Рабочая программа по литературе; 6 класс


Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной 5 - 9 классы. Для учителей общеобразовательных организаций.

1.    Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты 
Ученик научится: 

  • понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа. 
  • уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё. 
  • оценивать свои и чужие поступки. 
  • проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. 

Ученик получит возможность научиться: 

  • понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. 
  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. 

Метапредметные результаты
Регулятивные 
Ученик научится: 

  • планированию пути достижения цели. 
  • становлению целевых приоритетов. 
  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). 

Ученик получит возможность научиться: 

  • учитывать условия выполнения учебной задачи. 
  • выделять альтернативные способы достижения цели. 
  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»). 

Коммуникативные 
Ученик научится: 

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения. 
  • аргументировать свою точку зрения. 
  • задавать вопросы. 
  • осуществлять контроль. 
  • составлять план текста. 

Ученик получит возможность научиться: 

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство). 

Познавательные 
Ученик научится: 

  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме; 
  • находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; 
  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; 
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; 
  • анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); 
  • осуществлять синтез как составление целого из частей; 
  • проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; 
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; 
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. 

Ученик получит возможность научиться: 

  • выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей; 
  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте; 
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; 
  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов). 

Предметные результаты 
Ученик научится: 

  • видеть черты русского национального характера в героях русских былин; 
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; 
  • выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; 
  • пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; 
  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; 
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному; 
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; 
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах. 

Ученик получит возможность научиться: 

  • рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор; 
  • сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии; 
  • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; 
  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; 
  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). 
  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; 
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их; 
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств. 

2.Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ 
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции. 

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 

  • Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора. 
  • Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок. 
  • Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки. 

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  • «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». 
  • Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости). 
  • Теория литературы. Летопись (развитие представления) 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 

  • Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.
  • «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория (развитие понятий).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 

  • Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. 
  • Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. 
  • Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений). 
  • Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. 
  • «И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. 
  • «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. 
  • «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. 
  • «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. 
  • Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления). 
  • Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. 
  • «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. 
  • Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления). 
  • Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. 
  • «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. 
  • Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. 
  • Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека. 
  • Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. 
  • Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее
  • начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. 
  • Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). 
  • Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. 
  • Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме. 
  • «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. 
  • Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления). 
  • Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. 
  • «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов-никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. 
  • Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления). 
  • Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. 
  • «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. 
  • Теория литературы. Юмор (развитие понятия). 
  • Родная природа в стихотворениях русских поэтов 
  • Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...». 
  • Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. 
  • Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления). 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА  

  • Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. 
  • «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления). 
  • Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. 
  • «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. 
  • Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. 
  • «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова. 
  • Произведения о Великой Отечественной войне
  • К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». 
  • Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. 
  • Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. 
  • «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. 
  • Теория литературы. Речевая характеристика героя. 
  • Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе. 
  • «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. 
  • Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия). 
  • Василий Макарович Шукшин. Краткий рассказ о писателе. 
  • «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в литературе. 
  • Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. 
  • «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. 
  • Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. 
  • «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. 
  • Родная природа в русской поэзии XX века 
  • А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». 
  • Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы. 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

  • Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. 
  • Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа». 
  • Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. Стихотворения: «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...». 
  • Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа. 
  • Теория  литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  • Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе». 
  • Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. 
  • Легенда. «Легенда об Арионе» 
  • Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоле-ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях. 
  • Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления). 
  • Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. 
  • Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. 
  • (Для внеклассного чтения). 
  • Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. 
  • Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. 
  • Проспер Мериме. Рассказ о писателе. 
  • Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. 
  • Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения). 
  • Теория литературы. Притча (начальные представления). 

ПОВТОРЕНИЕ

Произведения для заучивания наизусть. 

  • И. Крылов «Листы и Корни», «Осёл и Соловей», «Ларчик».
  • А.С. Пушкин «Узник», «И.И. Пущину», «Зимнее утро», «Зимняя дорога».
  • М.Ю. Лермонтов «Тучи», «На севере диком…», «Утес». 
  • Н.А. Некрасов «Железная дорога».
  • С. Есенин «Пороша».

Полный текст материала Рабочая программа по литературе; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бронина Виктория Дмитриевна  вик5454
27.06.2018 0 218 22

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

На наш сайт поступил вопрос от родителя: "Мой ребенок учится в первом классе. Когда дети пишут прописи или просто работают в тетрадках, учитель заставляет выделять орфограммы в слове другим цветом шариковой ручки. Для написания одного слова ребенок несколько раз меняет ручки (синяя, зеленая). Правильное это обучение?". Ответ дает учитель математики, пользователь нашего сайта. 

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0