Урок-викторина по литературному чтению на тему: "Сказки А.С.Пушкина"; 3 класс

Урок-викторина по литературному чтению на тему: "Сказки А.С.Пушкина"; 3 класс

Урок - викторина + презентация литературного чтения в 3 классе на тему: Сказки А.С.Пушкина.
Книги - юбиляры -2011 года
(«Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

Тема: Урок – викторина по сказкам А.С. Пушкина
Цели:
1. Закрепить знания учащихся сказок А.С. Пушкина.
2. Формировать умение четко и ясно отвечать на поставленные вопросы
3. Учить работать в команде
4. Развивать образное мышление, речь, память
5. Прививать интерес к предмету.

Оборудование:
Мультимедиа, проектор, выставка книг, рисунки детей

Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка целей урока
Ребята мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали сказки А.С.Пушкина. Сегодня я предлагаю вспомнить и закрепить наши знания. Урок наш необычный. Проведем мы его в форме викторины по сказкам любимого поэта А.С.Пушкина.
3. Закрепление
Для этого нам нужно разделиться на две команды. Каждая команда будет получать жетоны за правильные ответы. (Дети делятся на 2 команды, подходя к столу и выбирая себе перевернутую эмблему.)
Первая команда - «золотая рыбка», вторая команда - «золотой петушок».
Итак, начнем с разминки.
( Детям предлагается среди портретов известных писателей найти портрет А.С. Пушкина.) – слайд 2
Вопросы разминки
1.Где родился А.С. Пушкин? (В Москве.)
2.Когда он родился? (6 июня 1799 г. )
3.На каком языке говорили в семье Пушкина?( В семье говорили на французском языке
4.Когда А. С. Пушкин начал сочинять стихи?( Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.)
5.Кто учил его писать по–русски ( Писать по-русски учила его бабушка)
6.От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны.)
7. Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? (6;5 и1 – не закончил.)
Слайд 3,4,5,6,7
5. А какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? Посмотрите на экран и назовите сказки по очереди . (Слайды – с 8 по 19)
(Дети в командах по очереди перечисляют названия известных им сказок. )
(Сказка о царе Салтане, Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о попе и о работнике его Балде, Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях, Сказка о золотом петушке, поэма «Руслан и Людмила», О Медведихе…)
Учитель: Молодцы! Победила команда.. Но это было легкое задание!
1 конкурс
Узнайте, из какой сказки эти строчки, продолжите.

1. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
………………………...
(То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир”.)

“Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
……………………….
(То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”,)

“Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
(Я б для батюшки царя
Родила богатыря”.)

2. Жил старик со своей старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно…(тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.)
3. “Свет мой, зеркальце скажи! Скажи
(Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”)
4. Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
“Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?”
Поп ему в ответ: …(“Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”)
Слайды – с 20-23
2 конкурс
Вопросы
1. Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон.)
2. В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон? (Комар – муха – шмель.)
3. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза.)
4. Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-й раз – тину, 2-й раз – морскую траву.)
5. Помогла ли рыбка старику и как?
6. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер.)
7. За какую плату согласился работать Балда? (За 3 щелчка.)
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.
3 конкурс
Узнай сказку по следующим словам:
1. Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне».)
2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Cказка о попе и о работнике его Балде».)
6. Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке».)
Конкурс капитанов
Слайды – с 24 по 32
ВОПРОСЫ по сказкам Пушкина (после того как ребенок ответил, показывается слайд с правильным ответом)
1. Какое животное в произведении Пушкина рассказывает сказки? (КОТ УЧЕНЫЙ)
2. Кто обманул чертей и наказал попа за жадность? (БАЛДА)
3. Про какого героя своей сказки А.С. Пушкин писал:
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!» (Петушок)
4. Кого послал старый бес соревноваться с Балдой? (Внука бесенка)
5. С кем сражался князь Гвидон? (с коршуном)
6. На чем плыли по морю Гвидон с матерью? (в бочке)
7. Как звали жениха царевны из «Сказки о мертвой царевне»?(Елисей)
8. Кто говорил такие слова «ты прекрасна, спору нет!» (зеркало)
Учитель – Молодцы, капитаны! Выиграла в этом конкурсе команда…
4 конкурс
Собери картинку
(Условия конкурса: каждая команда должна собрать разрезную картинку с иллюстрацией из сказки А.С. Пушкина (по типу мозаики). К столу подходят дети по очереди и выкладывают по одной детали. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее и назовет ее название.)
Учитель - Молодцы, ребята! Знаете хорошо произведения великого поэта. Сразу видно, что много читаете.
5 конкурс
Сказочный порядок
(Задания даются каждой команде одинаковые (2 экземпляра картинок). Выигрывает та команда, которая выполнит их быстрее.
1. На столах выложены картинки с изображением насекомых муха, шмель, комар из «Сказки о царе Салтане». Дети должны разложить их в «сказочной» последовательности: князь Гвидон сначала превратился в муху, потом в комара и, наконец, в шмеля.
2. На столах выложены картинки с изображением месяца, солнца и ветра. Дети должны расставить их в той последовательности, в которой царевич Елисей из сказки «О мертвой царевне» обращался к ним с вопросом о своей невесте (солнце, месяц, ветер)
3. На столах выложены животные: заяц, коза, слон, лиса, лошадь. Дети должны выбрать тех животных, которые помогли Балде из сказки «О попе и работнике его Балде» обхитрить чертят. (заяц, лошадь)

Конкурс 6
Числа
( Каждая команда вспомнит все числа, которые встречались в сказках А.С. Пушкина!
- Сколько лет рыбачил старик? 33 года
- Сколько раз кидал старик невод прежде чем поймать золотую рыбку? 3 раза
- Сколько раз ходил он с просьбами к рыбке? 5 раз (корыто, изба , дворянство, царица, владычица морская)
- Сколько просьб она выполнила? 4раза
- Сколько сыновей было у Дадона? (2 сына)
- Сколько раз летал царь Гвидон к Салтану? (3 раза)
- Сколько девиц сидело вечером под окном (3 девицы)
- Сколько вышло витязей на берег? (30 витязей прекрасных)
- Сколько было богатырей в сказке про мертвую царевну? (7 богатырей)
- Сколько щелчков отвесил Балда попу? (3 щелчка)

7конкурс

Узнай сказку по рисунку. (Детям показываются рисунки.)
1. Кораблик («Сказка о царе Салтане».)
2. Зеркало («Сказка о мертвой царевне».)
3. Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)
4. Яблоко («Сказка о мертвой царевне».)
7. Зайчонок («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

8. Месяц («Сказка о мертвой царевне».)

9. Лебедь («Сказка о царе Салтане».)
4.Итог урока
Учитель – Молодцы ребята, вы отлично знаете сказки Пушкина! Теперь нужно подсчитать, сколько очков вы набрали и узнаем, какая же команда победила.
- Победила ДРУЖБА!


Полный текст материала Урок-викторина по литературному чтению на тему: "Сказки А.С.Пушкина"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Трубицина Анна Владимировна  Анютик2010
учитель начальных классов, Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 341 г.Москва
06.12.2010 13 56490 7761
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (1)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 13
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
13 аир • 16:53, 12.10.2014
Спасибо! Очень интересный материал!
avatar
12 подружка • 09:34, 17.10.2013
Анна Владимировна! Спасибо большое!
avatar
11 natalia • 13:12, 06.08.2011
спасибо
avatar
10 Анечка8414 • 23:27, 20.06.2011
СПАСИБО ОГРОМНОЕ ЗА МАТЕРИАЛ. ОН ОЧЕНЬ ПРИГОДИЛСЯ, ПОТОМУ ЧТО ИНТЕРЕСЕН И УВЛЕКАТЕЛЕН.
avatar
9 m1971 • 19:28, 04.02.2011
Спасибо за урок! Очень понравилась как в презентации была построена беседа о биографии А.С.Пушкина
avatar
8 Suljara • 11:51, 27.12.2010
Интересный урок! детям очень понравилось!
avatar
7 Ирина3236 • 01:58, 24.12.2010
Анна Владимировна! Спасибо за красочный и интересный материал. Спасибо!
avatar
6 свет2010 • 12:05, 20.12.2010
Этот урок мне очень понравился . Работа по группам хорошо организует ребят . Спасибо .
avatar
5 ktkmrf • 23:02, 14.12.2010
Хороший материал. Спасибо.
avatar
4 Natalja3032 • 19:23, 13.12.2010
Замечательный материал, который полезен детям как на уроке, так и во внеклассной работе. Успехов в работе и творчества.
avatar
3 TanyaRudova • 16:33, 11.12.2010
Интересный, насыщенный урок. Много времени уделяется развитию речи учащихся. Ваш материал взяла для внеклассной работы. спасибо за урок.
avatar
2 Natalja3032 • 08:58, 09.12.2010
Хороший материал, который можно использовать как на уроеке. так и во внеклассной работе. Спасибо. Успехов в вашем нелегком труде.
avatar
1 shnuro4ek • 21:18, 08.12.2010
№787