Статья "Классный час в системе работы над проблемой социализации личности ребенка"; для 7 кл.


Гончарова Валерия Валентиновна, ГБОУ СОШ № 292 Санкт-Петербурга, учитель истории

Работа классного руководителя над социализацией личности ребенка


Как мне кажется, одной из главных проблем воспитания детей в современном мире является их разобщенность, ярко выраженный индивидуализм, неумение общаться в коллективе. Эти особенности имеют как объективные причины, так и субъективные причины, которые нам хорошо известны.

Однако, жизнь взрослых людей в современном мире выдвигает очень большие требования к коммуникативной культуре.

Поэтому свою задачу я вижу в том, чтобы подготовить ребят к выполнению социальной роли.

Исходя из этого, можно сформулировать цели и задачи, стоящие передо мной, как перед классным руководителем:

Основная педагогическая цель: Формирование у воспитанников гуманистического мировоззрения, сознательного гражданского отношения к окружающему миру, природе, людям и самому себе. В итоге формула целеполагания может быть представлена таким образом:


Человек + Личность + Гражданин


Задачи:

Не разрушая индивидуальные особенности ребенка, способствовать развитию его духовных и творческих способностей.

Формировать воспитательное пространство в малом социуме, способствовать социализации учащихся.

Формировать умение организовать собственную жизнедеятельность, творческое взаимодействие со сверстниками, старшими и младшими.

За время работы у меня сложилась своя система воспитательных мероприятий, главным звеном которых являются классные часы.

Особенность классных часов, в отличие от других мероприятий, в том, что это еженедельные встречи. Поэтому они позволяют быстро реагировать на любые события, происходящие в этот короткий промежуток времени.

Я начала свою работу в 5 – ом классе по системы Элиасберг. Постепенно увидела необходимость в элементах психологического тренинга.

К 6-ому классу у нас сложилась своя структура классных часов. Условно ее можно разбить на три блока:

1. Подготовительный этап. В это время работают организаторы, т.е я и кураторы совета старшеклассников. Девочки с нами уже три года и ребята относятся к ним с большой теплотой и доверием. А так же «специальные корреспонденты», т. е. два человека из класса, которые еженедельно меняются. В их задачу входит фиксировать все важные события как в классе, так и в жизни одноклассников, как в стенах школы, так и за ее пределами.

2. Проведение классного часа можно разбить на блоки.

А) Обсуждение событий недели начинает выступление специальных корреспондентов, которые делятся своими наблюдениями, подводят итоги какой-либо работы, поздравляют одноклассников с успехами, ставят проблемы. После этого каждый ребенок имеет возможность высказать свое мнение, суждение, дополнить корреспондентов.(мы всегда садимся в круг и слово передается по кругу).

Б) Выявление проблемы. Выслушав все высказывания, мы находим главную проблему и намечаем пути ее решения.

В) и третий этап – это решение уже выявленных ранее проблем посредством психологических игр и тренингов.


3. Завершается классный час придуманным ребятами ритуалом, после чего моя задача проанализировать услышанное и вернуться к первому блоку.


Главным успехом своей работы я считаю то, что мне удается создавать такое пространство в минисоциуме, в котором, сохраняя свое «я», ребенок социализируется как личность.

Я стараюсь дать ребятам возможность проиграть разные социальные роли, чтобы во взрослой жизни они могли не растеряться, самоопределиться, делая выбор нравственным путем.


Пример классного часа ( 7 класс).

Цель: Развитие потребности и готовности к самопознанию, самоопределению, созидательной деятельности.

Задачи: Формировать умение организовать собственную деятельность, творческое взаимодействие со сверстниками и старшими.

Отработка посредством тренинга умения быть внимательными.

Продолжить с помощью психологических игр формирование навыков работы в коллективе.

Подготовительный блок.

Работа «специальных корреспондентов»: назвать основные события недели, подвести итог 10 дней соревнования «Учимся хорошо» на параллели 6 – 7 классов, подвести промежуточные результаты участия в школьном фестивале «Школьная звезда», посвященному 40-летию школы.

Работа организаторов.

Классный руководитель: подготовить тренинги на внимание, подготовить оборудование для проведения игр, подготовиться к проведению совместно с кураторами игры «Лунная экспедиция»

Кураторы совета старшеклассников: подготовить проведение игр «Обсерватория» и «Лунная экспедиция».



Проведение классного часа.

1. Традиционно классный час начинается с игры.
Для этой игры понадобятся несколько мягких игрушек. Играющие садятся в круг. Задача — перекидывать игрушку от одного человека к другому так, чтобы она побывала в руках у каждого игрока только один раз. В какой-то момент ведущий вводит в игру вторую игрушку. Игрушки должны побывать в руках у каждого только один раз. Игра дает возможность увидеть каждого в классе, помогает включиться в работу всем коллективом.

2. Выступление «специальных корреспондентов» и обсуждение предложенных тем классом.

Темы этой недели

- участие класса в фестивале «Школьная звезда»;

- итоги конкурса между 7-ми классами «Учимся хорошо» за 10 дней декабря;

- итоги работы команды – участницы школьного конкурса «Чистота и забота – школе»;

- обсуждение интересного урока по рисованию;

- обсуждение зачета по геометрии (первый зачет)


Итог обсуждения: На этой неделе серьезных проблем в классе не возникло.


3. Игры на внимание. (Неделю назад ребята назвали недостаток внимания главной причиной проблем в учебе. Было решено тренировать внимание.)


А) «Обсерватория». (Ребята должны, внимательно наблюдая за ведущими, запомнить движения и звуки, имитирующие работу космической обсерватории, и их последовательность. Те ребята, которые хорошо все запомнили, берут на себя роль ведущего)


Ведущие:

Представьте себе, что мы посетили обсерваторию.
Открываются створки вжик-вжик (две ладони перед лицом разводятся в стороны)
Выдвигается телескоп у-у-у- (одна рука вперед, вторая - у лица)
Протираем окуляр шип-шип-шип (как будто протираем окно)
Видимость хорошая о-о-о (правой рукой - знак О'кей)
Увидели звездочки дзынь-дзынь (сжимаем и разжимаем кулаки три раза)
Летит комета тр-р-р-р (правой рукой волнообразное движение)
С диким воем пролетел «Буран» (рев, кулак бьет об ладонь)
А вот и метеорит - ой! (отпрянуть, как от удара по лицу)
Начался метеоритный дождь, и мы решили быстро свернуть все обратно.
Все быстро делается в обратном порядке.



Б) «Верни на место». Ребята делятся на две команды (рассчитавшись на «первый – второй», таким образом, каждый раз создается новый состав команд, в которых взаимодействуют ребята) и выстраиваются в две линии друг напротив друга. Минута наблюдения и ребята отворачиваются в разные стороны, быстро меняют что-либо в своей внешности и по команде ведущего поворачиваются друг к другу лицом. Далее называются все произошедшие и замеченные изменения.


4. «Лунная Экспедиция». Игра на командную работу, умение совместно принимать решения.

Оборудование: текст игры, бланки ответов, ручки на всех участников.

Описание игры: участники действуют в составе своих команд. Ведущий

рассказывает «легенду» и объясняет условия игры. После этого раздает каждому

бланк ответов и ручку.






Бланк ответа:


Индивид, решение

Решение команды

Коробок спичек



Пищевой концентрат



20 метров нейлоновой веревки



Парашютный шелк



Портативный нагревательный прибор



Два, 45-калибр. пистолета



Одна упаковка сухого животного молока



Два, 50 кг баллона с кислородом



Карта звездного неба (вид с Луны)



Спасательный плот



Магнитный компас



20 литров воды



Сигнальные ракеты



Аптечка и шприцы



FM приемопередатчик на солнечной энергии




Легенда: вы - член экипажа космического корабля, который по плану должен был встретиться с базовым кораблем на освещенной стороне Луны. Из-за механических поломок ваш корабль вынужден был произвести посадку в 300 км от назначенного пункта встречи. В процессе посадки большинство оборудования на борту было уничтожено. Теперь выжить можно, только добравшись до базового корабля. Вам нужно выбрать самые необходимые вещи для 300 км путешествия. Ниже приведен список 15 вещей, которые уцелели и остались неповрежденными после посадки. Ваша задача - расположить эти вещи в порядке их важности для того, чтобы дойти до условленной точки встречи с базовым кораблем. Под номером 1 поместите самую важную вещь, под номером 2 - вторую по важности вещь и так далее до номера 15 - наименее важной вещи.

У вас есть 5 минут для индивидуальной оценки вещей. Затем у вас есть еще10 минут, чтобы обсудить ваше индивидуальное решение в команде и придти к общему согласию по расположению вещей в порядке важности.


Правила:

- каждый член команды должен согласиться с выбором и окончательным решением;

- голосование и компромиссы не разрешены;

- окончательное решение должно быть принято в течение 10 минут;

- лидер команды должен быть готов объяснить, по каким причинам вещи расположены именно в таком порядке.

Рефлексия.

• Удалось ли вашей команде прийти к общему решению?

• Какова была стратегия приема коллективного решения?

• Каковы были стратегии поведения отдельных участников?

• Каждый ли имел возможность поучаствовать в принятии решения?

• Все это лишь игра. Почему каждый из вас относился к заданию так серьезно?


Комментарии: классный руководитель и кураторы выполняют роль наблюдателей. Их задача - не вмешиваясь в работу группы подмечать стратегию их действий, общую атмосферу во время работы и т.д. Потом наблюдатель делится своими заметками с группой. По окончании игры участники ознакомятся с ответами N.A.S.A


1

Два, 50 кг баллона с кислородом

Удовлетворяют потребности в кислороде, но кислород не может заменяться вне корабля и два баллона не достаточно для выполнения миссии.

2

20 литров воды

Пополнения воды теряются за счет потения и т. д.

3

IЗвездная карта

Принципиально для поиска нужного направления, но карта может использоваться только на темной стороне I луны.

4

IПищевой концентрат

Обеспечивает потребности в пище, но вне скафандра пища не может быть приготовлена и съедена.

5

'FM приемопередатчик на солнечной энергии

Передатчик сигнала бедствия, возможное сообщение с базовым кораблем. Работает только на светлой стороне луны.

6

20 метров нейлоновой веревки

Используется для связки с ранеными, помогает при I подъемах в гору.

7

Аптечка и шприцы

Таблетки и лекарства очень ценны, но вне скафандра шприцы использоваться не могут.

8

Парашютный шелк

Защита от солнечных лучей.

9

Спасательный плот

Снабжен баллонами с С02 для самостоятельного I движения.

10

Сигнальные ракеты

Для подачи сигнала бедствия при возможности быть увиденным, но требуют наличие кислорода и соответствующей силы тяжести.

11

Два 45-калибр. пистолета

Из них можно сделать устройство для движения с реактивной тягой. Но пистолеты не будут действовать при лунной гравитации и сила отдачи может убить стрелка.

12

Одна упаковка сухого I животного молока

Разбавляется водой для питья, но не может быть приготовлено и употреблено вне скафандра.

13

Портативный нагревательный I прибор

Может быть использована только на кораблях прилунившихся на темной стороне луны. Не будет работать без энергии и кислорода.

14

Магнитный компас

Не будет работать, так как на Луне нет магнитных полюсов.

15 | Коробок спичек

Бесполезен в безвоздушной атмосфере.



Однако резкие перемены температуры на Луне в любом случае не дадут завершиться этому путешествию.


5. Традиционное прощание (после подведения итогов «Лунной экспедиции). У нас сложился ритуал прощания: все вновь встают в круг, классный руководитель протягивает в центр круга руку, ребята кладут сверху свои руки. Классный руководитель слегка покачивает вверх руки и считает «раз, два, три». На счет «три» все произносят «Пока!». Классный час окончен.



Источники информации:

Игра «Обсерватория» http://vozhatim.org.ua/showthread.php?t=120

Игра «Верни на место» http://www.razumniki.ru/igra_konkurs_8_marta.html

Игра «Лунная экспедиция» http://iemcko.narod.ru/2554.html (в данном случае игра немного переработана, вместо игры «Путешествие на воздушном шаре»)


Полный текст материала Статья "Классный час в системе работы над проблемой социализации личности ребенка"; для 7 кл. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гончарова Валерия Валентиновна  Валерия1576
08.01.2012 0 3996 1072

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0