.

1.

Оформление материалов для школьного музея.

                                                                    


Полный текст материала Авторская программа факультативного курса "Изучение жизни и творчества А.С. Пушкина в 5-9 классах" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Серегина Тамара Николаевна  МАМОЧКАААА
Учитель русского языка и литературы высшей категории, МОУ - средняя общеобразовательная школа №3 имени А. С. Пушкина город Орёл
04.09.2011 2 7401 773
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 2
avatar
2 Roza71 • 13:15, 10.09.2011
Очень интересная задумка с программой! Спасибо!
avatar
1 R-Elena • 19:40, 05.09.2011
Тамара Николаевна! Мне понравилась идея программы. Но есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание.
1. Вы указали, что программа «авторская». А какую экспертизу прошла программа, чтобы так называться? И в то же время на титульном листе Вы указываете себя как «составителя». Тогда нужно указать первоисточник, на основе которого составлена программа.
2. Я не увидела в программе требования к ЗУНам учащихся по каждому году обучения. Несколько строк в пояснительной записке ничего не говорят. Непонятно, на каком этапе обучения школьники «должны…».
3. Нет учебно-методического обеспечения программы и списка литературы. А это структурные пункты программы, которые обязательно должны присутствовать!
С уважением, Елена Алексеевна.