Выступление на педсовете "Проектирование универсальных учебных действий через систему заданий по предметам"


2

 

«Проектирование УУД через систему заданий по предметам»

В ФГОС НОО содержится характеристика личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных), предметных УУД.

В концепции УМК «Школа России», с помощью которых в настоящее время учителями МБОУ «Лицей №1» реализуется ФГОС НОО, ценностные ориентиры формирования УУД определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.

Это человек:

  • Любознательный, интересующийся, активно познающий мир

  • Владеющий основами умения учиться.

  • Любящий родной край и свою страну.

  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,

  • умеющий высказать свое мнение.

  • Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Достижение результатов образования, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС) в значительной степени достигается благодаря эффективной системе заданий учебников УМК «Школа России».

«Школа Росcии» - это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного комплект «Школа России» работает с 2001 года.

УМК «Школа России» состоит из завершенных предметных линий учебников, которые включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников, приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Отдельно следует отметить навигационную систему учебников, пример:

 

Приведем пример, как формируются некоторые личностные результаты средствами разных учебных предметов в УМК «Школа России»:

- Личностные результаты:

1. Математика.

- Личностное УУД: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

В учебники 2—4 классов по математике включены страницы: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху», «Верно? Неверно?» Например, в учебнике по математике для 2 класса (2 класс: ч. 2, с. 46, 71), мы можем видеть следующие задания:

 

2. Русский язык

- Личностное УУД: начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Иллюстративный и текстовый материал отражает интересы людей разных полов (мальчиков и девочек), может способствовать выбору учащимися их профессии в будущем (быть агрономом, инженером, механизатором, лётчиком, лесником, доктором и др.), указывает, какие полезные дела могут мальчики и девочки выполнять дома и на даче, как мальчики должны относиться к девочкам, какими чертами им следует обладать по законам современного общества (они должны быть сильными, здоровыми, заботиться о младших, быть внимательными к сверстникам и др.) 2 класс, 1 ч., упр. 170; 2 ч., упр. 66, 68, 116, 134 и др. («?» - высказываем свое мнение)

 

3. Окружающий мир.

- Личностное УУД: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Во 2 классе в разделе «Общение» предусмотрено формирование представлений о нравственных нормах, освоение культуры поведения в семье, школе, в общественных местах. В частности, на основе анализа рассказа «Волшебные поступки» и собственных наблюдений предлагается сформулировать правила поведения для себя.

 

 

В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «Школа России» направлены на достижение следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы:

1. Математика

- Метапредметное УУД: готовность излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

В учебниках 2—4 классов содержится большое количество заданий и текстовых задач, которые предлагается выполнить разными способами, сравнить способы решения, объяснить каждый из них и выбрать наиболее рациональный. Например: 2 класс (ч. 1: с. 14, № 3, с. 15, № 4, с. 32, с. 40 № 4, с. 41, № 2, с. 42, № 4, с. 55, № 23, с. 61, № 8; ч. 2: с.18, № 3, с. 22, № 5, с. 25, № 25, с. 27, № 42, с. 31, № 8, с. 32, № 2;

 

 

 

2. Русский язык.

- Метапредметное УУД: способы решения проблем творческого и поискового характера.

Учащиеся под руководством учителя включаются в поиск ответа (выдвигают предположения, обсуждают их, анализируют текст, находят в нём необходимую информацию, делают выводы, сравнивают их с представленным в учебнике эталоном-определением или правилом) и таким образом включаются в процесс приобретения нового знания. Тема «Главные и второстепенные члены предложения»: «Сделай вывод, какую роль выполняют в предложении слова, которые не оставляют основу предложения?» (2 класс, 1 ч., упр. 33 и др.).

 

3. Литературное чтение

- Метапредметное УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Шмуцтитулы каждого раздела учебника (1—4 класс) определяют тему раздела, формулируют его цели и задачи, ориентируют на осмысление содержания учебного материала. Например:

Учебник 2 класса, часть 1, раздел «Устное народное творчество»:

 

В каждом учебнике (1—4 классы), начиная с 1 класса, выделены основные темы, предусмотренные программой. Перед каждой темой размещается шмуцтитул, на котором сформулированы познавательные цели и планируемые результаты её изучения. С учётом возрастных особенностей детей в учебниках 1—3 классов сформулированные на шмуцтитулах цели сопровождаются красочными иллюстрациями. Учебники 1—4 классов построены поурочно. В начале каждого урока приводится учебная задача, раскрывающая его познавательную цель. Такая структура учебников позволяет реализовать системно-деятельностный подход и даёт возможность учащимся заранее узнать, что они будут изучать и чему научатся при изучении темы, увидеть перспективу в работе и соотнести конкретные цели каждого урока с конечной целью изучения темы; позволяет формировать умения принимать и сохранять поставленную учебную цель.

В учебниках 1—4 классов структура урока представлена так:

— формулируется учебная задача — познавательная цель, поставленная в ряде случаев как проблемная ситуация, проблемный вопрос или как материал для активизации знаний, необходимых для работы над новым материалом;

— приводится математическое содержание и способы действий (практические и мыслительные) для достижения поставленной цели («Наблюдай», «Определи», «Объясни, почему», «Сравни», «Дополни» и др.);

— приводится материал для самоконтроля и оценки результатов работы по решению поставленной в начале урока учебной задачи.

 

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают специфику содержания предметных областей.

  1. Окружающий мир.

Предметное УУД: уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

На достижение указанного результата направлено изучение многих тем и разделов курса во всех классах. Во 2 классе — темы «Родная страна», «Город и село», «Семейные традиции», «Культура и образование», «Путешествие по Москве», «Московский Кремль», «Город на Неве», «Путешествие по Оке», проекты «Родной город (село)», «Родословная», «Города России».

 

  1. Русский язык.

Предметное УУД: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Первыми разделами каждого учебника являются: «Язык и речь», «Наша речь», где даются первоначальные представления о языке и речи, о значимости русского языка, о родном языке, о видах речи, о хорошей речи, о речи как важнейшей части нашего поведения в жизни. В учебниках представлены выразительные и благозвучные тексты о русском языке И. Тургенева, А. Куприна. А. Толстого, Д. Лихачёва, С. Маршака, К. Паустовского и др. (о них сказано в личностных результатах), которые способствуют воспитанию чувства уважения к родному русскому языку, пробуждению интереса к его изучению, формированию национального самосознания. Странички для любознательных в каждом учебнике о происхождении слов и специальные упражнения дают представление об источниках пополнения лексики словами из других языков.

 

В учебниках реализуется системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования.

Итак, данный материал подтверждает, что содержание учебников 1—4 классов направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по всем предметам.

 

Таким образом, система заданий учебников «Школа России» интегрирована в единую методическую систему, помогающую учителю обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые ФГОС. Комплект учебников «Школа России» представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение. Комплект реализует Федеральный компонент содержания образования и охватывает все образовательные области.

 


Полный текст материала Выступление на педсовете "Проектирование универсальных учебных действий через систему заданий по предметам" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ракова Ольга Ивановна  Olejik
14.01.2019 0 309 36

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0