Статья "Технологии оценивания образовательных результатов обучающихся"

Статья "Технологии оценивания образовательных результатов обучающихся"

Технологии оценивания

образовательных результатов обучающихся

 

Работа по ФГОС НОО ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. Существенно расширяется перечень видов и форм учебных работ, которые могут свидетельствовать о результатах учебной деятельности и подлежат оценке. В их число входят (слайд 1)

  • работы учащихся;

  • индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;

  • статистические данные;

  • результаты тестирования.

Совершенно очевидно, что оценивание сегодня является постоянным процессом, оно может быть только критериальным, критерии известны и учителю и ученику, разрабатываются в ходе совместной деятельности, учащиеся в ходе контрольно-оценочной деятельности приобретают навыки самооценки.

В своей работе использую технологию формирующего оценивания, основные формы такого оценивания, предлагаемые Мариной Александровной Пинской:(слайд 2) критериальное самооценивание, критериальное взаимооценивание, карта понятий, составление тестов.

 

 

 

Критериальное самооценивание. В процессе познавательной деятельности оценивается не только результат своей деятельности, но и процесс работы, приводящий к результату. Учащиеся четко представляют себе критерии оценки. Как же я организую такое оценивание? Наиболее простой инструмент оценки - это цветовая дорожка. (слайд 3)Ученик с помощью цвета самостоятельно оценивает, насколько он понял материал, может ли он выполнить задание, уверенно ли себя чувствует при ответе на вопрос. На слайде видно, что ученик, имея отметку 5 за работу, все же дает сигнал учителю, что он не уверен в правильности решения задачи. Также использую методику «Светофор», которая дает возможность давать сигнал учителю в реальном времени. Для оценки самостоятельной работы использую линеечки Галины Анатольевны Цукерман. В зависимости от количества критериев ребята чертят на полях отрезки и оценивают собственную работу по разным уровням. На слайде работу по русскому языку ученик оценивает по критериям: грамотность, каллиграфия, выполнение задания. Другой вариант этой методики – Лесенка успеха. (слайд 4)Даже не имея никаких знаков обратной связи, можно оценить себя при помощи руки. Такие приемы использую практически с первых учебных дней 1 класса.

На этапе контроля использую листы самооценки, они размещаются в тетради для контрольных работ. (слайд 5)Ученик, проводя работу над ошибками, фиксирует уровень выполнения каждого задания привычными для него цветами красный, желтый, зеленый. Со 2 класса начинаю данный вид работы, сначала коллективно, затем с помощью родителей, следующий этап 3-4 класс самостоятельно. На слайде представлены листы оценки по математике и русскому языку. По цвету сразу можно понять проблемные участки.

Критериальное взаимооценивание (слайд 6) применяем при оценке творческих работ, презентаций проектов, сообщений. Обсуждаем и фиксируем критерии оценки. Здесь используем листы достижений, карты оценки, отзывы. На слайде представлен лист самооценки деятельности на уроке литературного чтения по теме «В.Одоевский «Мороз Иванович»

Сравнительный анализ с русской народной сказкой «Морозко», жанровое своеобразие литературной сказки». Это таблица, которую ребята заполняют в ходе урока, оценивая свою работу в группе на каждом этапе.

Основная цель применения методики составления Карты понятий – определить, насколько хорошо ученики видят общую картину темы. Прежде чем применять данную методику, провожу большую работу по применению опорных схем. (слайд 7) Коллективно составляем схемы в ходе изучения нового материала, на следующем уроке восстанавливаем схему и рассказываем по ней.

Составление карт понятий использую как индивидуальную, так и групповую работу. Это продуктивная, творческая деятельность учащихся. Чтобы составить такую карту нужно не просто вспомнить учебный материал, но и выделить ключевые понятия, выстроить иерархию, наглядно представить связи между понятиями в схеме.

Так при изучении темы «Что такое почва» (слайд 8) в 3 классе появилась данная схема. Сначала определили, что почва необходима для развития растений, поэтому и схему изобразили в виде цветка. Эта работа была коллективной.

Четвероклассники пробуют самостоятельно составить схему. Это может быть на уроке, так и в качестве домашней работы. Часто выбираем летописца, который старается изучаемый материал представить в форме карты понятий, затем ребята задают вопросы летописцу, чтобы все понятия были отражены в схеме, он дополняет схему, если нужно. Эта методика хороша для уроков русского языка, окружающего мира, литературного чтения.

Составление тестов-это не только методика оценки, но и формирование коммуникативных УУД. Для того чтобы самостоятельно составить вопросы по теме, учащемуся нужно выполнить ряд действий: определить границы темы, определить, что он знает, составить высказывание, спрогнозировать ответ. Данную методику применяю на этапе закрепления темы.( слайд 9) Это позволяет выявить уровень выполнения домашнего задания, стимулировать интерес к выполнению такого рода домашнего задания за счет новизны работы, повысить ответственность при выполнении домашнего задания, поскольку одноклассники будут оценивать вопросы, развивать критическое мышление, внимание к мелочам.

У каждого были такие случаи в практике, когда кажется, что ребята усвоили хорошо материал, а после проведения контрольной работы испытываешь разочарование, что на самом деле это не совсем так. Понимаешь, что решать эту проблему уже сложно, так как нужно изучать другой материал. Предотвратить такой разрыв между желаемым и реальным помогает ранняя диагностика проблем процесса обучения. Использование формирующего оценивания помогает мне диагностировать процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии, и вносить своевременные изменения в образовательный процесс на основе полученной информации.


Полный текст материала Статья "Технологии оценивания образовательных результатов обучающихся" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шеремет Татьяна Ивановна  Публикатор
16.06.2019 0 1830 85

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК