Статья "Использование технологии продуктивного чтения в начальных классах"


Технология продуктивного чтения.

"Книга есть жизнь нашего времени. В ней нуждаются все – и старые,
и молодые, и деловые, и ничего не делающие; дети – также" – это
высказывание В.Г. Белинского, к сожалению, потеряло свою актуальность
в наше время. (слайд 1.) Современные дети не любят читать. Чтобы дети все-таки взяли книгу в руки, родители прибегают к взяточничеству, например,
разрешают играть в компьютерные игры, посмотреть телевизор после того, как они прочитают несколько страниц.

Школьная практика подтверждает, что чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе заметно снижается.

Что нужно сделать, чтобы чтение было не принудительным, а желанным занятием. Как мотивировать так, как говорится, «чтоб... при чтении леденцы изо рта выпали»? То есть, чтоб читали с увлечением.

Сегодня, я предлагаю вашему вниманиюпознакомиться с методами и приемами организации продуктивного чтения на уроке.



Цель: Познакомить с методами и приемами организации продуктивного чтения на уроке.



Нежелание читать во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Но сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – важная задача учителя. С этой целью и была создана технология продуктивного чтения, которую я применяю на своих уроках литературного чтения. Данная технология разработана профессором Светловской Натальи Николаевны.иимеет три этапа работы с текстом: (слайд 3.)

  1. До чтения

  2. Во время чтения

  3. После чтения

С вычитыванием трех видов информации:(слайд 4.)

1. Фактуальной (то, о чем говорится в тексте в явном виде);

2. Подтекстовой (то, о чем говорится в неявном виде, «между строк», о чем грамотный и внимательный читатель догадывается из подтекста, включая свой жизненный опыт);

3. Концептуальной (в которой скрыт основной смысл текста, отражающий замысел автора).

Итак, (слайд 6.)

Первый этап - работа с текстом до чтения.

Цель этапа - прогнозирование содержания текста.

Главная задача учителя – вызвать у детей желание прочитать текст, создать мотивацию.

На этом этапе применяю прием "Антиципации"



- Представьте, что перед вами лежат учебники по литературному чтению, открыт новый текст. А вот название и автор произведения. (на слайде 7 -М.Пришвина «Изобретатель»).

-О чем может быть рассказ, написанный М. Пришвиным?

-А кто такой изобретатель?

-Почему слово «изобретатель», вынесенное в название рассказа, Пришвин взял в кавычки?

-Кто же в природе может быть изобретателем?

-Захотелось вам прочитать это произведение и проверить ваши предположения?



- Я вызвала у детей желание читать. Значит, я решила задачу 1 этапа работы с текстом.

- Мотивация к прочтению произведений создана, работа с текстом переходит во второй этап – во время чтения.(слайд 8.)

Цель этапа – понять текст и создать его читательскую интерпретацию (истолкование, оценку).

Главная задача учителя – обеспечить полноценное восприятие текста детьми.

В решении этой задачи помогает прием «Диалог с автором». Данный прием учит детей видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл), прогнозировать ответы на эти вопросы, проверять свои прогнозы по ходу чтения.



- Я хочу привести пример приема «Диалог с автором» на примере известного нам стихотворения Агнии Львовны Барто. Представьте, что вы его никогда не слышали и не читали.

НАША ТАНЯ ГРОМКО ПЛАЧЕТ(слайд 9.)
- Кто герой?

- Автор знает Таню? (знает, он говорит НАША Таня)
- Возраст Тани известен?
- Что с ней происходит?
- Почему она может плакать?
- Таня – взрослая женщина или маленькая девочка?
- Обратите внимание как она плачет. (громко) Почему? (привлекает внимание, просит)
- Может у неё чтото случилось?


УРОНИЛА В РЕЧКУ МЯЧИК(слайд 10.)
-Теперь вы знаете, почему плачет Таня? (причина)
-Можно ли теперь сказать, Таня большая или маленькая?
- Где происходит действие? (возле водоёма)
-Водоём большой или маленький? (речка, значит маленькая)
- Что значит уронила? (нечаянно)
- Почему же так громко плачет? (версия мячик – любимая игрушка)



ТИШЕ, ТАНЕЧКА, НЕ ПЛАЧЬ,(слайд 11.)

- Кому принадлежат эти слова?

- Скажите, пожалуйста, из этих слов понятно как автор относится к девочке? (Ласково, с любовью, потому что называет «Танечка»)

- А вот обратим внимание на слово «тише». Ты плачь только не громко? Или совсем не плачь. (успокаивает)

- А почему человек хочет успокоить? (значит, автор знает, что с мячиком ничего не случится)

- Давайте проверим свои предположения.



НЕ УТОНЕТ В РЕЧКЕ МЯЧ.(слайд 12.)

- Как автор помог Тане? Что он ей объяснил? (Мячик не утонет, потому что он резиновый)

- Что мы узнали о самом человеке, который пришел Тане на помощь? (Добрый, человечный)



- Что автор хотел сказать нам маленьким читателям этим произведением? (Автор учит нас сопереживанию, сочувствию и умению прийти на помощь ближнему в трудной ситуации, быть добрыми)

Третий этап - работа с текстом после чтения (слайд 13.)

Цель этапа - скорректировать читательскую интерпретацию авторским смыслом.

Задача учителя на этом этапе – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста детьми. На этом этапе уместны задания творческого вида.

Например, можно использовать прием «Кубик Блума». На обыкновенном детском кубике написаны первые слова заданий: «придумай, назови, предложи, почему, объясни, поделись».

- Я подкину кубик и выпадет любое слово. Например, сегодня выпало слово «Придумай».

- Придумай продолжение Тани.(слайд 14.)



Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
      +

Таня маме рассказала,
Мама к речке побежала,
Мячик, мячик приплыви,
Тане слёзы осуши.
Мячик маму не послушал,
А всё дальше плыл и плыл,
Чужой дядя всё подслушал
И за мячиком поплыл.
Дядя мячик тот достал,
Тане в рученьки отдал,
Таня громко рассмеялась
И снова мячиком игралась.

Выберите понравившуюся фразу и продолжите:(слайд 15.)

- Мне было интересно...

- Мне захотелось ...

- Мне было трудно ...

- Я бы хотел похвалить ...

подошёл к концу. Спасибо за внимание! (слайд 16.)



Учитель начальных классов: Самсонова Е.Г.




Полный текст материала Статья "Использование технологии продуктивного чтения в начальных классах" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Самсонова Елена Геннадьевна  Публикатор
21.03.2019 0 338 6

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0