Рабочая программа по русскому языку. 7 класс. УМК С.И. Львовой


Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе программы С.И. Львовой «Программа  по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)» - М: «Мнемозина», 2008 г. учителем русского языка и литературы Сергеевой О.Е. и рассчитана на 5 часов в неделю (170 часов в год).

Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы процессы освоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладения основными нормами современного русского литературного языка, формирования умения пользоваться его стилистическими ресурсами органично сочетались с интенсивным развитием речемыслительных, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Основная особенность курса русского языка по данной программе – его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной  форме (говорить и писать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико–орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.

Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

Содержание обучения

Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету (111-113) в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.

Часы резерва (8 ч) включены в повторение изученного

Таблица тематического распределения часов

№ п/п

Разделы,

темы

 

 

1

Язык как развивающееся явление

Понятие о языке как развивающемся явлении. Элементарные сведения об исторических изменениях в разных областях русского языка.

Этимология как наука о происхождении исконно русских и иноязычных слов

 

1

 

1

2

Основные разделы лингвистики      (на основе изученного в 5-6 кл)

Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики.

Фонетика. Орфоэпия. Основные средства звучащей речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Основные выразительные средства фонетики.

Словообразование самостоятельных частей речи. Морфологические способы образования слов.

Неморфологические способы образования слов: переход слов из одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово.

Словообразование наречий. Типичные морфемные модели наречий.

Приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы образования наречий.

Сложение как способ образования наречий.

Основные выразительные средства словообразования.

Лексикология и фразеология. Деление лексического состава русского языка на группы.

Основные лексические нормы русского литературного языка.

Фразеологический словарь: его назначение, строение, содержание словарной статьи.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Грамматика: морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Глагол и его формы.

Трудные случаи образования деепричастий и причастий.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Грамматика: синтаксис. Основные виды словосочетаний по морфологическому способу выражения главного слова.

Нормативное употребление форм слова в составе словосочетаний.

Морфологические средства выражения подлежащего и сказуемого.

Морфологические средства выражения второстепенных членов предложения.

Синтаксическая роль причастного и деепричастного оборотов.

Основные выразительные средства морфологии и синтаксиса.

Правописание: орфография. Правописание морфем.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Употребление прописной и строчной букв.

Правописание: пунктуация. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом и сложном предложениях.

Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге.

Знаки препинания в простом осложненном предложении.

Культура речи. Правильное употребление самостоятельных частей речи.

 

 

1

1

 

1

1

 

1

 

1

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

3

Текстоведение

Текст как произведение речи. Основные этапы создания текста.

Основные требования к связному высказыванию.

Точность и логичность речи. Ключевые слова текста. Структурные особенности текста.

Разные способы развития основной мысли текста: последовательное или параллельное раскрытие темы.

Правильность связного высказывания как соответствие его литературным нормам современного русского языка.

Правильность устного высказывания. Основные требования к устной речи.

Правильность письменного высказывания. Основные требования к письменной речи.

Выразительность речевого высказывания как одно из требований к тексту.

Истоки богатства и выразительности родной речи.

Уместность речи как соответствие ее целям и условиям речевого общения.

Речевая ситуация.

Рассуждение как тип речи.

Структурные особенности текста-рассуждения.

Сочетание типов речи в тексте.

 

1

1

1

1

 

1

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

Наречие

Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи: значение, морфологические признаки.

Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи:  синтаксическая роль.

Разряды наречий по значению: наречия образа и способа действия.

Разряды наречий по значению: наречия меры и степени.

Разряды наречий по значению: наречия места.

Разряды наречий по значению: наречия времени.

Разряды наречий по значению: наречия причины.

Разряды наречий по значению: наречия цели.

Семантические особенности местоименных наречий.

Группы местоименных наречий: указательные, неопределенные.

Группы местоименных наречий: отрицательные, вопросительно-относительные.

Образование степеней сравнения наречий.

Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи.

Различение наречий и слов категории состояния

Правописание наречий.

Слитное написание наречий.

Дефисное написание наречий.

Раздельное написание наречий.

Слитное написание не с наречиями.

Раздельное написание не с наречиями.

Различение приставок не-, ни- в отрицательных наречиях.

Правописание суффиксов наречий (н-нн в наречиях на –о(-е))

Правописание суффиксов наречий (суффиксы –а и –о на конце наречий).

Правописание суффиксов наречий (правописание е (ё) или о на конце наречий после шипящих).

Ь на конце наречий после шипящих.

Культура речи. Правильное употребление наречий.

Соблюдение языковых норм употребления наречий

Синтаксическая роль наречия в словосочетании.

Синтаксическая роль наречия в предложении.

Синтаксическая особенность слов категории состояния

Наречие в тексте. Специфические свойства наречия, определяющие его изобразительную функцию.

Употребление наречия для достижения точности, информативности и выразительности текстов разных стилей и типов речи.

 

1

1

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

 

1

1

1

1

1

1

2

2

1

 

1

1

1

1

1

1

1

 

1

5

Самостоятельные и служебные части речи

Служебные части речи и их отличия от самостоятельных. Основная роль служебных частей речи

 

1

6

Предлог

Предлог как служебная часть речи. Предлог как средство связи слов в словосочетании и предложении.

Предлог и падежная форма имён.

Употребление предлога с одним или несколькими падежами.

Предложное и беспредложное управление как вид подчинительной связи в словосочетании.

Основные грамматические значения предлогов. Пространственные значения предлогов.

Разряды предлогов по происхождению (производные и непроизводные).

Разряды предлогов по составу (простые, сложные, составные).

Культура речи. Правильное употребление предлогов.

 

1

 

1

1

1

 

1

1

1

1

7

Союз

Союз как служебная часть речи.

Союз как средство связи однородных членов предложения.

Союз как средство связи частей сложного предложения.

Разряды союзов по значению (сочинительные – соединительные, противительные, разделительные)

Разряды союзов по значению (подчинительные – изъяснительные, обстоятельственные).

Разряды союзов по строению (простые и составные).

Союзы в сложноподчиненном предложении.

Союзные слова в сложноподчиненном предложении.

Союз как средство связи предложений в тексте.

Союзы одиночные, повторяющиеся и двойные.

Попарное соединение союзом однородных членов предложения.

Культура речи. Правильное употребление союзов.

 

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Частица

Частица как служебная часть речи.

Использование частиц для передачи различных оттенков значения.

Использование частиц для образования форм глагола.

Разряды частиц по значению и роли в предложении: формообразующие и выражающие различные значения.

Частицы, выражающие различные значения (отрицание, усиление).

Частицы, выражающие различные значения (вопрос, восклицание).

Частицы, выражающие различные значения (сомнение, уточнение).

Частицы, выражающие различные значения (выделение, ограничение, указание).

Смысловые различения частиц не и ни.

Различение частиц не и ни в письменной речи.

Различение приставки не- и частицы не.

Употребление приставки не- и частицы не с разными частями речи.

Дефисное написание частиц –то, -таки, -ка.

Интонационные особенности предложений с частицами.

Культура речи. Правильное употребление частиц.

 

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

Междометия и звукоподражательные слова

Междометия и звукоподражательные слова; их грамматические особенности.

Разряды междометий.

Вопрос о междометиях и звукоподражательных словах в системе частей речи.

 

1

1

1

10

Трудные случаи разграничения языковых явлений

Переход одной части речи в другую как один из способов пополнения грамматических слов: прилагательное → существительное.

Переход одной части речи в другую как один из способов пополнения грамматических слов: числительное → прилагательное.

Переход одной части речи в другую как один из способов пополнения грамматических слов: причастие → прилагательное.

Переход одной части речи в другую как один из способов пополнения грамматических слов: деепричастие, наречие → предлог.

Омонимия слов разных частей речи.

Разные виды омонимов: лексические, омонимы.

Разные виды омонимов: лексические, фонетические (омофоны) омонимы.

Разные виды омонимов: графические (омографы) омонимы.

Разные виды омонимов: грамматические (омоформы) омонимы.

Словарь омонимов: его назначение, структура, содержание словарной статьи.

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

1

1

1

1

1

11

Повторение изученного в 7 классе

Слово как основная единица языка.

Анализ слова с точки зрения его звучания.

Анализ слова с точки зрения его морфемного строения.

Анализ слова с точки зрения его лексического значения.

Анализ слова с точки зрения его грамматических признаков.

Анализ слова с точки зрения особенностей употребления.

Трудные случаи различения слов разных частей речи.

Трудные случаи орфографии.

Основные функции знаков препинания: завершение предложений (знаки завершения).

Основные функции знаков препинания: разделение на смысловые отрезки (разделительные знаки).

Основные функции знаков препинания: выделение смысловых отрезков (выделительные знаки).

Трудные случаи пунктуации.

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

 

1


Полный текст материала Рабочая программа по русскому языку. 7 класс. УМК С.И. Львовой смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сергеева Ольга Евгеньевна  koe44
-, МОУ СОШ №4 с. Александровка Ейского района Краснодарского края
09.07.2010 6 12518 3191

Скачать материал с сайта



Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 6
avatar
5 jjjjulia • 18:16, 06.12.2010
Ольга Евгеньевна! Благодарю!!!!!!!!!!!
avatar
6 koe44 • 18:31, 06.12.2010
Рада, что материал пригодился.
avatar
4 Spitcina70 • 18:59, 05.11.2010
Огромное спасибо за программу!
avatar
3 Борисовна1965 • 00:24, 20.09.2010
Ольга Евгеньевна, спасибо за ответственность, с которой отнеслись к составлению рабочих программ и творческий подход!!!
avatar
1 Света • 23:08, 04.09.2010
Здравствуйте! Скачала папку, а она не открывается - ошибка!
avatar
2 koe44 • 17:34, 06.09.2010
Светлана, попробуйте ещё раз. Просила коллег из других школ - все без проблем открыли. Программа в папке ZIP