Внеклассное мероприятие по теме "200 дней и ночей Сталинграда", 4 класс


200 дней и ночей Сталинграда!

Цели: Пополнить знания об истории нашей Родины; расширять представления учащихся о Сталинградской битве, формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.
Оформление: репродукции картин, посвященных войне, памятников войны; выставка книг о Сталинградской битве, аудиозаписи песен о войне, карта военных действий.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
«I этап Сталинградской битвы (17 июля – 12 сентября 1942 г.)».
Учитель: Сегодня на уроке мужества мы перелистаем страницы истории Сталинградской битвы. В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства. И такие ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая воля к победе, беззаветное мужество и храбрость, воинское братство народов нашей страны, стали священными для защитников Сталинграда.
Ведущий 1
Сталинградская битва - одна из крупнейших битв Второй мировой войны. Она продолжалась 200 дней. Красная Армия перехватила у противника стратегическую инициативу и удержала её до конца войны. Это была победа не только армии, но и всего советского народа в результате несгибаемой стойкости, мужества и массового героизма на фронте и в тылу.
Ведущий 2
Летом 1942 г. обстановка складывалась далеко не в пользу нашего государства. Имея полное превосходство в силах, противник вел бешеное наступление. Гитлеровцы считали, что они легко овладеют Сталин¬градом силами только 6-й армии до 25 июля. Но упорное сопро¬тивление советских войск спутало планы врага.

Учитель: -Ребята, почему именно Сталинград стал целью захвата гитлеровской армии?
Ведущий 1
Потеря Сталинграда имело бы крайне тяжелые последствия для России. В те годы основным источником нефти для страны был Кавказ. Главной артерией, по которой «черное золото» поступало в центр страны, была Волга, по ней переправляли и донской хлеб. Взять под контроль реку означало бы лишить двигатели топлива, промышленность- сырья, экономику в целом электроэнергии, население тепла и хлеб. Потому, не считаясь с потерями, гитлеровцы основные удары летом-осенью 1942 года нацелили на Сталинград.
Ведущий 2
12 июля фашистские войска вторглись в пределы Сталинградской области. 14 июля в ней было объявлено военное положение. 23 августа 1942 года немецкие самолеты под командованием В. Рихтгофена подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000 самолето-вылетов. Несмотря на противодействие советской авиации и зенитной артиллерии, сумевших сбить 120 фашистских самолетов, город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия. 23 августа 1942 года - самая скорбная дата в истории Сталинграда.
1 ученик
Помнишь, как в бой за Царицын,
Шел за отрядом отряд
Подвиг бойцов повторился
В битве за наш Сталинград.
2 ученик
От рожденья земля не видала
Ни осады ни битвы такой,
Содрогалась земля и краснели поля
Все пылало над Волгой рекой.
1 ученик
За каждый дом… но не было домов –
Обугленные, страшные остатки
За каждый метр- но к Волге от холмов
С тягучим воем наползали танки
И оставались метры дот воды и Волга холодела от беды.
2 ученик
Следы врага - развалины и пепел
Здесь все живое выжжено дотла .
Сквозь дым не солнца в черном небе
На месте улиц - камни и зола.
3 ученик
В зное заводы , дома, вокзал, пыль на крутом берегу,
Голос Отчизны ему сказал
-Город не сдай врагу,
Верный присяге русский солдат
Он защищал Сталинград.
1 ученик
Кто ты? С Днепра или с Дона?
Где твоя Родина, брат?
Под боевые знамена
Всех нас собрал Сталинград.
2 ученик
Тучи клубятся над Волгой
Бой от зари до зари
Все мы теперь Сталинградцы,
Все мы теперь волгари.
3 ученик
«Стоять на смерть, ни шагу назад!»-
Такой был девиз у наших солдат
И жизни своей не жалели они
Врага изгоняя с родимой земли.
1 ученик
Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России –
И всю ее прикрыл собой!
«II этап Сталинградской битвы (12 сентября – 18 ноября 1942 г.)».
Ведущий 3
Немцы 13 сентября начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои. К исходу дня немецкие части овладели вокзалом и господствующей высотой – Мамаевым курганом. Но прибывшая с левобережья 13-я гвардейская дивизия генерала А.И. Родимцева выбила фашистов из центра города, а затем захватила и курган. Две недели шла яростная борьба за вокзал. 13 раз он переходил из рук в руки. День 14 октября стал самым страшным для защитников Сталинграда. Всё утро город беспрерывно бомбили. Горело всё: и земля, и вода, и люди. Все дни месяца были самыми тяжёлыми. Но наши солдаты продолжали верить в победу.
Ведущий 4
Непосредственную оборону Сталинграда выполняли две армии - 62-я и 64-я. Они приняли на себя основной удар. Но конечный успех оборонительного сражения определялся стойкостью не только этих армий, но и активными действиями остальных сил Сталинградского направления, которые оттягивали на себя значительную часть сил противника. Бои не прекращались даже в ночное время. Советские войска не только мужественно оборонялись, но и постоянно наращивали мощь своих контрударов. В результате к середине ноября противник утрачивает инициативу и окончательно переходит к обороне.
Звучит песня А. Пахмутовой «Горячий снег».
Ведущий 3
В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал ключевой позицией обороны города. Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над округой. Вот почему здесь столько дней и ночей ( с 28 сентября 1942 года по 26 января 1943 года) бушевала жесточайшая битва. В дни боёв, даже зимой, курган чернел, как обугленный. Здесь насмерть стояли советские воины, сражаясь за ключевую позицию обороны города, здесь решалась судьба будущей победы.
Сталинград представлял не только зрелище тяжелого разрушения. Он демонстрировал умение советских людей противостоять врагу.
Ведущий 4
Не только в стране, но и за рубежом известен «Дом Павлова».
В конце сентября 1942 г. командир отделения сержант Я. Ф. Павлов, выполняя приказ командира, первым проник вместе с тремя бойцами в четырехэтажный дом, уже занятый гитлеровцами.58 суток - срок больший, чем Германия затратила на захват це¬лых европейских государств, яростно и ожесточенно штурмовали фашисты развалины дома, который стал для них неприступной крепостью. Выстояв в кромешном аду, защитники дома 24 ноября вместе со своей дивизией перешли в стремительное наступление.
Ведущий 3
В дни битвы гремела слава о снайпере сибиряке В. Г. Зайцеве. Более 300 гитлеровцев уничтожил он в уличных бо¬ях. Попал ему на мушку и руководитель немецкой снайперской школы в Берлине майор Конингс.
Связисты В. П. Титаев и М. М. Путилов, оба смертельно ранен¬ные, во время исправления повреждения телефонной линии, теряя сознание, восстановили связь, зажав концы оборванного провода зубами.
Артиллерист Болтенко, оставшись у орудия один, смело вступил в единоборство с 15 вражескими танками и одержал победу.
Морской пехотинец Михаил Паникаха загорелся от разбитой бутылки с зажигательной смесью, с которой он бросился на танк. Не останавливаясь, уже живым факелом он вскочил на танк и собой поджёг фашистскую машину.
Ведущий 4
Беспримерное мужество сталинградцев потрясало даже бывалых гитлеровских вояк: « Описать, что здесь происходит, невозможно. В Сталинграде сражаются все, у кого есть голова и руки, - мужчины и женщины». Фашисты гибли сотнями. Главным в письмах немецких солдат становится мотив предчувствия смерти:«Мы никогда уже не покинем Россию»; «каждый из нас здесь и погибнет»; «если из-за этого письма меня притянут к военному трибуналу и расстреляют, это будет для меня благом».
К середине ноября наступательные возможности немецких войск окончательно иссякли. Потеряв в боях за Сталинград около 700 тыс. убитыми и ранеными, более 1 тыс. танков и свыше 1,4 тыс. самолётов, немецкие войска вынуждены были к середине ноября перейти к обороне.
(звучит песня "Поклонимся великим тем годам")
Ученик 4
Здесь все смешалось в этой круговерти :
Огонь и дым, пыль и свинцовый град.
Кто уцелеет здесь ... до самой смерти
Не позабудет грозный Сталинград .
Ученик 5
Пусть против нас здесь тысячи орудий
На каждого - десятки тонн свинца.
Пусть смертны мы, пускай мы только люди,
Но мы верны отчизне до конца.
Ученик 6
Пусть отступать пришлось нам долго
Ценою горя и утрат
Но « нет для нас Земли за Волгой» -
Сказал впервые Сталинград!
Ученик 4
Они прикрыли жизнь собою,
Жизнь начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.
Ученик5
И вот приказ «Назад - ни шагу!
Суровый сталинский приказ
Вселил в сердца людей отвагу
Что не далек Победы час.
Ученик 6
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал,
Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад –
Он защищал Сталинград.
Ученик 4
Сто пикировщиков выли над ним
В небе, как огненный змей,
Он не покинул окопа, храним
Верностью русской своей.
Меж обгорелых черных громад
Он защищал Сталинград.
Ученик 5
Танк на него надвигался, рыча,
Мукой и смертью грозил.
Он, затаившись в канаве, сплеча
Танки гранатой разил.
Пуля – за пулю. Снаряд – за снаряд.
Он защищал Сталинград.
Ученик 6
Смерть подступала к нему в упор.
Сталью хлестала тьма.
Артиллерист, пехотинец, сапёр –
Он не сошел с ума.
Что ему пламя геенны, ад?
Он защищал Сталинград.
Ученик 4
Время придет – рассеется дым,
Смолкнет военный гром.
Шапку, снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нем:
- Это железный русский солдат,
Он защищал Сталинград.
«III этап Сталинградской битвы (19 ноября – 3 февраля 1943 г.)»
Ведущий 5
19 ноября 1942 г. предутреннюю тишину донских степей разорвали мощные залпы свыше 7 тыс. орудий и минометов Юго-Западного и Донского фронтов. На врага обрушилась огнен¬ная лавина реактивных снарядов «Катюш». Войска обоих фронтов одновременно перешли в наступление, прорвали оборону против¬ника и, ломая его ожесточенное сопротивление, пошли вперед.. 23 ноября соединения фронтов встретились. Группировка противника численностью в 330 тысяч человек с многочисленной техникой попала в окружение.
Ведущий 6
Командование вермахта приняло решение удерживать Сталинград и деблокировать окруженные войска, и танковая группировка под командованием генерала Гота 12 декабря 1942 года переходит в наступление. К 19 декабря в наступлении уже участвовало свыше 300 немецких танков. Но благодаря мужеству и стойкости советских войск наступление удалось остановить, а затем, с приходом подкреплений, отбросить от Сталинграда на 200 километров.
Ведущий 5
10 января громом орудий и реактивных установок на¬чался завершающий этап разгрома врага, 31 января войска 64-й ар¬мии взяли в плен Паулюса вместе со штабом. Мощные удары советских войск подавили последние очаги со¬противления. 2 февраля 1943 г. в 16.00 историческая Сталинград¬ская битва закончилась.
Радостной волной прокатилась по всему миру новость о разгроме фашистских войск в районе Сталинграда и вдохновила силы сопротивления Европы на дальнейшую борьбу с фашизмом. Мир был поражен и восхищен легендарной победой советских войск, которая положила начало коренному перелому в ходе всей второй мировой войны.
Ученик 7
Вы слышите? У Сталинграда в морозном воздухе звучит.
Победным громом канонада и вся Германия дрожит,
Врагам метаться бесполезно их валит орудийный смерч,
Сдавила их петлей железной давно искавшая их смерть.
Ученик 8
Под Сталинградом был смертельный бой
Все защищали город наш родной,
Горит огонь, как память грозных лет,
Мы будем помнить, всех кого сегодня нет.
Ученик 7
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Пусть память вечную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Ученик 8
От нас далёки годы эти,
Но вспомним мы о них стократ.
Пусть славят гимном на планете
Геройский город Сталинград. Профессор ВолгГТУ А.Л. Плотников
Ученик 7
Февраль – февраль, солдатский месяц-
Пурга в лицо, снега по грудь.
Сто лет пройдёт. И сто метелиц.
А мы пред ними все в долгу.
Февраль – февраль. Солдатский месяц –
Горят гвоздики на снегу.
Ученик 8
В свой срок – не поздно и не рано-
Придёт зима, замрёт земля.
И ты к Мамаеву кургану
Придёшь второго февраля.
И там, у той заиндевелой,
У той священной высоты,
Ты на крыло метели белой
Положишь красные цвет
Звучит песня “Мамаев курган»
Ученик 7
Не волнуйтесь, березы, никогда, никогда
Над безмолвным солдатом не померкнет звезда,
Нам, российским ребятам, в нашей жизни большой
Будет подвиг солдата путеводной звездой.
Ученик 8
Повезло мне, ребята, позавидуйте мне
Я живу в Волгограде на солдатской земле.
Он мой город родной и любовь и отрада.
Волга рядом со мной и я счастлив ребята!

Ведущий 6
О Сталинградском сражении знают и помнят во всех уголках земного шара. В честь этого события во многих городах мира воз¬двигнуты обелиски и монументы. Имя Сталинграда носят десятки и сотни заводов, фабрик, школ и культурных учреждений, улиц и площадей. В одной только Польше имя «Сталинград» отражено в названи¬ях улиц, площадей и парков 160 городов и поселков. Свыше 30 городов Франции, включая Париж, имеют площади и улицы, назван¬ные именем Сталинграда...
Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников волжской твердыни будет вечно жить в памяти народов мира как ярчайший образец беспримерного
в военной истории мужества и героизма. Имя "Сталинград" золотыми буквами навечно
вписано в историю нашего Отечества.

Литература:
С. В.Савинова «Праздники в начальной школе» издательство«Учитель»г.Волгоград 1999 г
. Поцелуев В. А. «История России 20 столетия» - М. 1997 год;
Уткин А. «Вторая мировая война» М. 2003 год
Государственный музей-панорама "Сталинградская битва"
Советская историческая энциклопедия. – М.: Изд-во «Сов. энциклопедия», 1987.
Чуянов А.С. Сталинградский дневник (1941-1943 г.г.). – Н-Волжское издание, 1979.


Полный текст материала Внеклассное мероприятие по теме "200 дней и ночей Сталинграда", 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шлыкова Ирина Ивановна  888888
-, Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 100
25.09.2010 5 10562 1132
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 5
avatar
5 Алина • 13:50, 01.02.2011
Это все конечно прекрасно и замечательно,но может быть вы подскажите где можно найти материал для классного часа в седьмом классе на тему "2 февраля-день разгрома"
avatar
4 Fatinia • 23:15, 03.10.2010
Ирина Ивановна! Мне очень понравился классный час. Буду ждать презентации.
avatar
3 888888 • 20:44, 02.10.2010
У меня уже готова презентация. Скоро добавлю.
avatar
2 va-lora1994 • 17:24, 02.10.2010
Спасибо! По этому сценарию очень легко построить презентацию.
avatar
1 korolevairin • 23:06, 25.09.2010
Уважаемая Ирина Ивановна, вы подобрали хороший материал о Сталинградской битве, но очень не хватает презентации. Репродукции-это, конечно, хорошо, но слайды на экране или клипы с песнями были бы в самую точку. С уважением Ирина