Культура общения. Тема: «Правила вежливости и гостеприимства», 2класс


Цель: Научить анализировать и оценивать общение, речь, поведение среди окружающих; отличать истинную вежливость от показной; закрепить знания правил поведения в гостях.

Ход урока:
Ребята, тема нашего урока «Правила вежливости и гостеприимства». Мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили правила поведения вежливого человека и могли сразу оценить, правильно ли поступил тот или иной человек, либо вы сами. Беседа наша будет необычной. Она немного похожа на телевикторину «Что? Где? Когда?».Нашим помощником будет Мудрый Филин- недаром филина считают символом мудрости. Вокруг него вы видите цветные конвертами с вопросами и ответами.
(Учитель крутит волчок)

-Знатоками будете вы. Откроем конверт красного цвета, посмотрим, что в нем за вопрос.
Поскольку тема нашего урока «Правила вежливости и гостеприимства», проверим, знаете ли вы, как вежливо пригласить своих друзей к себе в гости. Какие правила приглашения вы знаете? (Ответы детей)
А теперь послушайте правила приглашения, которые вам предлагает запомнить Мудрый Филин.

Правила приглашения:
1. Приглашая к себе друзей, вы должны быть уверенны, что в вашем доме их примут приветливо, поэтому следует предупредить родных, что приедете с друзьями.
2. Родители должны знать, куда пошли их дети, иначе они будут волноваться. Поэтому, когда приглашаете к себе друзей, обязательно спросите, предупредили ли они домашних.
3.Если кто-то пришел к вам в первый раз, обязательно покажите, где находится туалет, ванная, какая дверь куда ведет.
4. Если дома есть кто-то из взрослых, обязательно представьте им своего друга.
5. Если хотите, чтобы друзья бывали у вас часто, постарайтесь быть к ним очень внимательными, не оставляйте гостя одного.

Давайте посмотрим, что же таится в других конвертах.
(Учитель крутит волчок)
В фиолетовом конверте вот такой вопрос: «Знаете ли вы правила поведения для хозяев?». Как вы понимаете значение слова «Гостеприимство». Давайте посмотрим, как ведет себя герой стихотворения О.Григорьева «Гостеприимство».
Встаньте с этого дивана,
А не то там будет яма.
Не ходите по ковру —
Вы протрёте в нём дыру.
И не трогайте кровать —
Простынь можете помять.
И не надо шкаф мой трогать
У вас слишком острый ноготь.
И не надо книги брать —
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути…
Ах, не лучше ль вам уйти?
Можно ли назвать хозяина дома гостеприимным? Что бы вы ему посоветовали? (Ответы детей)
Теперь послушаем советы Мудрого Филина.
Правила поведения для хозяев:
1. Приветливо встретить гостей, даже если они пришли без приглашения.
2. Пригласить гостей за стол, угостить чем-нибудь.
3. Позаботиться о развлечении гостей, сделать так, чтобы всем было интересно.
4. Следить за тем, чтобы гости не ссорились, чтобы им было приятно вместе.
5. Поблагодарить гостей за приход, подарки.
Поблагодарим Мудрого Филина за его советы и продолжим игру.

А теперь откроем зеленый конверт. Скажите, что вы сами больше всего любите, когда гости приходят к вам, например, на День рождения? (Получать подарки)
А нравится ли вам делать подарки другим?
Вот, как один мальчик решил это сделать:

«Подружке подарю машину,
Сестре отдам я автомат,
Отцу-модели бригантины
И клюшку - деду. Будет рад!
Для бабушки припас я гири,
Для мамы - видеоигру.
Мой принцип - самый лучший в мире:
Что нужно мне – то и дарю!»

Вы придерживаетесь такого же мнения? Что подарить своим родным, друзьям? Как правильно выбрать подарок? (Ответы детей)
Советы от Мудрого Филина:
Как выбрать подарок
1. Подарок должен выбираться с уважением, с любовью, к тому, для кого он предназначен.
2. Он должен соответствовать интересам, возрасту, того, для кого вы выбираете.
3. Подарок должен быть не только красивым, изящным, но и полезным, чтобы человек тепло и часто вспоминал о вас.
4. Никогда не называйте цену подарка, не говорите, как трудно вам было его найти или сколько времени понадобилось вам, чтобы его изготовить.
5. Никогда не дарите домашних животных, если вас об этом не просили или точно не знаете, что подарку будут рады.
6. Помните, подарок должен быть упакован. Упаковка должны быть красивой и оригинальной. Не заворачивайте подарок в газету.
7. Всегда хороший подарок - цветы. Цветы можно дарить всем и по любому поводу.

(Учитель крутит волчок)
В синем конверте вот такой вопрос: знаете ли вы правила поведения за столом?(Ответы детей)
Чтение правил поведения за столом, которые предлагает Мудрый Филин:

Правила поведения за столом:
1. Не тянитесь через весь стол или через соседа за каким-либо блюдом, попросите его вам передать это блюдо.
2. Не говорите громко, старайтесь не привлекать к себе всеобщего внимания.
3. Не обращайтесь через весь стол к кому-либо, разговаривайте с соседями по столу.
4. Ешьте не торопясь.
5. Не говорите о том, что то или иное блюдо не очень вкусное – все блюда надо похвалить.
6. Не говорите с набитым ртом.
7. Говорите, прежде всего, о том, что интересует хозяина, именинника, пригласившего вас.
Наконец последний желтый конверт.
Время в гостях прошло быстро, вам пора прощаться. Что нужно не забыть перед уходом? (Ответы детей)
Мудрый Филин советует:
Перед уходом не забудьте попрощаться. При прощании обязательно еще раз поблагодарите за приглашение, скажите о том, как приятно было провести это время, вечер в этом доме, поблагодарите родителей вашего друга (подруги) за праздник, устроенный для вас.
Не забудьте пригласить товарища к себе в гости, договоритесь о следующей встрече- этого требует этикет.

Подведение итогов:
Чтение сказки Ал. Иванова «Как Хома невежливым был» по ролям.
- Чему учит эта сказка?
- Какие правила вежливости нарушили Хома и Суслик?
-Что бы вы могли им посоветовать?

Список использованных источников:
http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=3751898&tagid=73371
http://znayka.net/oleg-grigorev/gostepriimstvo.html
http://www.kids.myriads.ru/%C0%EB%FC%E1%E5%F0%F2+%C8%E2%E0%ED%EE%E2/12363/9.htm
Купина Н.А. , Стернин И.А Азбука вежливости. – Воронеж, 1998.
Ладыженская Т.А и др. Детская риторика. 2 класс. М., 2005.
Энциклопедия хороших манер. Сост. В. Пивовар. Спб, Диамант, 1996.

Автор: Шкваровская Татьяна Николаевна  tania-shk
-, Моу " РСОШ № 11" города Рыбница, Молдова
09.11.2010 2 22248 0
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 2
avatar
2 Шайх • 21:50, 19.01.2011
Мне урок понравился. Обязательно проведу в своём классе. Спасибо!
avatar
1 Ellix • 22:45, 11.11.2010
Спасибо за классный час. Хорошо бы было, если сюда добавить физминутку.