Статья "ИКТ в начальной школе"



 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 3» городского округа город Уфа

Республики Башкортостан


 


 


 

Выступление на городском семинаре заместителей руководителей образовательных учреждений основного общего образования


 


 


 


 

ИКТ в начальной школе.

Творческая лаборатория учителя.


 


 


 


 


 

Подготовила

Маслова Галина Николаевна

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

 


 


 


 


 

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. /Слайд № 2/

Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников, и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, не в коем случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

/Слайд №3/ Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках..
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
• использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);
• введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
• проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
/Слайд №4/ Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию обучения;
• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
• усовершенствовать контроль знаний;
• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
• формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
• обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Это всё прописные истины, которые стали актуальны в современной школе.

В первое время после появления компьютеров в школе учителям было непонятно, что это, и какое отношение компьютер имеет к школе. В некоторых школах директора оборудовали компьютерные классы и на замок их, чтобы не дай бог, что-нибудь с ними не случилось. И, если запускали детей, то только на урок информатики. Вопрос о том, чтобы дать учителям начальных классов возможность приобщиться к компьютерам, и вовсе не возникал. Мы овладевали умением работать на компьютере постепенно и научились. На сегодняшний день только в нашей школе компьютеры имеют 73% учителей и примерно такой же процент учащихся. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учителей и учащихся, а для многих учителей стали нормой работы.
Информатика и ИКТ – это области знаний, которые идут вперед стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо все время учиться. Участие в районных и кустовых семинарах позволяет мне не только поведать коллегам о своей работе, но и услышать оценку своей деятельности. Обмен опытом с единомышленниками позволяет узнавать новые интересные приемы, методы, новшества, которые каждый открывал для себя ежедневным кропотливым трудом.
В нашем районе в последние 2 - 3 года все семинары и конференции проходят с применением ИКТ. Одна беда – техника стареет, выходит из строя, становится опасной для здоровья, но всё равно работа не останавливается.

В прошлом году в районе прошёл конкурс среди учителей начальной школы, применяющих ИКТ в образовательном процессе. Учителя – участники конкурса достойно представили конкурсные работы, показали свои знания, умения и навыки по применению ИКТ и владению ими. Затем подобные конкурсы прошли в школах, где учителя соревновались между собой.

Мне довелось быть членом жюри на подобном конкурсе в Ленино - Кокушкинской школе. Учителя этой школы очень опытные, с большим стажем работы, настоящие мастера своего дела. Каждый учитель – личность. И работы, которые они представляли, получили нашу высокую оценку.

Из достоверных источников мне стало известно, что впереди нас в районе ждёт ещё несколько подобных конкурсов, которые будут нацелены на то, чтобы дать возможность как можно большему количеству учителей заявить о себе и своей работе по применению ИКТ.

Таким образом, можно сделать вывод, учителя начальных классов не только умеют, мало того, они ещё и очень хотят работать и с компьютерными технологиями и с интернетом. И каждый учитель мечтает о том, чтобы у него в классе стоял компьютер. Больше всех, я думаю, мечтаю об этом я.

Так получилось, что я начала знакомиться с компьютером – системными программами, прикладными программами, мультимедийными приложениями несколько раньше, чем остальные учителя. И не раз выступала с этой темой на различных семинарах, конференциях, совещаниях. Трижды, с интервалом в 5лет, мне посчастливилось побывать на курсах по компьютерным технологиям. Дважды в ИРО у Рябовой Анны Анатольевны.

Моя методическая тема «Применение информационных технологий в обучении детей в начальной школе» и вся работа построена с применением ИКТ. Все открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступления, родительские собрания на школьном, на кустовом, на районном уровне я провожу с применением ИКТ. Благодаря интернету, я могу подготовить мультимедийное сопровождение любого урока , по любому предмету начальной школы, которые я веду, на любую тему. Дети к этому тоже привыкают и ждут, когда у нас будет какой-нибудь открытый урок с ПК. Жаль только, что такая возможность у нас есть только на открытых уроках. Вот если бы компьютер стоял в классе!

При создании презентаций к урокам получается следующее: урок провела, презентацию показала, а дальше? Отправила её в папку на хранение. Здесь мне помог интернет. Я стала размещать свои презентации на сайте Российского образовательного портала “rusedu.ru

На сегодняшний день мои работы можно найти в интернете. Где мои презентации и разработки скачивают другие учителя и применяют их в своей работе. Иногда я получаю отзывы с благодарностью по электронной почте. Это очень приятно, осознавать, что твоя работа кому-то принесла пользу.

После регистрации и подписки на сайте “It-n” - «Сеть творческих учителей» мне по электронной почте идёт большой поток информации: разработки уроков с презентациями, методические статьи, планирование, рекомендации по приёмам работы с разнообразными компьютерными программами и пр. Всё это я стараюсь освоить, веду систематизацию, только применить в своей работе могу не всегда – в классе нет компьютера, а жаль.

Такая деятельность позволяет мне оценить свою работу, сравнить с тем, как работают по применению ИКТ учителя по всей России. В последнее время я перешла к созданию презентаций многоразового использования – не на один урок. Я делаю презентации - методические пособия, которые можно применять как на уроках, так и внеклассных занятиях. С некоторыми из таких работ могу вас познакомить.

/ презентация «Синица» из папки «Все про синиц», «Состав слова», /

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.


       Итак, мы  видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже; активизирована  мыслительная  деятельность  каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка. 

В заключении хочу сделать такой вывод: /Слайд № 5/
Педагогу в настоящее время необходимо    научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке,  владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.  Для учителя компьютер -  это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ. 



 


Полный текст материала Статья "ИКТ в начальной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Маслова Галина Николаевна  Gala1242
18.03.2019 0 4397 398

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК