Интегрированный урок по чтениюна тему: «А.С.Пушкин "Зимний вечер"»; 4 класс


1.Актуализация опорных знаний учащихся.

 а) фронтальный опрос уч-ся.

 - С творчеством, какого поэта мы познакомились на прошлых уроках?

* Слайд 1.(портрет А.С.Пушкина).

- Когда родился А.С.Пушкин? (6 июня 1799 г. В Москве.)

- Над каким жанром работали?

- Какие стихотворения А.С.Пушкина вы знаете?

( выставка книг А.С.Пушкина).

2. Опрос домашнего задания.

- Что было задано на дом?

* Слайд 2. («Зимнее утро»).

   1в. Выразительное чтение стих. А.С.Пушкина «Зимнее утро».

    2в. Выучить стихотворение наизусть.

    3в. Нарисовать рисунок к стихотворению «Зимнее утро» (вечер и утро).

   - (опрашиваю по 1 человеку, организовываю выставку рисунков уч-ся).

 - Беседа по рис. уч-ся

  - Каким настроением проникнуто стихотворение?

  (настроение менялось на протяжении всего стихотворения, сначала грустное, а потом веселое, разгульное).

*Слайд 3. (лес, луна)

   - Какие слова помогают почувствовать грустное настроение поэта?

(«Вечер, ты помнишь, вьюга злилась…)

   - Веселое настроение?

* Слайд 4.(нарисована лошадь).

(«Но знаешь, не велеть ли в санки, кобылку бурую запрячь?»)

3. Поэтическая минутка.

  - Какое вы придумали четверостишие о зиме?

3. Восприятие и осознание

нового.

 

Вводное слово учителя.

*Слайд 5.Портрет А.С.Пушкина (маленький)

  - Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, еще не умея читать, мы повторяем наизусть со слов матери: «Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет…»

* Слайд 6. (изба с окошком)

 - Сегодня на уроке, мы познакомимся со стихотворением А.С.Пушкина «Зимний вечер» и все свои чувства попробуем отразить в своих рисунках.

1. Поэтапная работа над стихотворением.

1 Этап. Антиципация стихотворения.

  - По заглавию и иллюстрации стихотворения, сделайте свои первоначальные предположения о содержании стихотворения.

(о снеге, о зиме, о вьюге)

  - С каким настроением оно написано?

(с грустным)

2 Этап. Первичное чтение стихотворения, с целью уточнения своих первоначальных предположений.

  А) повторное чтение стих., под музыку Свиридова к произведению А.С.Пушкина «Метель».

 - Понравилось вам стих?

 - Что описывает А.С. Пушкин в своем стих.?

Физминутка для глаз.

 3 Этап. Чтение стих., по частям (диалог с автором через текст)

* Слайд 7. (изба)

   А) 1часть  Выразительное чтение стих.

* Слайд 8 Словарная работа

По кровле обветшалой, путник запоздалый

 - Найдите описание бури.

 - С помощью, каких слов поэт дает возможность представить картину бури, услышать вой ветра?

Б) Озаглавливание 1части. «Буря».

В) Работа над выразительностью чтения 1чати.

Г) Составление словесной картины к 1части.

        

           Работа в альбомах.

*Слайд 7(изба с темным небом, луной).

 - А теперь, то, что вы представили, изобразите на альбомных листах (темное небо, луна)

   2 часть.

А)  Выразительное чтение стих.

 *Слайд 9 словарная работа (ветхая лачужка)

  *Слайд 10 (Няня)

- К кому обращается А.С.Пушкин во 2 части стих?

 - С какими словами обращается А.С.Пушкин к своей няне?

 - Найди и прочитай эти строки (мой друг, добрая подружка)

В) Озаглавливание 2 части. «Няня»

 - Какое стих., поэт посвятил своей няне? (чтение  стих., «Няня» уч-ся)

Посмотрите, как изобразил няню художник Борис Дехтерев.

      Работа в альбомах (рисование избы).

Физминутка:

- Щиплет уши,

Щиплет нос,

Лезет в валенки мороз,

Брызнешь воду – упадет,

Не вода уже, а лед.

* Слайд11 (Няня и Пушкин)

   3 часть «Няня и Пушкин».

  А) Выразительное чтение стих.

 - О чем просит А.С.Пушкин свою «матушку» в тот зимний вечер?

 - Найди и прочитай.

Рассказ учителя о няне.

 Няня Арина Родионовна Матвеева, была мастерицей народной речи, хранительницей неисчерпаемых русских песен. Именно оно первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией и привила любовь в УНТ. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

    4 часть.

А) Выразительное чтение стих.

Слайд 12 (деревья, гнущиеся под ветром)

           Загадка.

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет (ветер)

Работа в альбомах. (Гнущиеся под ветром деревья).

 - Представьте, как ветер пригибает деревья к земле, и отобразите в своих рис.

3. Обобщение и систематизация знаний уч-ся.

    А) Беседа.

 - Кому посвятил свое стих., А.С.Пушкин?

 - Какие чувства он испытывал к своей «матушке»?

(искренние, душевно-теплые)

 Учитель.

   За свои стихи о свободе, А.С.Пушкин был выслан по приказу царя в с. Михайловское, в имение своих родителей. Только одна старушка, няня Арина Родионовна Матвеева, которая воспитывала поэта и преданно любила его, была с ним все время в Михайловском. Ее забота и любовь скрашивали его ссылку в деревне.

  Б) Сравнение рис., уч-ся к стихотворениям «Зимнее утро» и «Зимний вечер».

 - Какой изображена зима в стихотворение «Зимнее утро»?

(переменчивая; то вьюжная, то спокойная»

 - Какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки? 

   (то грустное, то веселое)

 -   Какой изображена зима в стихотворение «Зимний вечер»?

(суровая, вьюжная)

  - Какое настроение было у поэта, когда он писал это

стих?

(печальное, тоскливое)

 5.Итог урока.


Полный текст материала Интегрированный урок по чтениюна тему: «А.С.Пушкин "Зимний вечер"»; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Колесникова Людмила Ивановна  Ludmila2210
учитель начальных классов, г. Железноводск МОУ СОШ№5
30.06.2009 1 13923 3712
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
1 Наталья • 10:31, 10.11.2010
Очень интересный сайт и все разработки помогают в работе.