"А у нас стряслась беда: сочиненье снова..." (экспресс-программа подготовки выпускников к зимнему сочинению)


Сочинение оценивается по пяти критериям.
Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится незачет.
Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Критерий № 1. Соответствие теме. Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

Незачет ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется зачет).

Критерий № 2.  Аргументация. Привлечение литературного материала. Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Незачет ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется зачет).

Критерий № 3. Композиция и логика рассуждения. Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
Незачет ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется зачет).

Критерий № 4. Качество письменной речи. Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. 

Незачет ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется зачет).

Критерий № 5. Грамотность. Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
Незачет ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

 


Полный текст материала "А у нас стряслась беда: сочиненье снова..." (экспресс-программа подготовки выпускников к зимнему сочинению) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Суязова Ирина Анатольевна  pilot1974
учитель русского языка и литературы, МБОУ Каменская СОШ №1 с УИОП Воронежской обл.
06.11.2014 5 4535 3617
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 5
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
5 Классная3571 • 12:58, 24.01.2015
Ирина Анатольевна, огромное спасибо за опубликованные Вами материалы по такой актуальной проблеме, как подготовка одиннадцатиклассников к выпускному сочинению. Я уверена, что Ваш труд посчитают весьма полезным многие. Особенно благодарю Вас за разработанный Вами список тем сочинений по всем пяти направлениям и приложение, в котором приведены отрывки из художественных произведений, которые можно использовать при аргументации. Однако мне бы хотелось с Вами немного не согласиться относительно приведенных Вами стихотворных цитат в примерах сочинений. Известно, что ученики не имеют права пользоваться текстами художественных произведений на экзамене, а выучить наизусть столько цитат невозможно (не забывая и об авторской пунктуации), да и нужно ли?
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 elekravco • 21:23, 18.12.2014
Спасибо. Будем активно применять в практике. Действительно, доступное объяснение, понятное детям. Надеюсь за год десятиклассники освоят азбуку написания сочинения "не на литературную" тему.
avatar
3 русиш • 23:32, 12.12.2014
Ирина Анатольевна, вы большая умница! Спасибо за грамотный ресурс! Пошаговое доступное объяснение материала, актуально и просто. Методически грамотно выстроена работа. Эта работа будет всегда востребована. Она учит детей писать сочинение.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 lenacubasova • 11:07, 07.11.2014
очень нужный материал, прояснил некоторые моменты в проведении работы.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Rosaliya0158 • 22:25, 06.11.2014
Бесценный материал! Времени остается все меньше и меньше, и ваша разработка очень кстати.